Светлана Кошкарова, г. Курган. Газета «Земляничные поляны», г. Чебоксары, 1991 г.
Сканы предоставил: Droopy, г. Тула. Обработка: naunaunau.narod.ru, март 2015 г.
Это интервью Вячеслав Бутусов дал перед началом своего второго концерта на челябинском рок-фестивале "Европа + Азия" (ноябрь 1991 г. - прим. naunaunau).
— Слава, в последнее время "Наутилус" исчез с первого места в хит-парадах. Как вы относитесь к этому факту?
— Так это же здорово! Я этому очень рад. Я никогда не принимал всерьез все эти хит-парады. Я вообще считаю, что уже пора проводить хит-парады среди рок-музыкантов по части публики.
— И публику какого города вы поставили бы на первое место?
— Челябинска, безусловно. Видимо, еще потому, что подобные фестивали проводятся здесь не часто. Отсюда и такой теплый прием.
— А вообще, какими вы хотели бы видеть своих поклонников? Какими качествами, по-вашему, они должны обладать?
— Я не делаю какого-то разделения между поклонниками нашей группы. Мы играем для всех, кому нравится наша музыка. Вообще же, все песни я пишу сначала для друзей, родных, знакомых. Они возникают как песни, рассчитанные на узкий круг близких людей.
— Слава, в одном интервью вы сказали, что вы — сентиментальный человек. А в чем проявляется ваша сентиментальность?
— Да во всем. В моем отношении к людям, к музыке, к искусству, к литературе, в моих предпочтениях, в любви к романтике.
— По поводу литературы: какие книги предпочитаете, каких писателей?
— На это сложно ответить, потому что в какой-то момент нравится одна книга, другому настроению соответствует уже другая. Это все время меняется. Если говорить о писателях, то — Набоков. К нему отношусь очень осторожно. Очень люблю, но для меня он подобен ленте Мебиуса. Что это такое? Это понятие из области физики, кажется, поэтому специалист объяснит, конечно, лучше. Я представляю это как нечто вроде волнистой линии, восьмерки, в которую запускают два паровоза, и они при этом никогда не сталкиваются. Очень привлекает романтика Стейнбека, Ремарка. В этом опять же сказывается моя сентиментальность. Они могут из обыкновенных вещей, из всего того, что мы видим каждый день, создать нечто совершенно уникальное, притягательное.
— А романтика Джека Лондона вас не привлекает?
— Нет, я никогда не любил все эти лазания по горам, золотоискательство и прочее. Не знаю — может, я мало знаком с этими произведениями и в чем-то ошибаюсь.
— Есть ли у вас музыкальные кумиры?
— Есть, конечно. Вообще, вкусы мои с течением времени часто менялись. Начиналось с того, что мы на первых порах слушали все, что попадалось под руку, что тогда появлялось "оттуда". Тогда на "Мелодии" вышел миньон группы "Криденс", и у нас говорили: "Слышал? Музыкант отличный появился — Криденсом зовут". А потом у меня случился такой "бзик" на "Лед Зеппелин", я их слушал очень долгое время. Затем пришло увлечение новой волной, еще дальше был "Пинк Флойд". Потом был период индепендента, а последние два года я постоянно слушал "Ролллинг Сто-унз". Сейчас слушаю Игги Попа, Билли Брэгга — это тоже из области моего романтического отношения к музыке.
— Это все западный рок, а среди отечественных рок-групп— есть какие-то предпочтения?
— Да, конечно. Очень нравятся те группы, которые начинали рок-движение у нас в стране, — "Аквариум", "Кино", "Алиса", "ДДТ", "Аукцыон"... Еще раньше — "Воскресенье".
— Есть ли кто из музыкантов, кто был бы вам особенно близок?
— Этого я не скажу, хотя, безусловно, такие люди есть.
— Пока мы говорили только о роке, ну а если взять классическую музыку — любите ли вы ее?
— Отношусь, естественно, хорошо, но чувствую себя по отношению к ней дилетантом, как, видимо, большинство советских людей. По-молодежному отрицал, не воспринимал совсем, пока не понял, что глупо отрицать то, что понять не можешь. Это все равно, что отрицать человека, говорящего на испанском языке, потому что ты его не понимаешь. Восприятию классической музыки нас никто не учил, мы с детства не научены ее понимать, как это делается в других странах. Поэтому я воспринимаю классическую музыку чисто дилетантски: "нравится — не нравится", что-то трогает, что-то нет. С удовольствием слушаю Стравинского, например.
— Закончим пока о вкусах и перейдем к "Наутилусу". Часто ли группа выезжает за рубеж?
— Смотря, что подразумевать под словом "часто", но я бы не сказал, что часто. Да и выезды наши за рубеж зависят не от нас.
— У вас никогда не возникало желания уехать и остаться там?
— Нет, этого мне не хотелось. А вот нашим детям полезно было бы остаться и пожить там, потому что здесь они полностью лишены детства.
— А если представить такую ситуацию, что вам бы пришлось уехать жить в другую страну — что бы вы взяли с собой прежде всего? Что для вас самое дорогое?
— Прежде всего, я взял бы с собой жену и детей. Это самое дорогое для меня.
— Ваше отношение к политике?
— Отвратительное. Люди, которые находятся у власти, играют в свои взрослые игры, забыв, что страна — это не казино. Я никогда не смогу их понять и простить.
— Вы кому-нибудь сочувствуете?
— Я сочувствую прежде всего детям, потому как их жизнь в нашей стране похожа на жизнь в консервной банке. И выхода отсюда пока не предвидится.
— Слава, а кто вы по темпераменту? Вы производите впечатление очень грустного человека.
— У нас жизнь такая, поводов для радости не много. О темпераменте мне трудно сказать, настроения мои часто меняются. По знаку зодиака я — Весы, поэтому постоянно нахожусь в поисках равновесия.
— В последнее время стала наблюдаться какая-то трагическая закономерность в раннем уходе рок-музыкантов. Вы этого не боитесь?
— Если это случится естественным образом, по стечению обстоятельств — значит так тому и быть, и это нормально. Если же все это будет сопровождаться скандалом, то в этом будет только моя вина.,
— Слава, у вас есть враги?
— Не знаю, скорее явных нет, но, возможно, что есть завистники.
— "Наутилус" начинал как свердловская группа, теперь вы играете в Петербурге. Почему?
— С таким же успехом можно задать вопрос: почему вы играли в Свердловске? Так как я родился вообще в Красноярске. Мои родители в ту пору приехали на строительство Красноярской ГЭС. А в Свердловск я приехал поступать в архитектурный институт. После института еще три года работал по специальности. Правда, восемь месяцев я вообще был безработным. Три месяца работал в городе Касли Челябинской области на строительстве детской площадки, мы там халтурили. Наверное, до сих пор еще стоит, если не разнесли.
— Слава, вы удовлетворены тем, как складывается ваша жизнь?
— Наверное, да. Каждый заслуживает того, чего стоит.
— Ну и на прощание несколько традиционная просьба о пожелании нашим читателям. .
— Мой девиз: "Все встанет на места", и поэтому я желаю не отчаиваться и с точки зрения Весов желаю всегда жить в равновесии.