Воспоминания о будущем

«Студенческий Меридиан» №6, 1988 г.
Сканы предоставил: Иван Киреев. Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2019 г.


Итоги «Парада надежд-87»

Рок-фестиваль «Литуаника-87» в Вильнюсе, второй конкурс молодых исполнителей в Юрмале, самый представительный за последние годы фестиваль самодеятельных групп в Подольске, заключительный концерт советско-американского похода за мир, «Рок-панорама-87»... Прошлый год оказался богат музыкальными событиями. Постаралось телевидение и радио, где появилось немало новых интересных программ («Взгляд», «Хит-парад», «Молодежный канал»), в которых наряду с эстрадными песенками типа «Луна, луна», «Вернисаж, вернисаж» зазвучали социальные, проблемные песни «Наутилуса Помпилиуса», «Арии», «Аквариума», «Кино». И мы вправе были ждать от нашего «Парада надежд» приятных неожиданностей и неожиданных приятностей, но...

Борьбы во всех основных категориях не получилось. С самым большим «отрывом» «финишировала» Алла Пугачева. Влияние ее на нашу женскую эстраду сегодня так велико, что нет-нет да послышатся знакомые «пугачевские» нотки в песнях молодых начинающих певиц, повидятся ее прическа, манеры. Выходя в «профи», многие становятся как бы на одно лицо — отчего? Чтобы быть в моде, понравиться наверняка? Не потому ли такая пропасть между вторым и третьим местом, на которых, соответственно, Лайма Вайкуле и Жанна Агузарова, и всеми остальными? Пропасть — где ожидания, как с Катей Семеновой и Натальей Гулькиной, где разочарования — как с Вески и Понаровской, свои позиции сдавшими. К тому же первые — не просто первые — они любимые. И если в Вайкуле особенно привлекает артистизм, сценичность, необычные шоу-варьете, то Жанна особенно любима за то, что какая-то «вся своя» — живая, бесшабашная. И концерты обеих — не праздная тусовка с о будущем микрофоном, не «дежурная» демонстрация линии бедра...

Выбор репертуара, своего стиля, имиджа — в этом все большая проблема, из-за этого тоже так мало талантливых, самобытных имен.

Кстати, и в разделе «Композитор года» между шестью-семью и остальными — та же пропасть... И у певцов — те же имена, те же расстояния. Кузьмин, Гребенщиков, Макаревич, Николаев, Барыкин, собравшие больше других голосов, не только певцы, они, как принято сегодня называть, «авторы-исполнители», — сами пишущие песни, — личности со своим мировоззрением, своим стилем, манерой исполнения. А первым признан Владимир Кузьмин. Заводные, ритмичные, прекрасно аранжированные песни, сделанные по немудреному, но, как видно, приносящему успех принципу «это только любовь, но мне это нравится», звучали и по телевизору, и в дискотеках и выдвинули Кузьмина в самые популярные. Что ж, ориентировка на шлягеры — это тоже стиль, тоже позиция. И за это тоже, как видим, можно любить. Но и увлечения такими песнями — тоже позиция. Причем побеждающая: Пугачева — певица года, Кузьмин певец...

А вот в разряде «лучший композитор» борьбы между теми же музыкантами уже не получилось. Вне конкуренции оказался Игорь Николаев. Запоминающаяся мелодия, выверенный ритм, искусная аранжировка, умение писать на конкретного исполнителя — Николаев обошел и Макаревича, и Паулса, и Барыкина. 16 композиторов, в том числе и довольно «признанных», набрали по одному-два голоса. Фамилий упоминать не будем. Пощадим самолюбие. Все-таки у нас «Парад надежд»... Хотя в категории «худшая группа года» борьба развернулась пожарче, чем за звание «лучшей».

— Лучшей почти единогласно признана «Машина времени», включившая в этом году в свои шоу рок-балет, много гастролировавшая с (чуть было не написал — «новой») программой — «Реки и мосты». Действительно новая программа уже на подходе, и, когда номер выйдет, ее, может быть, уже можно будет увидеть. Почивать на лаврах — не принцип «Машины времени», неизменно популярной нот уже восемнадцать лет...

Что интересно: претенденты на звание «худшей группы» тоже со стажем. Как-то потерялись последнее время «Самоцветы», неярко без Малежика «Пламя», да и столь удачливый недавно «Форум» никак не может найти себя после ухода Назарова и Салтыкова. Сергей Рогожин из «Аукциона» не спасает, да и «Шумела синяя река» и «Мечтатель» далеко не «Улетели листья» и «Давайте созвонимся»... А худшей все-таки признана калининская «ЭВМ». Но пусть огорчение не будет фатальным — если группу помнят, огорчаются за нее, значит, не все еще потеряно. Хотя тот эклектичный, размытый по форме и содержанию «металл», который играет «ЭВМ», большого оптимизма сегодня не вызывает.

Ну а «лучший автор текстов» опять-таки Андрей Макаревич. Метафоричность, тонкий юмор, наблюдательность, острое чувство современности — кто может с ним сравниться?! Гребенщиков?! Да. Он — второй. А пятым неожиданно, чуть не опередив И. Резника, стал Михаил Борзыкин из ленинградского «Телевизора». Социальный рок, страстные монологи на контрастно-холодную музыку рэп и нью вейв — не всегда, впрочем, равноценные — «Телевизор» упоминался в категории «надежда года». Хотя много чаще в ней встречаются ленинградская «А ВИА», московский «Черный кофе», единственные, пожалуй, «металлисты», исключая еще разве что «Круиз», не имеющие аналогов в лице всевозможных «Металлик» и «Моторхэдов»; и наконец-то обретающий всесоюзную популярность свердловский «Наутилус Помпилиус».

А «самой яркой надеждой года» признан любимец танцующей молодежи Владимир Пресняков. Поет он непривычным и не всеми принимаемым фальцетом (хотя «Чарли Чаплин» — и очень неплохо — обычным голосом) и потому не всем нравится. Но кому нравится — нравится. Брейк, ньювейв, электро-поп — покоряемая им стихия. И если судить по итогам парада, покоряемая весьма успешно.

Впрочем, с «лучшими»— «худшими», «надеждами» — «разочарованиями» случалось и так, что одна и та же группа умудрялась попасть в обе прямо противоположные категории. «Чемпионом» тут стал тухмановский «Электроклуб». 24 раза он попадал в «худшие» и 49 — в «лучшие», 17 раз оказывался «разочарованием» и 21 — «надеждой». Кто прав — судить не будем, но то, что прозябавший ансамбль снова привлек к себе внимание после прихода в него бывших «форумцев», было отрадно. А вот обновленный состав «Землян», 63 раза названный «разочарованием года», в «надежды» так и не попал ни разу. Играет он модный сегодня «металл», но как-то очень уж натужно, несвеже. Особенно заметно это было во время совместных концертов с «Юрай хип». Все было у «Землян» — и позы, и риффы, и «запилы»,— не было только стремления сказать собственное слово, попробовать хотя бы немного отличаться от других. «И вообще с «металлом» сейчас происходит то же, что и с ВИА в конце семидесятых,— он в моде, все стремятся играть именно его, но как-то уж очень заученно похоже — все об одном и том же, неинтересно,— поэтому менее безысходной аналогии не подберешь,— сетует ленинградский студент К. Скворцов.— Грустно». Действительно, грустно!

А вот в категории «лучшая пластинка» было чему порадоваться. 26 альбомов («Мелодия», наконец-то!) участвовало в нашем читательском конкурсе. Из них большая часть — дебютные. «Черный кофе», «Круиз», «Рондо», «Браво», «Секрет», «Пикник» — все среди лучших. Не залеживались на прилавках «Желаю счастья в личной жизни», «Мельница», «Веселые ребята» — «Минуточку!!!». А вот с «Модерн Токинг» и «Форумом» получился «прокол». Первый вышел уже после спада ажиотажа, второй — мариновали два года и выпустили, когда уже и музыка группы и состав поменялись. А самой неудачной пластинкой признан альбом еще недавно столь популярного Юрия Антонова. Разочарования начались еще с названия песен. По порядку: «От печали до радости», «Я тебя не забуду», «Завтра», «Гадкий утенок», «Все как и прежде»... Все как и прежде?! Так нельзя, и потому — «худший альбом года».

А лучшим почти единогласно назван «Реки и мосты».

Теперь о том, какие пластинки хотели бы видеть на прилавках магазинов филофонисты. Второго Кузьмина, второй альбом «Пикника», а также «Черный кофе», «Секрет», «Браво», «Круиз». Из тех, кто еще не записывался на «Мелодии», — Юрия Лозу, «Мираж», «Арию» (они должны скоро появиться), «Наутилус Помпилиус», Владимира Преснякова, «АВИА». Много «заказов» на весь «Битлз», «Дип Перпл» (в рок— архиве уже вышел один сборник — «Дым над водой»), Майкла Джексона...

В категории «лучшая песня» Николаев боролся с... Николаевым. В «худшей» — Леонтьев с... Леонтьевым. «Алло! Алло!» с... «Незнакомкой», «Выставка собак» с... «Белой вороной». Всего на несколько "голосов отстал от «Незнакомки» Александр Барыкин с «Букетом». Он же был одним из претендентов категории «лучшее шоу». Но тягаться с «Реками и мостами» — оригинальным музыкальным спектаклем, в котором наряду с рок-балетом участвовал и очень хороший светотехник, не смог никто. Отстав на 96 голосов, вторым назван Сергей Минаев со своей «Студией «Рекорд», в которой также достойно выделяются Сергей Крылов и Владимир Маркин.

В «самых безвкусных концертных представлениях» — снова «ба, знакомые все лица!». Абсолютным лидером стало... «Томас Андерс-шоу». Под фонограмму, невыразительно, скучно, к тому же не с Боленом, а с женой?! Было отчего погрустнеть даже искушенным фанаткам... Не менее жесткой критике подверглась новогодняя «Песня-87».

«Если бы не «Машина», «Секрет» да Барыкин с Серовым, я бы подумал, что нахожусь на передаче десятилетней давности — те же певцы, те же певицы, многие из которых теперь уже выступают только «в нагрузку» в сборных программах и былую популярность уже утратили. Что же, открывать при «Песне» молодежный филиал? А тексты исполняемых «произведений»? Любовь, цветочки, беспроблемность. А рифмовка? Да за такие песни критиковать, а не награждать надо!» — выразил преобладающее мнение иркутянин Александр Азаров.

Однако самой большой неожиданностью года стал, наверное, не провал Томаса Андерса, не неудача «Песни-87», а первое место (в категории «лучший зарубежный исполнитель») Билли Джоэла. Кто бы мог предположить, что опередит он и «Дип Перпл», и «Ю-2», и Майкла Джексона, и «Европу»?! Но очень удачные гастроли, такая откровенная встреча на «Музыкальном ринге», совершили невероятное. Кстати, успеху его концертов способствовал и тот умелый контакт, который он всегда налаживал с залом: публика поддерживала его выступления, а он в свою очередь спускался к ней в зал, разговаривал, пел вместе с нею. И ни хулиганства, ни криминала на его концертах не было. Много лет обсуждался вопрос о том, как болеть на спортивных состязаниях, и наконец он решен. Может, настала уже пора поговорить и о концертах?

«Я не понимаю, почему вы считаете, что ваша публика хуже всех? — недоумевал Ласло Хегедюш, продюсер, привозивший к нам и Томаса Андерса, и «Юрай хип», на пресс-конференции в «Олимпийском». — На всякий случай можно поставить безопасный барьер — мы так уже делали в Ленинграде один раз — и все прошло успешно!»

...Неожиданности поджидали и в категории «группа, исполнитель, незаслуженно не обретшие широкого признания». То, что борьба будет горячей, мы ожидали, но вот количество имен?! Сорок шесть! Некоторых певцов и группы — например, «Носики-курносики» из Костромы, мы даже по названиям не знали. В «Парад надежд» они не попали, так как встречались по 3 — 4, а то и вовсе по одному разу, но в блокнотах мы их пометили. Если выдастся командировка в те города, обязательно постараемся их услышать. А большинство голосов собрал свердловский «Наутилус Помпилиус», играющий серьезный рок с серьезными и добрыми текстами.


Ну а сейчас конкретно итоги пяти основных категорий.

Певец года
В. Кузьмин
Б. Гребенщиков
А. Макаревич
A. Барыкин
B. Леонтьев
К. Кинчев
Певица года
А. Пугачева
Л. Вайкуле
Ж. Агузарова
Е. Семенова
Н. Гулькина
В. Легкоступова
Лучшая группа
«Машина времени»
«Секрет»
«Браво»
«Аквариум»
«Веселые ребята»
«Черный кофе»
Композитор года
И. Николаев
A. Макаревич
B. Кузьмин
Р. Паулс
М. Барыкин
Д. Варшавский
Надежда года
В. Пресняков
«Браво»
«Наутилус Помпилиус»
«Черный кофе»
А. Серов
«Ария»

1988 год. Новый экипаж Наутилуса ... Все статьи 1988 года 1988 год. Настя Полева и Егор Белкин...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
HTML-pedia Все о ВЕБ-строительстве с самых азов. Как создать страничку... Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей