Елена Соловьёва, фото: Ильдар Зиганшин, цветные фото: Даниэла Верцбергер. Газета «Город Е» №9 (59), 2005 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Двор, где Ильдар
сделал первые фотографии
Фотограф и дизайнер Ильдар Зиганшин известен всей стране тем, что оформлял лучшие альбомы уральских рок-звёзд: «Наутилуса», «Агаты Кристи», «ЧАЙФа», «Насти».
Многие из его работ до сих пор украшают переизданные компакт-диски. А в Екатеринбурге он море других интересных вещей понаделал.
Стараясь застать жизнь врасплох, «такой, какая она есть», без грима официоза и постановочной фальши, Ильдар Зиганшин снимал в нашем городе газетные ящики, плафоны в лифтах, первых рокеров и просто странные места. Коллекция артефактов получилась уникальная, и про архив Ильдара ходят легенды. «Но, — говорит он, — давай не будем зацикливаться на Бутусове и «Hay». Это далеко не все, что случилось со мной в этом городе. Начни с дома моего детства по ул. Мира, 38. Там, где сейчас магазин «Уралобувь». Он один такой в городе, по второму этажу его опоясывает длинный балкон, на который выходят несколько квартир. На балконе мы играли в футбол, здесь я научился кататься на велосипеде. А поскольку родился я в 1961 году, когда полетел в космос Гагарин, то у меня всегда было ощущение, что взлетел он буквально с соседнего двора. Во дворе же я сделал свои первые снимки, лет в десять, «Сменой-6». И когда проявил, меня совершенно потрясло, что через фотографию можно возвратиться в то состояние, где ты когда-то был. С тех пор фотография меня не отпускала».
Слава Бутусов И.З.: «Во рту у Славы крышка от фотоаппарата, а за спиной — кусок моего дипломного проекта «Предприятие на солнечной энергии». Мы защищались в 1984 году, он учился на градостроительстве, я на промархитектуре АрХА.
А познакомились еще на подготовительных курсах в 1978-м. Рисовали «мальчика в повязке». Кто уж как мог.
Вдруг я вижу человека, который один с фотографической точностью рисует то, что перед ним.
Академически поставленная рука, отличный штрих. Славка на курсе стал лучшим графиком. А тогда мы просто разговорились, про музыку в том числе: «Пинк Флойд», «Цеппелины». Но меня помимо музыки интересовало еще, как эти заграничные пласты оформлены. На обложках — совершенно уникальный видеоряд, не соотносящийся с теми лозунгами и формами, которые тогда пронизывали социальное пространство Свердловска и страны, — просто капли иного воздуха какие-то».
Комаров, Бутусов, Умецкий
после записи Разлуки
на крыльце АрХА. 1986 г.
И.З.: «Это ребята возле студенческого клуба АрХА, на Толмачева, 24. Вообще в те годы в институте существовало два «убежища» для неформальной жизни: студенческий клуб и «редакционное гнездо» газеты «Архитектор». Мы выпускали ее, кажется, раз в месяц, на больших планшетах. В основном писали про искусство. Доставали из каких-то гэдээровских журналов и книг перепечатки про Малевича, например. А в клубе была база агитбригады, которая к 1984 году начала перетекать в состав «наутилусов». Здесь в 1986 году они записали «Разлуку», свели, вышли покурить, и вот тут на крылечке я осознал, что произошло Нечто.
Обложку для их альбома я здесь же делал. Уложил ребят на пол, намочил в ведре простыню, на них набросил, получилась такая отличная фактура. Сам влез на стул, снимаю. А я дублей-то много делал, смотрю, ребята у меня как-то нехорошо зашевелились. Потом вылезли, говорят: слушай, чуть не задушил, сам попробуй через мокрую простыню дышать».
Ильдар на балконе
Перед самым первым
концертом Наутилуса
в ДК автомобилистов
И.З.: «Это я на балконе Ленина, 52 {корпус 3а). С ребятами развлекались.
Здесь располагалась Союзстройконструкция, где я работал с 1987-го по 1989-й в конструкторско-художественном отделе.
Безумное это было дело — архитектура при социализме. Но здесь мне удалось немного отдышаться —
атмосфера коллектива располагала. Я честно трубил на контору, но параллельно занимался креативной фотографией и
поворачивал в сторону графического дизайна. Уже появились кооперативы и ощущение перемен. Веселое время.
Работая здесь, я сделал логотип группе «ЧАЙФ» к их первому виниловому альбому «Не беда»,
который собралась выпустить фирма «Мелодия». Здесь же были оформлены пластинки многих других групп.
Рокеров я сейчас снимаю все реже
Частично сессии Насти Полевой тут проходили и «Агаты Кристи». Хотя места вокруг абсолютно
социалистические, но выбирать не из чего было особенно. Фон для, съемки-либо рыжая штукатурка, либо
кирпич силикатный или панельные хрущёвки. Земля — и одно и то же
серое состояние. Только сейчас появляется какая-то архитектура. В чем, я думаю, большая заслуга
выпускников АрХА, которые, регулярно впрыскиваясь в этот город, постепенно его преображают.
А отдел у нас был совершенно семейный, домашний, со многими общаюсь до сих пор. Хотя я быстро
понял, что мне тяжело работать, когда результаты моего труда зависят от многих людей в цепочке, и
уволился. Я не человек корпорации. Привык отвечать за себя сам. С тех пор работаю только по контрактам с
издательствами и крупными фирмами».
Агата Кристи, 1987 год И.З.: «Во дворах Ленина, 52 была сделана первая фотосессия для альбома «Агаты Кристи» «Коварство и любовь». Сознаюсь, что согласился я на это с неохотой, потому что обычно не берусь оформлять материал, которому не могу сопереживать. И этот альбом мне показался тогда опереточным. Но их продюсер Лена Чистова меня уговорила.
Я не пожалел. Второй их альбом «Декаданс» мне жутко понравился. Я люблю музыку, которая совпадает со своим временем, по которой можно восстанавливать его дыхание, Еще я оформлял для них два альбома - «Декаданс» и «Позорная звезда», потом они уехали в Москву. Вообще мне кажется, что как только происходит покупка группы и начинаются товарно-денежные отношения в каком-то социальном пространстве, то что-то из музыки уходит.
И все уже не так пронзительно».
Умецкий, Зарубин,
Саднов и Бутусов
Из фотосессии к
обложке Переезда, 1984 г.
И.З.: «Когда «наутилусы» записали свой второй альбом «Переезд»,
мы пошли делать фотки для оформления «катушек» во двор того дома, где сейчас
ресторан «Пекин», — на Малышева, около Каменного моста на Исети.
Когда я делал обложки, всегда пытался передать в одной картинке всю текстовую и музыкальную
насыщенность альбома. Для меня идеальная обложка та, на которую можно смотреть в любой
момент проигрывания альбома и понимать: да, она созвучна музыке».