В. Борисова. октябрь 1991 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 3 ноября 2024 г..
Примечание naunaunau: Фестиваль «Европа плюс Азия» прошел 25-27 октября 1991 года в Челябинске, во Дворце спорта «Юность». Участники: «Алиса», «Брызги», Владимир Рекшан с «Санкт-Петербургом», «Духи», Ляпин со товарищи, «Кошкин дом», «Настя», «Наутилус Помпилиус», «Небо-Небо», «Ничево!», «Почта», «Опасные соседи», «Резиновый дедушка», «Трилистник», «ЧайФ».
Челябинск, полседьмого утра. С голодухи город кажется унылым и негостеприимным. Но это впечатление меняется после кофе с булочкой, удачно (обнаруженной) афиши фестиваля, а затем и места его проведения – Дворца спорта.
Вообще, Челябинск – город как город. Маленькая речка, закатанная в гранит набережной и подернутая чем-то зеленым (явно искусственного происхождения). Кооперативные … в маленьких очаровательных домиках постройки начала века. Очень красивые церкви с ликами святых на потолках и виноградным мотивом орнаментов. Огромное здание Челябинской торговой биржи. И очень (зверского) вида трамваи.
Мы честно купили билеты на последние два дня фестиваля. И тут случился неожиданный облом: в числе участников не обнаружилось «Аукцыона» и «Агаты Кристи». «Алиса» и «ЧайФ» уже успели уехать, а наша национальная гордость «Наутилус Помпилиус», до сих пор сохранявший формальное членство в СРК, причислен к питерским командам. В ожидании концерта мы забрели в здание университета и оставили привет из Екатеринбурга. Наконец подошло время начала.
Когда, настроив инструменты, «Наутилус Помпилиус» исчез со сцены, появился Анатолий («Джордж») Гуницкий и ввиду демократии предложил публике выбрать, кого она (публика) желает увидеть первым. Наконец, он объявил выход «Нау». Фаны рвались к сцене. Бутусов, оказав народу мелкие знаки внимания – поздравив с началом учебного года, … здравие Челябинска и его окрестностей – отыграл свою программу (от старых песен – «Круговая порука» и т.д. до совсем старых).
На середине «Прощального письма» он попрощался и исчез со сцены. Народ издал возмущенный вопль. Потом уже Джордж поблагодарил всех вопивших, после чего опять возник Бутусов и спел еще одну песню.
Следующей была «Настя». Публика успокоилась, примолкла. «Да, ее надо слушать, — глубокомысленно изрек один фан. «Настя» на этом фестивале практически одна представаляла Екатеринбург, если не считать «Чайф». Затем были «Опасные соседи». Партер танцевал рок-н-ролл, падали стулья, люди со стульев. Все это выглядело довольно симпатично. Для восстановления сил и стульев устроили перерыв. Среди участников фестиваля был объявлен конкурс на лучшую песню, написанную прямо на фестивале и посвященную Уралу – родине Ельцина, самому Президенту России, а также Челябинской товарной бирже. Впрочем, не многие решили принять участие в конкурсе.
Зато когда Джордж, твердо следуя взятому курсу, перешел к рыночной экономике, он был встречен с энтузиазмом. Желающие постоять на сцене платили по пять рублей, отвечали на вопросы рок-викторины, а в качестве приза каждому (заплатившему) досталось по глотку из бутылки. (Меня до сих пор мучает вопрос, почему Анатолия Гуницкого зовут «Джорджем»?)
Потом Ляпин с «Турецким чаем» раздавал желающим презервативы на память об одноименной песне. Поступило предложение переименовать город в ЧеЛяпинск. В общем, было весело. На сцену выскочил Джордж и принялся разбивать стул. Широкой поддержки эта инициатива не имела — стулья в партере обладали инстинктом самосохранения и при попытке сломать их немедленно складывались.
«Трилистник» выглядел почему-то очень скучно, хотя Джордж долго распространялся о том, что «была группа, какая группа! Ах, да, «Аквариум», и был в ней человек, который пел... а потом ушел. И как, бишь, его звали? да, он ушел, а люди остались, и вот они перед нами.» Действительно, песни «Трилистника» были похожи на песни «того человека», но нагнетали на зрителей дремоту и скуку.
Появившись на фестивале со своей новой песней, тряхнул стариной и Владимир Рекшан с «Санкт-Петербургом». Выглядел он примерно так, будто говорил: «вот я пишу книжки, а еще я вам что-нибудь спою».
Затем на сцену вышла челябинская группа «Небо небо». Спев три неплохие песни, ребята начали ссориться с Джорджем, выясняя, что больше: три песни или пятнадцать минут, и на каких условиях они договаривались. В общем, получилось, что концерт продлился на тридцать минут дольше, чем следовало. Джорджа — в купе с питерскими командами — обозвали «ленинградцами», на это Джордж страшно обиделся, и заявили, что челябинцы станут выступать на следующий день, когда приедет телевидение. На этом концерт закончился. На другой день, проснувшись на вокзале, мы с удовольствием обнаружили обретавшихся здесь же земляков.
Незапланированный дневной концерт был организован специально для посланников «Нау» и «Ляпина». Основная часть публики, вероятно, еще спала сладким сном, а те немногие, что в 13:00 уже были на ногах, смогли в спокойной обстановке лицезреть своих кумиров.
А вечером приехало телевидение с нарядом милиции в нагрузку. «Защитники телекамер» с удовольствием сбрасывали со сцены забредших туда без дела фанов, пытаясь распространить свой террор и на желающих просто подарить цветы исполнителям. Но мы мирно гуляли за кулисами, никого не трогали, милиционеры и их помощницы — бабульки к нами привыкли, и мы могли спокойно наблюдать за происходящим. На сцене проходила практически вчерашняя программа. Разве что добавилась группа из Швеции, челябинские команды «Ничево!», «Парад», «Небо небо» и «Брызги», дорвавшись до телекамер, спели по две-три песни, да произвел небольшую панику среди организаторов все тот же Ляпин. Его выступление не было запланировано на этом концерте, и он предпринял простой маневр скромно постояв с краю сцены, привлек к себе внимание фанов. Фаны, естественно, стали кричать и вызывать Ляпина, и он «под давлением общественности» решил спеть несколько песен. Правда, предварительно успокоив всех, что нехороших слов, а именно таких-то, он говорить не будет, и вообще, можно его выступление не снимать.
Больше ничего интересного в этот день не произошло, и тихо-мирно фестиваль кончился. А в общем вагоне поезда на Екатеринбург кончился для нас и Челябинск.
В. Борисова