Владимир Полупанов. «Я — молодой!» №45, 1996 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2018 г.
В восемьдесят седьмом году из находящейся на пике популярности группы "Наутилус Помпилиус" ушел басист Дмитрий Умецкий. Через год он выпустил альбом "Другой", заявив таким образом о сольной карьере музыканта. Чуть позже Дима увлекся документальным кино, телевидением, одно время даже вел музыкальную программу "Звуки" на НТВ. Из всех прошлых увлечений сегодня у него осталась авторская программа "Танцы с волками" на радио "Эхо Москвы" и съемки сюжетов для молчановской "До и после...". В этом году Умецкий решил вновь заявить о себе как о музыканте и выпустил CD "Запад-Восток".
— Почему новый диск называется так?
— Это связано не только с тем, что мы живем на пересечении двух географических пространств, тут есть еще элемент пересечения пространств ментальных. В 90% из нас течет восточная кровь... Если говорить грубо — одно полушарие в мозгу у нас восточное, другое — западное. Человек, у которого преобладает восточное мышление, может сидеть на камне и решать свои внутренние проблемы на уровне самосозерцания, а человек с западным менталитетом стремится дом построить, нарожать детей, машину купить. Эти два полюса мышления сталкиваются в нас постоянно, отсюда все наши проблемы.
— Судя по названиям песен ("Танцы с волками", "Беглец", "Горец", "Два бойца" и т.д.), твой новый альбом носит кинематографический оттенок. Ты что, брал сюжеты любимых фильмов, писал на них тексты, а потом придумывал музыку?
— Немного не так. Я не цитировал ни одного кинофильма, кроме "Танцев с волками" (с Кевином Костнером). В этой песне действительно в пять минут уложен сценарий фильма. Но совершенно иными образными рядами. А все остальные... Как бы это поточнее объяснить?.. Например, я смотрю фильм, и мне нравится тема, которую затрагивает автор. Я беру её, анализирую со своей колокольни и выдаю свои соображения.
— Откуда в тебе такая любовь к кинематографу?
— Не будучи специалистом в какой-то области, в тебе всегда бродит дух неофитства. Кажется, что, обращаясь к неизвестной для тебя области, ты получаешь наибольшее количество информации. Зачастую получается именно так, потому что непредвзятый взгляд на кинематограф дает пищу воображению. Человек, находящийся внутри темы, профессионально занимающийся кинематографом, уже не видит каких-то нюансов, деталей — сознание замылено. В кино я как раз то самый непрофессионал.
— А в чем ты считаешь себя профессионалом?
Я музыкант, я считаю, что достиг хорошего уровня профессионализма в телевизионной журналистике. Я от и до знаю процесс, снимаю, разрабатываю идею и монтирую сам.
— Как ты относишься к мнению, что твои вокальные данные не совсем для (неразборчиво)
— В 1987 году ты ушел из группы. Что явилось основной причиной ухода?
— Коллектив ездил по стране, нарабатывая профессионализм. После рок-фестиваля в Подольске нас стали приглашать на крупные площадки Москвы. Но в Москву мы приехали уже на выдохе, после полутора лет плотной гастрольной деятельности. Я отдавал себе отчет в том, что нужно остановиться, записать новый альбом, поменять имидж, оставив лучшее и избавившись от лишнего. Тот имидж, который у нас был, основывался на идее "Врангель на излете" — расхристанные мундиры, статика. Его нужно было менять. А большинство членов группы придерживались мнения, что, пока коллектив популярен, нужно ездить и устраивать "чёс", то есть зарабатывать деньги.
— Тебе не нужны были деньги?
— Я человек, который работает на перспективу, меня не интересует срок в полгода. И я сказал: "Ребята, я ухожу, посмотрим, что с вами будет через полгода". Прошло шесть месяцев, и коллектив развалился.
— Вы с Бутусовым расстались мирно?
— Скандала не было, но я был оскорблен до глубины души, потому что мы со Славой (неразборчиво) если внутри ядра коллектива существует раскол, то это конец.
Слава пришел ко мне через полгода и сообщил, что общим собранием кооператива "Наутилус Помпилиус" его единогласно уволили из коллектива. И он мне предложил вновь образовать группу уже без тех музыкантов, которые его "уволили". Мы сняли дачу в Подмосковье и поехали работать над новым материалом. В Питере вышли на режиссера Виктора Титова, который согласился снять полнометражный фильм о группе. Нашли деньги (миллион рублей в 1989 году). Я взял организационные моменты в свои руки, а у Славы возник бзик, что его "задвигают", возникли опять разногласия, и процесс начал сыпаться. Я купил билет на поезд и уехал в Москву.
— Заниматься сольной карьерой?
— Да, я очень быстро сделал сольный альбом — "Другой". Было продано 100 тыс. винила. Он оказался коммерческим, чего я никак не ожидал.
— Выпуск диска для тебя — это очередная попытка самореализации? Или ты всерьез решил заняться карьерой исполнителя?
— Просто материал накопился. Я всегда говорил о том, что музыка — это не способ зарабатывать деньги. Я не хочу заниматься концертной деятельностью, и вообще я домосед по натуре. Мы сыграли в свое время около полутора тысяч концертов, и я, видимо, наигрался. Мне не трудно сейчас выйти на сцену, но, чтобы ехать в Усть-Кут или во Владивосток, у меня на это нет сил. Я буду спокойно работать в журналистике и иногда выпускать диски.