Евгений Банников. Журнал «Окрошка» №4 (40), апрель 2004 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2014 г.
Бутусов,
Вячеслав Геннадьевич
Все (или почти все) из вас слышали такие песни, как «Я хочу быть с тобой», «Дыхание», «Скованные одной цепью», «Последнее письмо» (более известная как «Гуд бай, Америка»), «Прогулки по воде», «На берегу безымянной реки», «Одинокая птица», «Взгляд с экрана» («Ален Делон говорит по-французски»). Но вот парадокс: песни знают многие, а исполнителей — лишь единицы. Ниже дана краткая история группы, создавшей все эти шедевры — группы «Nautilus Pompilius».
Вячеслав Геннадьевич Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах — Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.
В это время он уже увлекался музыкой — «я слушал все подряд, что перепадало... в основном радио, и «Юность», и «Голос»... В седьмом классе отец купил мне магнитофон... какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился «Led Zeppelin».
С гитарой... В 1978 году Слава Бутусов поступил в Свердловский архитектурный институт. Тогда же в этот ВУЗ поступил и Дмитрий Умецкий. Судьба именно им отвела главные роли в группе NAUTILUS POMPILIUS, образовавшейся немного позже. В первый состав также вошел барабанщик Игорь Гончаров. В 1982 году были записаны первые пять песен, а в 1983-го с новым ударником Сашей Зарубиным — еще девять. Альбом был назван «Переезд». Первые опыты студентов-самоучек оказались неудачными: новый альбом не был известен даже в среде родного института. Примечательно лишь то, что в записи им помог Александр Пантыкин, лидер группы «Урфин Джюс», личность довольно известная, но лишь в пределах Свердловска.
В 1984 году студенты закончили учебу и разбрелись по государственным учреждениям зарабатывать хлеб насущный. Вячеслав Бутусов проектировал свердловское метро («что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций», — комментирует он).
Однако труд архитектора рокерам пришелся не по вкусу, и они решились на отчаянный шаг: уйти с работы и продолжить занятия музыкой. Риск был, и немалый: известности никакой, а у Славы с Димой уже были семьи. Тем не менее заявления об уходе с работы были написаны, и группа продолжила свой нелегкий труд на ниве искусства. Взяв в состав клавишника Виктора Комарова по прозвищу «Пифа», в 1985 году «наусы» записали второй альбом — «Невидимка». Теперь наметились очевидные успехи: их признали в свердловском рок-клубе, стало ясно, что «Наутилус» идет на смену отжившим свой век «Урфину Джюсу» и «Треку».
В июне 1986 года группа пополнилась еще одним музыкантом, саксофонистом Алексеем Могилевским, до этого игравшим в различных свердловских рок-группах: «Настя», «Флаг», «Группа Егора Белкина». Появление саксофона внесло в музыку «Наутилуса» свежую струю. Бутусов начал сотрудничество с поэтом Ильей Кормильцевым, которое оказалось счастливым для группы: почти все тексты «Наутилуса» с того времени написаны им. Был записан альбом «Разлука», прогремевший на всю страну. Песни «Хлоп-хлоп», «Скованные одной цепью», «Взгляд с экрана» услышало все сознательное и почти все несознательное население Союза. Это была слава. Впереди — гастроли, гастроли... Некоторые концерты того времени позднее были выпущены в виде альбомов «Ни кому ни кабельность», «Подъем», «Отбой» (переименованный в «Раскол»).
С пюпитром... Лишь через два года, в 1988 году, «Наутилус» стал записывать новый студийный альбом. По сути, он был не таким уж и новым, половина песен заимствована из «Разлуки», но аранжировки именно «Князя тишины» считаются наиболее удачными.
Хотя успех был очевиден, не все было в порядке. Свердловчане, не привыкшие к гастрольной жизни, были измотаны, начали ссориться. В результате Дмитрий Умецкий ушел из группы, которая вскоре распалась.
Прошло немного времени, и Вячеслав Бутусов с Дмитрием Умецким все же решили продолжить совместное творчество. Вместе с Александром Пантыкиным они записали альбом «Человек без имени». Правда, по многим причинам, он был выпущен лишь в 1996 году, долгое время пролежав на полке. Музыка группы стала более жесткой, взрослой.
Однако Умецкий был недоволен. Сотрудничество с Пантыкиным его не удовлетворяло, и в итоге он ушел, на этот раз — навсегда. Бутусов же переехал в Санкт-Петербург, где и собрал новый состав, оказавшийся весьма пестрым: Игорь «Гога» Копылов (экс— «Петля Нестерова») — бас, Александр Беляев (экс— «Телевизор») — гитара, Игорь «Джавад» Джавад-заде (экс— «Арсенал») — ударные. Таким составом был записан и выпущен на виниле альбом «Родившийся в эту ночь», очень похожий на «Человек без имени» как по качеству, так и по составу группы. Публика не приняла слишком сложной гитарной музыки, альбом провалился. К тому же из группы ушел «Джавад», срочно пришлось искать нового барабанщика. Им оказался Алик Потапкин, уже работавший с группой в конце восьмидесятых.
В 1991 году группа начала работать в студии над новым альбомом, получившим название «Чужая земля». На удивление, его постигла весьма завидная участь: песни «Прогулки по воде», «На берегу безымянной реки» звучали (и звучат!) по радио и телевидению и имели огромный успех. Группа снова оказалась в счастливой полосе. Впереди были три года гастролей с ошеломляющим успехом. «Наутилус» посетил США, Японию.
С новой причесой... В 1993 году поэт Илья Кормильцев начал работу над проектом «Отчет», приуроченным к десятилетию группы. В юбилейных концертах приняли участие группы «DDT», «Алиса», «ЧайФ», «Апрельский марш», Настя Полева. Затем «Наутилус» посетил с концертами Израиль.
Еще через год группа записала альбом «Титаник», ставший одним из лучших за всю ее карьеру, а в 1995 — «Крылья», за который «Наутилус» удостоился премии «Овация» как лучшая рок-группа года. В марте 1996 «Наутилус» впервые выступил с акустическими концертами в ДК имени Горбунова в Москве. Песни с этих концертов были выпущены в виде альбома «Лучшие песни. Акустика».
В 1996 году группа «Nautilus Pompilius» выпустила первый в России CD-ROM с полной историей группы, множеством фотографий и всеми альбомами, записанными на тот момент. Сегодня таким диском никого не удивишь, тогда же это был революционный прорыв на рынке компьютерных технологий.
Отъездив 1996 год в рамках программы поддержки Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь», Бутусов с Борисом Гребенщиковым отправились в Англию для записи альбома «Яблокитай», не взяв с собой никого из музыкантов группы. Увы, но этот альбом стал последним для группы: вскоре было объявлено о роспуске «Наутилуса». Последний концерт группы состоялся 4 июня 1997 года в Москве, в ГЦКЗ «Россия». Музыканты занялись своими проектами (так, Алексей Могилевский участвовал в записи альбома Макса Фадеева «Ножницы», а Гога Копылов занялся продюсированием тогда еще никому не известной группы «Ночные снайперы»), ну а Вячеслав Бутусов посвятил себя семье. (Тут уместно сделать маленькое лирическое отступление: В 1991 году Бутусов женится во второй раз на ленинградке Анжелике Эстоевой и переезжает из Свердловска в северную столицу. Где у него появляется вторая дочь — Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года — в один день со своей старшей сестрой Анной (от первого брака) — с интервалом в 11 лет. А летом 1999 года у Вячеслава и Анжелики родилась третья дочь — Софья.) В 1998 году Бутусов выпустил сольный альбом «Овалы», а в 1999 году выступил в «Горбушке» и на рок-фестивале в горах Алтая.
В 1997 году Бутусов снялся в роли самого себя в фильме Алексея Балабанова «Брат», ставшем культовым сразу же после своего появления. В фильме песни «Наутилуса» звучат чуть ли не каждые пять минут. В продолжении фильма, более коммерческом как по музыке, так и по содержанию, Бутусов не снимался, однако в фильм вошла его новая песня «Гибралтар-Лабрадор», а также «Последнее письмо» в исполнении детского оркестра.
Со всем сразу... Немало времени Бутусов уделил сотрудничеству с экс-музыкантом группы «Кино» Юрием Каспаряном — в 1997 году они записали альбом «Незаконнорожденный альхимик доктор Фауст пернатый змей», который полностью провалился в продажах, а поклонники были сильно разочарованы. В 2001 году они вновь решили повторить совместный опыт работы и записали «Звездный падл» — альбом, гораздо легче воспринимаемый, чем «Незаконнорожденный», но все же сильно уступающий даже самым слабым работам «Наутилуса». Также Бутусов записал совместные диски с рок-электронщиками «Deadушками» (макси-сингл «Настасья», 2000 и «Элизобарра-Торр» — 2000). В 1999 году был издан альбом «Мост», записанный еще в далеком 1984 году совместно со свердловской группой «Трек», а в 2001 году — акустический концертный альбом Бутусова «Тихие игры».
Сейчас Бутусов собрал новую группу «Ю-Питер», в которую, помимо него, вошли Юрий Каспарян, Олег Сакмаров и молодой барабанщик из неизвестной питерской группы. Однако один из концертов «Ю-Питера» был отменен из-за очень небольшого количества проданных билетов. Похоже, все дело в том, что слушатели ждут от Бутусова старых «наутилусовских» песен или чего-нибудь похожего, а ему не хочется двадцать лет подряд петь одно и то же, вот он и ударился в эксперименты. Что ж, нужно просто воспринимать его таким, какой он есть — ведь новые работы Бутусова заслуживают внимания не только из-за громкой фамилии. Взять хотя бы недавний его хит «Песня идущего домой»! Шедевр. И шедевр бесспорный.
Прощальное письмо
Когда умолкнут все песни,
Которых я не знаю,
В терпком воздухе крикнет
Последний мой бумажный пароход.
Good-bye Америка, о,
Где я не был никогда.
Прощай навсегда.
Возьми банджо,
Сыграй мне на прощанье.
Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы.
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды.
Good-bye Америка, о,
Где я не буду никогда.
Услышу ли песню,
Которую запомню навсегда.
(Вячеслав Бутусов, декабрь 1984 г.)