Беседовал Владимир Полупанов. «Я — молодой!» №24(53), 1994 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2020 г.
В конце ноября свердловская группа "Агата Кристи" дала два концерта в ГЦКЗ "Россия", показав московской публике ("живьем") новую программу под названием "Позорная звезда". После концерта усталые, но счастливые музыканты "Агаты" спустились в артистический бар, где мне и удалось поговорить с ними.
— Чуть ли не в каждой песне альбома "Позорная звезда" есть слово, так или иначе связанное с войной. С кем вы воюете?
Глеб Самойлов (гитара, вокал, тексты): Война прежде всего внутри себя. В ней маленькие победы, опять же над самим собой. Это внутреннее состояние, и никакого отношения к межнациональному противостоянию оно не имеет. Война и любовь — две темы, постоянно волнующие человечество. Именно они и задают тон в "Позорной звезде".
Александр Козлов (клавишные): Ощущение войны всегда экстремально по своей сути, и нам это нравится.
— С точки зрения филологии тексты ваших песен совершенно безграмотны...
Глеб: Русский язык я знаю нормально (в аттестат мне поставили четверку). Дело в том, что тексты песен живут по своим законам. В них главное — не правильность грамматики, а настроение, пускай со стилистическими шероховатостями. Рок-н-ролл — это и есть одна большая шероховатость.
Александр: Все великие люди частенько нарушали какие-то каноны и шли против установленных норм...
Глеб: ...Поэтому-то и тексты на полиграфической вкладке в компакт-диске написаны без единого знака препинания, и все слова начинаются с маленькой буквы.
— Альбом по настроению получился достаточно попсовый. Когда записывали его, у вас было желание поиграть на вкусах публики?
Александр: Работая над альбомом, нам хотелось передать необычные ощущения и сильные эмоции при помощи ярких музыкальных красок. Не знаю, насколько это получилось.
Вадим Самойлов (вокал, гитара): Несмотря на мажорное настроение, в этом альбоме присутствует надрыв.
— Глеб, извини мое занудство, песня со словами: "Я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе" — про...
Глеб: Эта песня про любовь. Можно вспомнить даосов, у которых любовные взаимоотношения строились на принципе борьбы и войны. Эта мысль далеко не нова. Почему она вызывает такое удивление?
— В погоне за шлягерностью вы, по-моему, заимствуете мелодии уже существующих песен. Во всяком случае, такое ощущение складывается после прослушивания "Позорной звезды".
Вадим: Видимо, это атрибут шлягера, когда песня с первого раза воспринимается так, как будто ты ее когда-то уже слышал.
Глеб: Когда я впервые услышал известную песенку Сюзан Вега про кафе (напевает), у меня тоже было ощущение, что я с этой песней родился. Я так же воспринимаю Бетховена и Чайковского. Все романтическое в искусстве — это тоска о чем-то прошлом.
— В Свердловске осталось немного музыкальных коллективов, которые что-то делают. Многие музыканты вообще перебрались в Москву или в Питер. Что вас держит на Урале?
Александр: Понятие "дом" очень важно для творческого человека. Шоу-бизнес делается в Москве, а творчеством мы занимаемся дома. Как говорит Вадим, у нас "вахтовый метод работы".
— Даже если не знать, что "Агата Кристи" принимала участие в работе над альбомом "Наутилуса" "Титаник", можно сказать, что ваше влияние на музыку Бутусова очень заметно...
Глеб: Происходят странные вещи. Раньше нам говорили, что мы сильно походим на "Hay", теперь — наоборот. Последние полтора года мы варимся в одной и той же интеллектуально-музыкальной каше, поэтому и происходит пересечение идей.
Александр: Извините, конечно, меня за нахальство, но мне кажется, что "Агата Кристи" и "Наутилус Помпилиус" — две группы, которые трудно поставить рядом с кем-нибудь. Почти все московские музыканты заняты тем, что носят себя на руках...
Глеб: А ленинградцы заняты тем, что стараются быть не похожими на москвичей, и тратят все силы на это.
— Вадим, со сцены ты обмолвился, что у вас готов еще один альбом. Чем он отличается от предыдущих?
Вадим: 25 декабря в Совинцентре мы хотим презентовать альбом под названием "Опиум". На мой взгляд, он получился интересным в том плане, что, взяв три любые песни из альбома и послушав их отдельно, нельзя составить полного впечатления. Все они вроде одинаковые по настроению, но разные по выразительным средствам. В нем 13 песен, общее время звучания — 52 минуты 30 секунд. В этом альбоме мы как бы бросаем интонационный взгляд на все три вышедших до этого альбома.