Ведущий: Элина Тихонова. Радио «Эхо Москвы», Екатеринбург, 2007 г.
Сканы предоставил: "Эхо Москвы", Екатеринбург. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
— Здравствуйте, Вячеслав. С прошедшими праздниками Вас, если не секрет, где отмечали?
— Дома, у меня выдалось около месяца праздничных каникул, и я был дома.
— В Питере погода была не очень новогодняя.
— Да, там и до сих пор погода не зимняя.
— Вам когда-нибудь приходилось быть Дедом Морозом?
— Да, я был Дедом Морозом и даже были приключения связанные с этим. Все это происходило в период студенчества, когда я жил в Екатеринбурге.
— Дома для детей Вы легенду о Деде Морозе поддерживали?
— Я бы сказал, что мы ее не убиваем. У нас был интересный случай. Мы поехали в Лапландию с целью приобщиться к символу международного Деда Мороза, все делалось для младшей дочери Софьи. Мы сидели в столовой, несколько задержались и остались там одни. Вдруг врывается Санта-Клаус, срывает бороду и садится есть суп! Софья с ним поговорила. Надо сказать, что там Санта-Клаусы кроме английского языка, немного говорят по-русски. Они интересно поговорили, поэтому у нее сложилось очень интересное мнение об этом. Она сказала: «Папа, они нормальные люди, такие же, как и мы, только у них работа такая!»
— Вернемся к цели Вашего визита — Вы здесь презентуете свою книгу. Это первая презентация?
— Это издательство презентует мою книгу.
— Москва и Питер ее позже увидят?
— Ничего не могу сказать, потому что приблизительно представляю, как это будет происходить здесь.
— Насколько я знаю, книгу Вы писали достаточно долго.
— Если правильно сказать, там три произведения, которые были написаны в разные времена и за разный период. Например, «Словарь состояний» — писался долго, порядка 10 лет. Накапливаешь все в себе, а потом как в мешок собираешь. "Лирику" я писал более осознанно и уже как художественное произведение, а не псевдонаучное. Когда из издательства позвонил Андрей Матвеев и сказал: давай напечатаем книжку, я выслал ему два произведения, которые были готовы на тот момент. Они сказали, что этого недостаточно, что нужно еще одно. «Виргостан» я дописывал в темпе экспресс-плаката. «Виргостан» я выдавил из себя.
— То есть это была уже целенаправленная работа?
— У меня нет ни соцзаказа, ни коммерческого интереса. Я просто пишу, потому что мне нравится этот процесс. В общем, я писал себе в удовольствие, пока издательство на меня не надавило!
— Откуда издательство узнало про Вашу работу?
— С Андреем Матвеевым мы давно знакомы. Он объявился именно с целью предложить мне что-то издать, хотя он плохо представлял, что у меня есть.
— В чем заключалась его роль как редактора?
— Я вообще плохо себе представляю, в чем заключается роль редактора. Я так понимаю, что редактор — это человек, который берет на себя общую ответственность. Редактор, на мой взгляд, это воевода в деревянных латах, на которого валятся все шишки. В общем, не нужно ничем обладать, нужна только крепость головы определенного уровня.
— Вы говорите, что это художественная литература, что это псевдонаучные тексты, то есть автобиографичного там ничего искать не стоит?
— Все, что там написано — произошло перед моими глазами, поэтому это, конечно, автобиографично. Автобиография как жанр, это когда человек садится и начинает рассказывать, где он родился и в штампованной хронологической последовательности. Я писал такое произведение, у меня был период, когда я начал вспоминать, что со мной происходило в жизни, но потом все воспоминания угасли, и я забросил его.
— Кстати, Шахрина Вы автобиографию читали?
— Нет, я и так про него все знаю.
— На какого читателя Вы рассчитываете?
— Я думаю, что это должен быть человек, который найдет эту книгу на интуитивном уровне, чаще всего — это люди близкие по духу.
— Почему Вашу книгу оформляли не Вы сами?
— Там использованы мои картинки. Этим должен заниматься человек, который представляет, какой формат, как это все выглядит виртуальном пространстве, потому что я вообще не специалист в этом смысле.
— Обложки к альбомам Вы когда-нибудь делали?
— Да, одно время у меня было рвение, я пытался делать различные варианты, но, по-моему, ни один из них не был использован. Я уже смирился с этим! Когда я буду сам выпускать книги, тогда я буду сам их оформлять.
— Вы сами сейчас что читаете?
— Из неканонической литературы сейчас читаю письма Петрарки, я давно уже их читаю, но понемножку.
— Презентация книги здесь приурочена, по крайней мере, как заявляют организаторы, к фестивалю «Старый Новый рок», но в этом году Вы в нем не участвуете.
— Нет.
— Почему?
— Не знаю. Я участвую, если нас куда-то приглашают, если не приглашают — значит, не участвую.
— К фестивалям такого рода Вы как относитесь?
— Если говорить конкретно об этом фестивале, то у него есть определенные корни, к которым я близок. В общей плеяде всех фестивалей к этому я отношусь по-дружески.
— Вы много сейчас гастролируете или выступаете в Питере?
— Вообще, мы ездим по России непрерывно.
— Чем закончилась история с Ильей Кормильцевым, когда после выступления на летнем съезде «Наших», он заявлял информагентствам, что хочет добиться запрета на исполнение песен «Наутилуса»?
— Он добился.
— Это был судебный процесс?
— Нет, я просто вычеркнул все песни на стихи Кормильцева и все. Теперь у него не будет повода возмущаться.
— Между вами произошел серьезный разлад или это просто технический момент?
— Нет, это не разлад. У Ильи есть свои мотивы на эту тему, он с ними сам должен совладать, а я, чтобы не искушать человека, просто не исполняю эти песни, тем более, что песен много. С другой стороны, это дало повод обновить программу.
— Чем Вас «Наши» привлекли?
— Ничем. Мы все концерты играем по одному поводу — это наша работа, мы зарабатываем деньги.
— Часто вас приглашают участвовать в околополитических мероприятиях?
— Я бы не сказал, что часто. Чаще мы даем рядовые концерты.
— Есть ли у Вас какие-то новости в области кинематографа? Саундтреки, может быть, сниматься где-то собираетесь?
— Нет. В прошлом году кинематограф навалился на меня, но как только я подписал с ними контракты, все они куда-то испарились. Была в том числе чуть ли не эпопея по сказкам Бажова.
— Они предлагали саундтрек писать?
— Да. Хотя я к Бажову отношусь специфически в том смысле, что меня эти сказки в детстве всегда больше пугали, чем привлекали. Тем не менее, я согласился, но у них что-то не получилось.
— Сниматься Вас приглашают?
— Больше нет.
— «Больше» — это после «Брата»?
— Им надоело уже предлагать. Да и в «Брате» я снялся только потому, что это был Леша Балабанов, я просто не мог ему отказать, потому что все, кто мог — ему отказали.