Бутусов: «Когда говорят, что виновата ЧК или ГБ, это человеческая слабость»

Беседовал Владислав Корнейчук. «Политический журнал» №41 (92), 2005 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Известный музыкант, поэт и композитор Вячеслав Бутусов был одним из тех, кого заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков приглашал на памятную конфиденциальную встречу, в которой участвовали многие (Борис Гребенщиков, Земфира, Шнур), но отнюдь не все «заслуженные рокеры» нашей страны. Не получивший приглашения в Кремль Юрий Шевчук сказал: «Не знаю, о чем был разговор. Все же молчат. Может, их там пытали? Может, наливали или деньги раздавали?..» Потом, правда, многие участники встречи «раскололись»: об использовании рок-кумиров в политических целях во время аудиенции не говорилось, а про выделенный «кусок» (по словам БГ) эфира стало ясно с тех пор, как на одном из федеральных телеканалов стала выходить программа «ПроСВЕТ».


Вячеслав Бутусов
Преодолев соблазн спрашивать Вячеслава Бутусова о его визите в коридоры власти, корреспондент «ПЖ» не стал. Дело уже прошлое. А вот как Бутусов относится к делам нынешних дней?

— Слава, автор многих текстов «Наутилуса Помпилиуса» Илья Кормильцев как-то сказал, что к распаду этой отечественной супергруппы причастны спецслужбы, которые проводили работу по изучению возможности контроля над молодежным электоратом через рок-музыку...

— Для меня это в общем-то неожиданный сценарий развития событий. Но в тот же момент — банальный. Неожиданный в том смысле, что сейчас уже бессмысленно обсуждать причины распада. А если уж это делать, то тогда надо посмотреть на проблему серьезно. Не то чтобы, конечно, взять и провести научные исследования, изучить под микроскопом... Просто необходимо поставить все точки над "i". По-человечески. Искренне и откровенно. Что касается КГБ, ФСБ и всего прочего, это, конечно, малодушные отговорки...

— Кормильцева?

— Всех. Когда люди говорят, что виновата ГБ или ЧК, это всего лишь человеческая слабость. Депутатский рефлекс. Говорить что-то надо, а говорить нечего...

— А вы считаете, что распад группы «Наутилус Помпилиус» — процесс естественный...

— Конечно, все в мире тленно. Особенно такие вещи, как коллективное проявление доверчивости, коллективное творчество, псевдотворчество...

— Псевдотворчество?

— Все-таки творчество — это интимный процесс, а коллективность нужна на другом уровне. Как движитель какой-то.

— Не было холодка году в 87-м? Перестройка перестройкой, а все-таки люди, помня, что может быть за «антисоветчину», тогда еще побаивались.

— В наших песнях было нечто не то чтобы антисоветское, но нигилистическое: нигилизм — естественное проявление возраста. Дерзость — нормальная на тот момент реакция, потому что все поводья были отпущены.

— Приятнее в России по сравнению с, допустим, тем же 87-м годом жить?

— Приятнее. Потому что жизнь идет своим чередом. И всегда приятно ощущать, что ты все ближе к тому моменту, когда все будет очень хорошо...

— Вы имеете в виду завершение жизни?

— Нет! Жизнь бесконечна. Я имею в виду светлые времена, которые все ближе и ближе. Чем больше терпения мы испытываем, тем более приятно это ощущать.

— Туманно выражаетесь. А как же быть с ростом преступности, безработицы и прочих, скажем так, неприглядностей?

— А он, этот рост, как был за всю историю человечества так никуда и не девался.

— Вид нищего на улице заставляет дрогнуть ваше сердце?

— Я, если могу чем-то помочь, считаю своим долгом помочь. Хотя иногда, честно говоря, не знаю, чем.

— За последние года два вам где больше всего понравилось выступать?

— Мне очень понравилось в Риге, где мы недавно были. Приятно удивил город Казань. Латвию якобы политически будоражит, но на самом деле тамошний менталитет не позволяет людям в их поведении зашкаливать за определенную — невысокую — степень дури. Я имею в виду не темперамент, а социальную дурь, когда люди могут позволить себе жечь, убивать и тому подобное. У них в этом смысле очень крепкие предохранители. В Латвии такое ощущение спокойствия, что, когда долго там находишься, начинает тошнить от него даже, скучно становится: никакие потрясения тебя не будоражат, никакое информационное бремя не давит...

— Эсэсовцам латышским к пенсии прибавили. Разве не потрясение?

— А я в такие вещи не вникаю, меня бородавки эти все общественные не интересуют. Я говорю в целом. Я как бывший градостроитель привык идти от целого к частному. У меня к этим странам в общем-то нет никаких претензий. Они как жили себе тихо, так и живут тихо. И страдают тихо. Есть люди, которые, даже находясь в состоянии равновесия, демонстрируют всем свои неприятные ощущения. А есть люди, которые и в состоянии крайне мучительном нисколько не позволяют себе демонстрировать это в обществе. Это зависит от воспитания и самодисциплины.

— Вы относитесь к тем, кто не демонстрирует свои переживания?

— Тут нет только черного и белого. Много оттенков всяких...

— Активно гастролирующие музыканты говорят, что сейчас во многих городах, даже в тех, где нельзя, кажется, было бы такого ожидать, стоит хороший «аппарат», условия «райдера» (требования музыкантов к аппаратуре, проживанию, питанию и т.п. — Ред.) организаторами четко выполняются...

— Да, действительно! Иногда в таких неожиданных местах находишь такой «культурный аппарат», говоря нашим командировочным языком, что просто диву даешься.

— Вы много ездите по стране, а, интересно, где у нас в провинции богатые люди живут?

— У меня все так перепуталось, что я могу только какие-то крупные города вспомнить... У нас, знаете, бывает такой специфический режим во время гастролей, когда, словно коробку скоростей, переключаешь что-то в самом себе: приехал, на жесткий режим перешел, погрузился в атмосферу места, в котором оказался. Названия городов потом, правда, вспомнить сложно. У меня все так перемешалось... Но вот, припоминаю, на Севере, к примеру, место. В моем представлении совершенно безнадежное. Там даже никто постоянно не живет: место, где жизни нет, где вахтенным способом осуществляют добычу полезных ископаемых. И вот там, в каком-то их красном уголке, стоит «аппарат», по нашим меркам, экзотический. Там такого высокого уровня техника в общем-то и не нужна. Но это уже «издержки производства»! Там ставят таким образом капельницы для всего этого безжизненного пространства, чтобы хоть как-то его оживить.

— Часто бываете в Свердловске-Екатеринбурге, где когда-то сделали первые и при этом весьма удачные шаги на рок-сцену?

— Так же, как и в других городах. По работе. Единственное — там мои родители до сих пор живут.

— Хотелось бы как у артиста у вас узнать: когда вы на сцену выходите, вы что испытываете — радость, страх, прилив энергии?

— Это все в несколько стадий происходит. И присутствует все, что вы перечислили. Сначала, когда выходишь, просто ощущаешь страх перед позором. Хотя страх перед позором не так уж страшен сам по себе. Потом начинаешь чувствовать какое-то облегчение — независимо от того, хорошо концерт идет или нет, оживилась публика или нет. А бывает, наступает момент, когда чувствуешь: процесс переходит в стадию созидательную, терапевтическую. И я чувствую, что начинаю разогреваться и добреть, и публика размякает.

— Были случаи в каких-то городах, когда местная публика встретила вас не столь приветливо, как хотелось бы?

— За двадцать лет нервозной, непредсказуемой концертной практики я привык к тому, что лучше настраиваться на провал. И радуюсь, когда все происходит не по тому, гестаповскому, плану, который я себе нарисовал. Недавно мы были во Владикавказе. Честно говоря, я не очень хотел туда ехать. Был опыт присутствия в зонах военных конфликтов, где атмосфера агрессии достигла такого уровня, когда сам воздух высасывает из тебя энергию жизни. Когда мы приехали во Владикавказ, я настроил себя на противостояние какой-то чернухе, которое мне предстоит, и, видимо, так перенапрягся, что, когда народ буквально с первой песни принял нас как дорогих гостей, я чуть не разделся на сцене, так мне жарко стало от такой... приятной неожиданности. 


2005 год. Вячеслав Бутусов съел гитару... Все статьи 2005 года 2005 год. Бутусов приглашает на концерт...

Обсуждение редких отечественных компакт-дисковMozilla Firefox
Быстрее, безопаснее!
Скачать браузер >>>