Владимир Полупанов (V.Polupanov@aif.ru), фото Геннадия Гуплева/Коммерсантъ. «Аргументы и факты» №32, 2017 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2019 г.
Вячеслав Бутусов — о мировом бедламе, духовном тонусе и юбилейном туре.
Вячеслав Бутусов рассказал «АИФ», почему распалась его группа «Ю-Питер» и зачем он вернулся к песням «Наутилуса Помпилиуса».
Бутусов: «Все безобразия, которые мы переживаем,
у меня вызывают скорбь»
— Как ни странно, 15 лет — символический срок, — признался музыкант, — «Наутилус» просуществовал столько же.
Когда связи ослабевают, арматура требует замены. Мы спокойно разошлись, без всяких революций. У каждого из
нас появилось какое-то своё поприще. В большей степени я имею в виду Георгия Каспаряна
(гитарист группы «Кино» — Ред.),
с которым мы начинали проект «Ю-Питер». Сегодня основное место приложения его сил — это музыка группы «Кино»
с симфоническим оркестром. А 35-летие «Наутилуса» тоже было неотвратимо, независимо от того, распался бы «Ю-Питер» или нет.
Мы подготовили программу песен из разных периодов, которые будут звучать, конечно, иначе. Я специально выбрал те произведения, которые мы очень давно не играли. Например, «Казанова», «Эта музыка будет вечной», «Доктор твоего тела», «Синоптики», которые я принципиально не пел какое-то время. Мне казалось, что мы должны играть другую музыку, а эти песни уже не подходят под нашу эстетику. Но теперь, когда мне 55, а «Наутилусу» 35, я стал относиться к песням как к детям. Они все ценны и любимы. Наша главная задача сейчас — обработать их таким образом, чтобы они звучали актуально и чтобы нам самим было интересно их играть. В группе ребята относительно молодые, поэтому я призываю их, чтобы мы звучали по-новому, но при этом сохраняли дух изначального материала. Мы даже используем некоторые архивные синтезаторные звуки того времени, но не везде они приживаются. Ко всем этим музейным ценностям нужно очень бережно относиться.
— Сам говоришь, что песни «Нау» уже стали «музейной ценностью». На твой взгляд, они по-прежнему актуальны?
— Нет смысла копаться ни в нотах, ни в словах, ни в буквах. Важно, что эмоции, которые были туда заложены, живы и всегда будут актуальны. Основное человеческое послание — это эмоция. Как говорит святой Паисий, если у тебя добрые помыслы, то неважно, как ты это делаешь, умеешь ли ты это делать или нет, главное, чтобы был правильный, искренний посыл. В этом основная ценность этих песен.
— Вас причисляли к когорте коллективов, которые играют музыку с социальным подтекстом...
— Илья Кормильцев (поэт, писавший тексты для песен «Наутилуса». — Ред.) был пытливым человеком и все общественные процессы пропускал через себя.
— А ты? Мне всегда казалось, что песни социальной направленности тебе не очень близки.
— Скажу тебе честно: мне это просто неинтересно. Дома, в кругу семьи, я обсуждаю эти вопросы. Но меня в большей степени волнует духовная сторона жизни. Потому что весь бедлам, творящийся в мире, по теории академика Капицы, будет только измельчаться и ускоряться. Через нас информация пролетает с такой скоростью, что мы даже не успеваем её считывать. В Интернете мы читаем новость и одновременно её опровержение. Мне гораздо важнее разбираться со своим внутренним духовным миром, а это процесс, который требует несуетливого состояния. Поэтому стараюсь по возможности ограждать себя от ненужной информации. Иначе с ума можно сойти, если анализировать нынешнее состояние мира, в котором происходит непрерывное кровопролитие. И мы к этому привыкли. А я ещё помню времена, когда любая авария воспринималась как ужасная трагедия. Сегодня каждый час происходят какие-то безобразия, которые нас уже не волнуют. Мы черствеем и просто этого не замечаем. Разобраться в том, что происходит, невозможно. На это даже физически не хватит ни времени, ни сил.
— И тем более нет желания писать по этому поводу песни?
— В песнях мы выражаем эмоции, которые в себе содержат больше информации, чем определённый набор слов. Я использую символы, которые несут ещё какой-то смысл. Поэтому, конечно, отражаю всю эту действительность. Мы понастроили небоскрёбов, накупили машин и живём в такой искусственной среде, что даже смешно жаловаться на природу. Но сущность человеческая не меняется.
— В контексте наших сегодняшних отношений с США самая актуальная песня «Наутилуса» — наверное, «Гуд-бай, Америка»?
— Я тоже об этом думал (смеётся). Взаимоотношения России и Америки — это вообще отдельная глава человеческой истории. Так или иначе, мы две крупные державы, и у наших стран есть имперские интересы. Никуда мы от этого не денемся, настолько это влияет на нашу жизнь, наше настроение. А если возвращаться к актуальности песен, то все безобразия, которые мы переживаем, у меня вызывают скорбь. И я пытаюсь написать что-то такое, что передаёт вот это моё состояние, вот эти искренние слёзы.
— Как реагировать на все эти трагедии, чтобы не сойти с ума?
— Этот же самый вопрос я задал монахам на Святом Афоне. Они мне сказали: «Всё идет по Писанию». Мы сходим с ума. потому что находимся в неопределённости, как человек, проснувшийся в горящем доме, не может сообразить сразу, что происходит и что делать. Поэтому надо быть постоянно в состоянии бдительности. А для этого поддерживать свой духовный тонус.
— Каким образом?
— Читать молитвы. Большого труда это не требует. Но это приучает твоё сознание быть всё время в тонусе. Прежде чем играть на гитаре, надо её настроить. Иначе будет какофония.