Тимченко Наталья, Виталий Бродзкий (досье). «Комсомольская правда», 2 апреля 2001 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, январь 2019 г.
Вячеслав Бутусов — личность весьма закрытая. С прессой старается не общаться, в личную жизнь журналистов не допускает. Но для "Комсомолки" он сделал исключение.
— Вячеслав, вы так редко улыбаетесь...
— Ну почему же редко? Даже смеюсь, бывает. Если смешно. А вообще-то я человек, на эмоции сдержанный.
— По знаку зодиака вы Весы. И, судя по всему, вам удается поддерживать внутреннее равновесие. Может ли что-то вывести вас из состояния покоя?
— Это самое равновесие — вообще большая проблема для всех Весов. А из колеи меня легко выбить. Я очень впечатлительный человек. И раздражаюсь частенько по разным поводам.
— Если бы к вам пришел какой-нибудь кинорежиссер, к примеру, автор "Брата" Балабанов, и предложил снять фильм про Бутусова, кому бы вы доверили сыграть себя?
— Ну это абсурдная ситуация. У Балабанова есть хроника "Наутилуса", но это документальное кино. Вряд ли я пошел бы навстречу идее снять про себя художественную картину. Или нужно было бы тогда какую-нибудь кинокомедию снимать. Тогда я сам с удовольствием себя самого бы и сыграл.
— А почему именно кинокомедию?
— Мне кажется, что давно уже пора изменить устоявшееся общественное мнение относительно себя. Сломать стереотип мрачного типа не от мира сего.
— Вот-вот, приходилось даже читать о том, что вы черной магией занимаетесь.
— Бред какой! А где это так про меня пишут?
— В Интернете.
— Ну, это кто-то от недостатка информации изгаляется.
— А то, что вы книгу пишете, правда?
— Правда. "Сто состояний" называется. Не знаю, что за жанр... Просто мне понравилось собирать некоторые свои мысли. Предполагаю, что может получиться цельная картина, и тогда ее можно будет издать.
— Мне кажется, что, зная ваших любимых писателей — Воннегута, Маркеса, Борхеса, — можно понять, откуда берут начало странные и во многом непредсказуемые тексты ваших песен.
— Это действительно так. Литература, несомненно, оказывает влияние на мое творчество.
— Кого из авторов вы открыли для себя недавно?
— Милорада Павича всего прочитал. Замечательный писатель!
— Спите с блокнотом и ручкой под подушкой, чтобы в случае чего важное не упустить?
— Не-е-т (Бутусова удалось рассмешить). Я в основном в своей мастерской большую часть времени провожу и мысли на компьютер фиксирую. Мне вообще нравятся интимные творческие процессы.
— Но сцена и интимность как-то не сочетаются. А вы выбрали сцену.
— Не сцену, а творчество. С удовольствием не выступал бы на концертах, а только сидел в мастерской и сочинял. Вот был бы у меня брат-близнец, он бы вместо меня перед зрителями пел.
— Вы — единственный ребенок в семье. Ваш отец — инженер-строитель, сами вы окончили архитектурный факультет. Как родители восприняли то, что вы изменили семейной традиции и занялись музыкой?
— Мама спокойно ко всему отнеслась. Кстати, именно она подарила мне первую гитару. За семь рублей. А вот папа долго переживал. Никак не мог понять, как можно заниматься музыкой профессионально. Успокоился только, когда к "Наутилусу" пришла всесоюзная слава.
— А трем своим дочерям вы даете советы, чем заниматься в жизни?
— Нет, стараюсь поддержать их выбор. Собственно, сделала его только старшая — Анна. Ей уже двадцать лет, и она со мной не живет. Она у меня очень самостоятельный человек с богатым жизненным опытом. Увлекается историей культуры, филологию изучает и подрабатывает в архитектурной конторе (папины гены сказываются).
— Откуда жизненный опыт у такой молоденькой девушки?
— Дело в том, что Анна в детстве долго болела, и врачи не могли определить, что это за болезнь. С восьми лет дочка привыкла быть одна в бесконечных больницах и полагаться на саму себя. А потом еще, знаете, проблема разводных детей... От всего этого они рано взрослеют.
— А чем занимаются ее сестры?
— Ксюша — в третьем классе, младшей, Софье, два года. Вообще-то мы с женой (Анжеликой Эстоевой, второй супругой Вячеслава. — Н. Т.) предполагали, что третьим будет сын. И УЗИ парня показало. А родилась Софья. Правда, характер у нее хуже мальчишеского оказался.
— Когда у вас готова новая песня, кто становится первым слушателем?
— Жена. Она мой самый главный критик.
— Но ее мнение все-таки не может быть до конца объективным.
— Есть вещи непроизвольные, и я в основном на них ориентируюсь. Нельзя скрыть первую реакцию. Тем более я часто провоцирую Анжелику на эмоции.
— В январском номере "ОМ" утверждалось, что на смену "Наутилусу" пришла группа "БИ-2". Вы с этим согласны?
— По-моему, не стоит искать замену тому, что уже отжило. Надо искать что-то свое, новое. А общее у "Наутилуса" и "БИ-2" есть. Их директор когда-то был нашим.
— В этом году вам исполнится сорок лет. Кризис среднего возраста у вас уже был?
— Очень хочу надеяться, что был. Это хорошее оправдание всему тому, что произошло за последние два-три года. Сорок лет — хорошая жизненная школа. И у меня нет ощущения, что все закончилось. Напротив, все только начинается!
На волне популярности "Наутилуса", когда группа собирала аншлаги по всей стране, Бутусов вдруг заявил, что прощается со своим проектом: "Наутилус" свое отжил, его капитан уходит в свободное плавание".
Один из результатов этого плавания, новый альбом "Элизобарра-Торр", плод совместного творчества с дуэтом "Dеаdушки". Эта работа еще раз показала, что Вячеслав не боится экспериментировать.
К слову, еще за несколько месяцев до выхода новой работы меломаны успели прикипеть всей душой к одной из песенок с альбома с романтическим названием "Настасья". Возможно, благодаря удачному клипу режиссера Александра Баширова, который уже несколько месяцев крутится по ТВ. Баширов сыграл там собственно Настасью, а сам Бутусов — типа, похожего на мрачного, но волнительного бандита.
Виталий Бродзкий