«Студенческий Меридиан» №6, 1988 г.
Сканы предоставил: Иван Киреев. Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2019 г.
Рок-фестиваль «Литуаника-87» в Вильнюсе, второй конкурс молодых исполнителей в Юрмале, самый представительный за последние годы фестиваль самодеятельных групп в Подольске, заключительный концерт советско-американского похода за мир, «Рок-панорама-87»... Прошлый год оказался богат музыкальными событиями. Постаралось телевидение и радио, где появилось немало новых интересных программ («Взгляд», «Хит-парад», «Молодежный канал»), в которых наряду с эстрадными песенками типа «Луна, луна», «Вернисаж, вернисаж» зазвучали социальные, проблемные песни «Наутилуса Помпилиуса», «Арии», «Аквариума», «Кино». И мы вправе были ждать от нашего «Парада надежд» приятных неожиданностей и неожиданных приятностей, но...
Борьбы во всех основных категориях не получилось. С самым большим «отрывом» «финишировала» Алла Пугачева. Влияние ее на нашу женскую эстраду сегодня так велико, что нет-нет да послышатся знакомые «пугачевские» нотки в песнях молодых начинающих певиц, повидятся ее прическа, манеры. Выходя в «профи», многие становятся как бы на одно лицо — отчего? Чтобы быть в моде, понравиться наверняка? Не потому ли такая пропасть между вторым и третьим местом, на которых, соответственно, Лайма Вайкуле и Жанна Агузарова, и всеми остальными? Пропасть — где ожидания, как с Катей Семеновой и Натальей Гулькиной, где разочарования — как с Вески и Понаровской, свои позиции сдавшими. К тому же первые — не просто первые — они любимые. И если в Вайкуле особенно привлекает артистизм, сценичность, необычные шоу-варьете, то Жанна особенно любима за то, что какая-то «вся своя» — живая, бесшабашная. И концерты обеих — не праздная тусовка с о будущем микрофоном, не «дежурная» демонстрация линии бедра...
Выбор репертуара, своего стиля, имиджа — в этом все большая проблема, из-за этого тоже так мало талантливых, самобытных имен.
Кстати, и в разделе «Композитор года» между шестью-семью и остальными — та же пропасть... И у певцов — те же имена, те же расстояния. Кузьмин, Гребенщиков, Макаревич, Николаев, Барыкин, собравшие больше других голосов, не только певцы, они, как принято сегодня называть, «авторы-исполнители», — сами пишущие песни, — личности со своим мировоззрением, своим стилем, манерой исполнения. А первым признан Владимир Кузьмин. Заводные, ритмичные, прекрасно аранжированные песни, сделанные по немудреному, но, как видно, приносящему успех принципу «это только любовь, но мне это нравится», звучали и по телевизору, и в дискотеках и выдвинули Кузьмина в самые популярные. Что ж, ориентировка на шлягеры — это тоже стиль, тоже позиция. И за это тоже, как видим, можно любить. Но и увлечения такими песнями — тоже позиция. Причем побеждающая: Пугачева — певица года, Кузьмин певец...
А вот в разряде «лучший композитор» борьбы между теми же музыкантами уже не получилось. Вне конкуренции оказался Игорь Николаев. Запоминающаяся мелодия, выверенный ритм, искусная аранжировка, умение писать на конкретного исполнителя — Николаев обошел и Макаревича, и Паулса, и Барыкина. 16 композиторов, в том числе и довольно «признанных», набрали по одному-два голоса. Фамилий упоминать не будем. Пощадим самолюбие. Все-таки у нас «Парад надежд»... Хотя в категории «худшая группа года» борьба развернулась пожарче, чем за звание «лучшей».
— Лучшей почти единогласно признана «Машина времени», включившая в этом году в свои шоу рок-балет, много гастролировавшая с (чуть было не написал — «новой») программой — «Реки и мосты». Действительно новая программа уже на подходе, и, когда номер выйдет, ее, может быть, уже можно будет увидеть. Почивать на лаврах — не принцип «Машины времени», неизменно популярной нот уже восемнадцать лет...
Что интересно: претенденты на звание «худшей группы» тоже со стажем. Как-то потерялись последнее время «Самоцветы», неярко без Малежика «Пламя», да и столь удачливый недавно «Форум» никак не может найти себя после ухода Назарова и Салтыкова. Сергей Рогожин из «Аукциона» не спасает, да и «Шумела синяя река» и «Мечтатель» далеко не «Улетели листья» и «Давайте созвонимся»... А худшей все-таки признана калининская «ЭВМ». Но пусть огорчение не будет фатальным — если группу помнят, огорчаются за нее, значит, не все еще потеряно. Хотя тот эклектичный, размытый по форме и содержанию «металл», который играет «ЭВМ», большого оптимизма сегодня не вызывает.
Ну а «лучший автор текстов» опять-таки Андрей Макаревич. Метафоричность, тонкий юмор, наблюдательность, острое чувство современности — кто может с ним сравниться?! Гребенщиков?! Да. Он — второй. А пятым неожиданно, чуть не опередив И. Резника, стал Михаил Борзыкин из ленинградского «Телевизора». Социальный рок, страстные монологи на контрастно-холодную музыку рэп и нью вейв — не всегда, впрочем, равноценные — «Телевизор» упоминался в категории «надежда года». Хотя много чаще в ней встречаются ленинградская «А ВИА», московский «Черный кофе», единственные, пожалуй, «металлисты», исключая еще разве что «Круиз», не имеющие аналогов в лице всевозможных «Металлик» и «Моторхэдов»; и наконец-то обретающий всесоюзную популярность свердловский «Наутилус Помпилиус».
А «самой яркой надеждой года» признан любимец танцующей молодежи Владимир Пресняков. Поет он непривычным и не всеми принимаемым фальцетом (хотя «Чарли Чаплин» — и очень неплохо — обычным голосом) и потому не всем нравится. Но кому нравится — нравится. Брейк, ньювейв, электро-поп — покоряемая им стихия. И если судить по итогам парада, покоряемая весьма успешно.
Впрочем, с «лучшими»— «худшими», «надеждами» — «разочарованиями» случалось и так, что одна и та же группа умудрялась попасть в обе прямо противоположные категории. «Чемпионом» тут стал тухмановский «Электроклуб». 24 раза он попадал в «худшие» и 49 — в «лучшие», 17 раз оказывался «разочарованием» и 21 — «надеждой». Кто прав — судить не будем, но то, что прозябавший ансамбль снова привлек к себе внимание после прихода в него бывших «форумцев», было отрадно. А вот обновленный состав «Землян», 63 раза названный «разочарованием года», в «надежды» так и не попал ни разу. Играет он модный сегодня «металл», но как-то очень уж натужно, несвеже. Особенно заметно это было во время совместных концертов с «Юрай хип». Все было у «Землян» — и позы, и риффы, и «запилы»,— не было только стремления сказать собственное слово, попробовать хотя бы немного отличаться от других. «И вообще с «металлом» сейчас происходит то же, что и с ВИА в конце семидесятых,— он в моде, все стремятся играть именно его, но как-то уж очень заученно похоже — все об одном и том же, неинтересно,— поэтому менее безысходной аналогии не подберешь,— сетует ленинградский студент К. Скворцов.— Грустно». Действительно, грустно!
А вот в категории «лучшая пластинка» было чему порадоваться. 26 альбомов («Мелодия», наконец-то!) участвовало в нашем читательском конкурсе. Из них большая часть — дебютные. «Черный кофе», «Круиз», «Рондо», «Браво», «Секрет», «Пикник» — все среди лучших. Не залеживались на прилавках «Желаю счастья в личной жизни», «Мельница», «Веселые ребята» — «Минуточку!!!». А вот с «Модерн Токинг» и «Форумом» получился «прокол». Первый вышел уже после спада ажиотажа, второй — мариновали два года и выпустили, когда уже и музыка группы и состав поменялись. А самой неудачной пластинкой признан альбом еще недавно столь популярного Юрия Антонова. Разочарования начались еще с названия песен. По порядку: «От печали до радости», «Я тебя не забуду», «Завтра», «Гадкий утенок», «Все как и прежде»... Все как и прежде?! Так нельзя, и потому — «худший альбом года».
А лучшим почти единогласно назван «Реки и мосты».
Теперь о том, какие пластинки хотели бы видеть на прилавках магазинов филофонисты. Второго Кузьмина, второй альбом «Пикника», а также «Черный кофе», «Секрет», «Браво», «Круиз». Из тех, кто еще не записывался на «Мелодии», — Юрия Лозу, «Мираж», «Арию» (они должны скоро появиться), «Наутилус Помпилиус», Владимира Преснякова, «АВИА». Много «заказов» на весь «Битлз», «Дип Перпл» (в рок— архиве уже вышел один сборник — «Дым над водой»), Майкла Джексона...
В категории «лучшая песня» Николаев боролся с... Николаевым. В «худшей» — Леонтьев с... Леонтьевым. «Алло! Алло!» с... «Незнакомкой», «Выставка собак» с... «Белой вороной». Всего на несколько "голосов отстал от «Незнакомки» Александр Барыкин с «Букетом». Он же был одним из претендентов категории «лучшее шоу». Но тягаться с «Реками и мостами» — оригинальным музыкальным спектаклем, в котором наряду с рок-балетом участвовал и очень хороший светотехник, не смог никто. Отстав на 96 голосов, вторым назван Сергей Минаев со своей «Студией «Рекорд», в которой также достойно выделяются Сергей Крылов и Владимир Маркин.
В «самых безвкусных концертных представлениях» — снова «ба, знакомые все лица!». Абсолютным лидером стало... «Томас Андерс-шоу». Под фонограмму, невыразительно, скучно, к тому же не с Боленом, а с женой?! Было отчего погрустнеть даже искушенным фанаткам... Не менее жесткой критике подверглась новогодняя «Песня-87».
«Если бы не «Машина», «Секрет» да Барыкин с Серовым, я бы подумал, что нахожусь на передаче десятилетней давности — те же певцы, те же певицы, многие из которых теперь уже выступают только «в нагрузку» в сборных программах и былую популярность уже утратили. Что же, открывать при «Песне» молодежный филиал? А тексты исполняемых «произведений»? Любовь, цветочки, беспроблемность. А рифмовка? Да за такие песни критиковать, а не награждать надо!» — выразил преобладающее мнение иркутянин Александр Азаров.
Однако самой большой неожиданностью года стал, наверное, не провал Томаса Андерса, не неудача «Песни-87», а первое место (в категории «лучший зарубежный исполнитель») Билли Джоэла. Кто бы мог предположить, что опередит он и «Дип Перпл», и «Ю-2», и Майкла Джексона, и «Европу»?! Но очень удачные гастроли, такая откровенная встреча на «Музыкальном ринге», совершили невероятное. Кстати, успеху его концертов способствовал и тот умелый контакт, который он всегда налаживал с залом: публика поддерживала его выступления, а он в свою очередь спускался к ней в зал, разговаривал, пел вместе с нею. И ни хулиганства, ни криминала на его концертах не было. Много лет обсуждался вопрос о том, как болеть на спортивных состязаниях, и наконец он решен. Может, настала уже пора поговорить и о концертах?
«Я не понимаю, почему вы считаете, что ваша публика хуже всех? — недоумевал Ласло Хегедюш, продюсер, привозивший к нам и Томаса Андерса, и «Юрай хип», на пресс-конференции в «Олимпийском». — На всякий случай можно поставить безопасный барьер — мы так уже делали в Ленинграде один раз — и все прошло успешно!»
...Неожиданности поджидали и в категории «группа, исполнитель, незаслуженно не обретшие широкого признания». То, что борьба будет горячей, мы ожидали, но вот количество имен?! Сорок шесть! Некоторых певцов и группы — например, «Носики-курносики» из Костромы, мы даже по названиям не знали. В «Парад надежд» они не попали, так как встречались по 3 — 4, а то и вовсе по одному разу, но в блокнотах мы их пометили. Если выдастся командировка в те города, обязательно постараемся их услышать. А большинство голосов собрал свердловский «Наутилус Помпилиус», играющий серьезный рок с серьезными и добрыми текстами.
Ну а сейчас конкретно итоги пяти основных категорий.
Певец года В. Кузьмин Б. Гребенщиков А. Макаревич A. Барыкин B. Леонтьев К. Кинчев | Певица года А. Пугачева Л. Вайкуле Ж. Агузарова Е. Семенова Н. Гулькина В. Легкоступова | Лучшая группа «Машина времени» «Секрет» «Браво» «Аквариум» «Веселые ребята» «Черный кофе» | Композитор года И. Николаев A. Макаревич B. Кузьмин Р. Паулс М. Барыкин Д. Варшавский | Надежда года В. Пресняков «Браво» «Наутилус Помпилиус» «Черный кофе» А. Серов «Ария» |