Артур Гаспарян, Дмитрий Шавырин, Александр Астафьев, Сергей Жабин. «Московский комсомолец», 14 августа 1987 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
По ночному городу шел парень. Он увидел женщину, летевшую, на метле, и спросил, что она видит с высоты своего полета. Ее рассказ длился минут пять, а когда он закончился, пятитысячный зал вильнюсского Дворца спорта взорвался овацией, подтвердившей безусловное лидерство в литовской рок-музыке группы АНТИС.
Это лишь фрагмент рок-фестиваля «Литуаника-87». А вспомнился он по той причине, что шесть дней музыкального праздника в Вильнюсе были, пожалуй, своего рода «взглядом с неба» на положение дел в нашей рок-музыке и вокруг нее.
Прерву пока рассуждения некоторыми необходимыми фактами. Итак, дни молодежи «ЛИТУАНИКА-87». Организаторы: Вильнюсский ГК ЛКСМ Литвы, Госфилармония Литовской ССР, интернациональный клуб мира «Литуаника». Место проведения — Вильнюс, Дворец спорта. Участники: 28 рок-групп из Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы, Ленинграда, Свердловска. Решение жюри:
главные призы: Антис (Вильнюс), Ливы (Лиепая), Наутилус (Свердловск).
Приз Союза композиторов «За музыкальность»: Юмправа (Рига);
приз «За лучшее шоу»: АВИА (Ленинград);
приз «За творческий поиск»: Николай Коперник (Москва);
Дипломанты: группа Гуннара Грапса (Таллин), Катедра (Вильнюс), Опус Про (Рига).
Что имею в виду, утверждая, что «Литуаника-87» — пример для подражания? И организацию, и программу, и, наконец, сам дух, отличающий рок-фестиваль от всего другого. Вспомнились прошлогодние концерты в Москве группы UB-40, когда кому-то не очень нравились танцующие в партере зрители, совершавшие как бы вопиющее преступление против нравственности и порядка. Организаторы «Литуаники-87» исходили из того, что истинное рок-представление несовместимо с попытками остановить выражение эмоций. Привело ли это к анархии и беспорядкам? Ничего подобного. Трибуны Дворца спорта были отданы более сдержанной публике, желавшей сидеть и внимательно слушать. А партер, освобожденный от кресел, стал местом тех, кто не мыслит восприятия рок-музыки в состоянии гиподинамии. И, представляете, никто никому не мешал, не ломал стульев, не дрался и не хулиганил. По эмоциональности и непосредственности прекрасным оказалось не только происходившее на сцене, но и в зале. Подобной гармонии между музыкой и ее восприятием на рок-концертах мне еще видеть не доводилось. Также не доводилось видеть ранее и столь профессионально поставленной светорежиссуры и сценографии. Безупречным был звук.
Конечно же, не только внешняя атрибутика стала причиной всевозможных восторгов. Феноменальный шаг вперед сделала за год литовская рок-музыка. На «Литуанике-86» (об этом был прошлогодний репортаж в «Звуковой дорожке») сам факт существования литовских рок-групп был воспринят многими с удивлением, а отношение к ним было заинтересованно-снисходительным. Нынешний фестиваль стал подлинным форумом литовской рок-музыки (14 групп) и показал, что ее качество не уступает лучшим образцам советского и зарубежного рока. Возникшие в последние месяцы рок-клубы в Вильнюсе и Каунасе стали настоящей лабораторией творчества. Выиграли от этого все: и музыканты, и зрители. Из прошлогодних участников наиболее ощутим прогресс у АНТИС. К идее острой социальной сатиры приложился в этом году отточенный музыкальный и артистический профессионализм, справедливо оцененный жюри.
Особый всплеск музыки «хэви-метал» у нас в стране имеет свои причины. Не о них сейчас речь. Но при всей многообразной палитре литовской рок-музыки и здесь чувствовался особый вес «металла». Проявлением тому, очевидно, и решение о специальных дипломах трем «металл»-группам, и присуждение латвийским ЛИВАМ одного из главных призов.
Одним из интереснейших, на мой взгляд, было выступление свердловского НАУТИЛУСА. Эта группа, безусловно, может стать «открытием 1987 года». И по сути программы, и по восприятию зрителями. Шансы группы на фоне беспроигрышной и честной эстрадности рижской ЮМПРАВЫ или ленинградской АВИА, соединившей злободневную тематику с завораживающим шоу, выглядели не очень-то выигрышно. НАУТИЛУС вышел к литовской публике со своей болью в музыке и словах, неприукрашенной болью за грубость и пошлость бытия, с которыми еще приходится сталкиваться в повседневной жизни. Заключительный аккорд завершающей композиции буквально утонул в громе овации. Даже многие из сидевших на трибуне стоя провожали НАУТИЛУС. Честное искусство, каким бы сложным и специфичным оно ни было, всегда найдет дорогу к сердцам и умам людей.
И здесь мне бы хотелось сказать, не без сожаления и горечи, о провале московских рок-музыкантов на фестивале. В Вильнюсе до сих пор помнят о грандиозном успехе на «Литуанике-86» АРИИ и БРАВО, интересуются их судьбой и планами. Помня прошлогодний успех москвичей, с большим нетерпением ждали их и нынче. На сей раз в Вильнюс приехали три группы из рок-лаборатории.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, в успех которого многие надеялись, уходил со сцены под громкие крики зала: «Скука! Домой!». Утешительный приз жюри «За творческий поиск» вряд ли спас музыкантов. Я обратился к представителю рок-лаборатории на фестивале, но ответ его еще больше расстроил, ибо суть сводилась к тому, что публика, дескать, невоспитанная, а музыка КОПЕРНИКА — высшее искусство, которое недоступно массе. Я-то всегда был уверен, что рок-музыка — жанр, ставящий во главу угла демократичность и доступность. Отнюдь не подразумеваю при этом примитивизм и упрощенчество. Самый чуткий барометр художественной и идейной состоятельности творца — общественное мнение, которое, убежден, способно принять не только яркую форму, но и оценить по-настоящему глубокое и искреннее содержание. Успех на фестивале АНТИС, НАУТИЛУСА, АВИА — подтверждение тому. Упоенный довольно ограниченной популярностью среди московских «рок-гурманов», КОПЕРНИК, по-моему, настолько углубился в себя, что напрочь растерял чувство реальности. И я солидарен с мнением членов жюри, пожелавшим музыкантам группы «чуть меньше смотреть на себя и больше в зал».
Отчужденно были восприняты выступления БРИГАДЫ С и НОЧНОГО ПРОСПЕКТА, несмотря на то, что музыка последней группы, положенная на литовские тексты, довольно хорошо известна в дискотеках республики. Причина, думается, в том, что при всех достоинствах эти коллективы по аналогии с кинофильмами можно назвать группами «клубной программы». (Хотя по БРИГАДЕ С этот вопрос спорный).
Не считая успеха АВИА, довольно бледно выглядели в этом году и представители ленинградского рок-клуба. АУКЦИОН разделил участь КОПЕРНИКА. А КИНО расточало вокруг себя такую вселенскую усталость, что возникли мысли о финишной прямой для Виктора Цоя. Считаю КИНО одной из. лучших советских рок-групп и надеюсь, что вильнюсская усталость — лишь случайный эпизод в их творческой биографии.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ заседание жюри длилось до двух часов ночи. Трудно давались поиски истины. И хотя «слонов» поделили самым демократичным образом (по принципу большинства при голосовании), тем не менее на пресс-конференции некоторые решения вызвали споры.
Есть и парадоксы. На «Литуанику-87», например, компания Си-би-эс прислала свою съемочную группу из Америки (отрывки из их программы вы могли видеть в «Международной панораме» 2 недели назад). А Центральное телевидение аналогичной возможности, увы, не изыскало. И возникает совершенно парадоксальная ситуация, когда зарубежная телеаудитория в последние месяцы становится гораздо более информированной о положении дел в советской рок-музыке, чем аудитория ЦТ.
ДА, «ЛИТУАНИКА-87» стала не только ярким праздником, но и оказалась лакмусовой бумажкой, высветившей многие ненормальности в положении дел вокруг отечественной рок-музыки.