Ильдар Зиганшин: свердловский фотодневник

Елена Соловьёва, фото: Ильдар Зиганшин, цветные фото: Даниэла Верцбергер. Газета «Город Е» №9 (59), 2005 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Ильдар ЗиганшинДвор, где Ильдар
сделал первые фотографии
Фотограф и дизайнер Ильдар Зиганшин известен всей стране тем, что оформлял лучшие альбомы уральских рок-звёзд: «Наутилуса», «Агаты Кристи», «ЧАЙФа», «Насти». Многие из его работ до сих пор украшают переизданные компакт-диски. А в Екатеринбурге он море других интересных вещей понаделал.

Стараясь застать жизнь врасплох, «такой, какая она есть», без грима официоза и постановочной фальши, Ильдар Зиганшин снимал в нашем городе газетные ящики, плафоны в лифтах, первых рокеров и просто странные места. Коллекция артефактов получилась уникальная, и про архив Ильдара ходят легенды. «Но, — говорит он, — давай не будем зацикливаться на Бутусове и «Hay». Это далеко не все, что случилось со мной в этом городе. Начни с дома моего детства по ул. Мира, 38. Там, где сейчас магазин «Уралобувь». Он один такой в городе, по второму этажу его опоясывает длинный балкон, на который выходят несколько квартир. На балконе мы играли в футбол, здесь я научился кататься на велосипеде. А поскольку родился я в 1961 году, когда полетел в космос Гагарин, то у меня всегда было ощущение, что взлетел он буквально с соседнего двора. Во дворе же я сделал свои первые снимки, лет в десять, «Сменой-6». И когда проявил, меня совершенно потрясло, что через фотографию можно возвратиться в то состояние, где ты когда-то был. С тех пор фотография меня не отпускала».


Архитектор Бутусов шутит

Слава Бутусов есть фотоаппаратСлава Бутусов И.З.: «Во рту у Славы крышка от фотоаппарата, а за спиной — кусок моего дипломного проекта «Предприятие на солнечной энергии». Мы защищались в 1984 году, он учился на градостроительстве, я на промархитектуре АрХА.

А познакомились еще на подготовительных курсах в 1978-м. Рисовали «мальчика в повязке». Кто уж как мог.

Вдруг я вижу человека, который один с фотографической точностью рисует то, что перед ним.

Академически поставленная рука, отличный штрих. Славка на курсе стал лучшим графиком. А тогда мы просто разговорились, про музыку в том числе: «Пинк Флойд», «Цеппелины». Но меня помимо музыки интересовало еще, как эти заграничные пласты оформлены. На обложках — совершенно уникальный видеоряд, не соотносящийся с теми лозунгами и формами, которые тогда пронизывали социальное пространство Свердловска и страны, — просто капли иного воздуха какие-то».


Как Зиганшин «наутилусов» душил

Толмачева, 24. Комаров, Бутусов, Умецкий сразу после записи альбома Разлука на крыльце студенческого клуба АрХА. 1986 г.Комаров, Бутусов, Умецкий
после записи Разлуки
на крыльце АрХА. 1986 г.
И.З.: «Это ребята возле студенческого клуба АрХА, на Толмачева, 24. Вообще в те годы в институте существовало два «убежища» для неформальной жизни: студенческий клуб и «редакционное гнездо» газеты «Архитектор». Мы выпускали ее, кажется, раз в месяц, на больших планшетах. В основном писали про искусство. Доставали из каких-то гэдээровских журналов и книг перепечатки про Малевича, например. А в клубе была база агитбригады, которая к 1984 году начала перетекать в состав «наутилусов». Здесь в 1986 году они записали «Разлуку», свели, вышли покурить, и вот тут на крылечке я осознал, что произошло Нечто. Обложку для их альбома я здесь же делал. Уложил ребят на пол, намочил в ведре простыню, на них набросил, получилась такая отличная фактура. Сам влез на стул, снимаю. А я дублей-то много делал, смотрю, ребята у меня как-то нехорошо зашевелились. Потом вылезли, говорят: слушай, чуть не задушил, сам попробуй через мокрую простыню дышать».


Нечлен корпорации

Зиганшин на балконеИльдар на балконе Нау в ДК АвтомобилистовПеред самым первым
концертом Наутилуса
в ДК автомобилистов
И.З.: «Это я на балконе Ленина, 52 {корпус 3а). С ребятами развлекались. Здесь располагалась Союзстройконструкция, где я работал с 1987-го по 1989-й в конструкторско-художественном отделе. Безумное это было дело — архитектура при социализме. Но здесь мне удалось немного отдышаться — атмосфера коллектива располагала. Я честно трубил на контору, но параллельно занимался креативной фотографией и поворачивал в сторону графического дизайна. Уже появились кооперативы и ощущение перемен. Веселое время. Работая здесь, я сделал логотип группе «ЧАЙФ» к их первому виниловому альбому «Не беда», который собралась выпустить фирма «Мелодия». Здесь же были оформлены пластинки многих других групп. Ильдар ЗиганшинРокеров я сейчас снимаю все реже Частично сессии Насти Полевой тут проходили и «Агаты Кристи». Хотя места вокруг абсолютно социалистические, но выбирать не из чего было особенно. Фон для, съемки-либо рыжая штукатурка, либо кирпич силикатный или панельные хрущёвки. Земля — и одно и то же серое состояние. Только сейчас появляется какая-то архитектура. В чем, я думаю, большая заслуга выпускников АрХА, которые, регулярно впрыскиваясь в этот город, постепенно его преображают. А отдел у нас был совершенно семейный, домашний, со многими общаюсь до сих пор. Хотя я быстро понял, что мне тяжело работать, когда результаты моего труда зависят от многих людей в цепочке, и уволился. Я не человек корпорации. Привык отвечать за себя сам. С тех пор работаю только по контрактам с издательствами и крупными фирмами».


«Агата Кристи». Музыка времени

Агата Кристи 1987 годАгата Кристи, 1987 год И.З.: «Во дворах Ленина, 52 была сделана первая фотосессия для альбома «Агаты Кристи» «Коварство и любовь». Сознаюсь, что согласился я на это с неохотой, потому что обычно не берусь оформлять материал, которому не могу сопереживать. И этот альбом мне показался тогда опереточным. Но их продюсер Лена Чистова меня уговорила.

Я не пожалел. Второй их альбом «Декаданс» мне жутко понравился. Я люблю музыку, которая совпадает со своим временем, по которой можно восстанавливать его дыхание, Еще я оформлял для них два альбома - «Декаданс» и «Позорная звезда», потом они уехали в Москву. Вообще мне кажется, что как только происходит покупка группы и начинаются товарно-денежные отношения в каком-то социальном пространстве, то что-то из музыки уходит.

И все уже не так пронзительно».


«Переезд» на Каменном мосту

фотосессия к альбому ПереездУмецкий, Зарубин,
Саднов и Бутусов
Из фотосессии к обложке Переезда, 1984 г.Из фотосессии к
обложке Переезда, 1984 г.
И.З.: «Когда «наутилусы» записали свой второй альбом «Переезд», мы пошли делать фотки для оформления «катушек» во двор того дома, где сейчас ресторан «Пекин», — на Малышева, около Каменного моста на Исети. Когда я делал обложки, всегда пытался передать в одной картинке всю текстовую и музыкальную насыщенность альбома. Для меня идеальная обложка та, на которую можно смотреть в любой момент проигрывания альбома и понимать: да, она созвучна музыке».


2005 год. Логика метафизического протест... Все статьи 2005 года 2005 год. Бутусов: Когда говорят, что в...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисковMozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>