Беседовала Татьяна Болотовская, фото Ольги Урванцевой. Газета «Смена», 4 сентября 2003 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Знаменитый рокер размышляет о музыке, жизни, любви и детях
Я не строгий отец.
Я за доверие между детьми
и родителями
— Что из последнего виденного на экране вам понравилось?
— Вообще в силу моего темперамента кино как вид искусства мне очень нравится тем, что можно сидеть, ничего не делать, а вокруг что-то происходит...
Не могу сказать, что я гурман в кино, но люблю классику. Голливудское кино мне не симпатично, потому что там мелькают одни и те же лица. Европейское кино смотришь — и видишь разные лица. Не могу посмотреть полностью «Страну глухих» Тодоровского, но то, что я видел, мне очень понравилось.
— А вы бы хотели писать музыку к фильмам?
— С удовольствием.
— Вам важен жанр?
— Нет. Но очень важно, чтобы меня затронула история. Вся наша жизнь состоит из кирпичиков — они укладываются незаметно. Среди них есть пустые. И если дырочка останется, то стенка рухнет...
— Что вы любите читать?
— Набокова, Борхеса — это то, чем я могу похвастаться. Был период увлечения Хаузером... Павич — это просто наркотик... Некоторые его вещи можно читать бесконечно. А есть книги, которые носят поучительный характер. Мне больше нравятся произведения более тонкого плана.
— Вы закрытый человек?
— Да.
— А что для вас чудо?
— Недавно прочитал в какой-то рецензии интересную фразу: «Если не сенсация, то, по крайней мере, чудо...» Представляете, чудо для людей стало меньшим по значимости, чем какая-то сенсация! Понятие чуда — сакральное. Для меня самое большое чудо — состояние благодати, чувство какого-то особенного внутреннего покоя.
— А дети... Разве это не чудо?
— Конечно!
— Вы присутствовали при рождении своей младшей дочери. Вы относитесь теперь к ней как-то особенно?
— Софья у меня любимчик. Но не только потому, что я был на родах, перерезал пуповину. Хотя я этим горжусь. Просто она меньше всех — ей четыре года.
— Она слушает ваши песни?
— Да. Более того, считаю, что если Софья начинает танцевать или я вижу по глазам, что ей нравится, — значит, песня удалась.
— В одном из интервью вы говорили, что вас воспитали ответственным человеком.
— Меня строго воспитывали. И, наблюдая за своими детьми, могу сказать, что им эта ответственность передалась уже по наследству. Например, несмотря на то что меня воспитывали мама и папа, а мою среднюю дочь Ксению воспитываем мы с женой Анжеликой, девочка растет очень ответственная. А Софья больше в Анжелику, она не приземленная.
— У вас другие взгляды на воспитание детей, чем у ваших родителей?
— Я не строгий отец. Я за доверие между детьми и родителями.
— У вас была идея создать ансамбль, участниками которого стали бы малыши...
— Я пришел к выводу, что такими вещами должны заниматься специалисты. Я — противник классической школы, по крайней мере в рисовании — в том, в чем я разбираюсь. На мой взгляд, если что-то дано ребенку, то дар будет развиваться. А когда бьют по рукам — получается обстругивание, оболванивание. Меня это раздражает. И в музыке то же самое. Я ходил в художественную школу, но в музыке — самоучка.
— В кругу семьи часто играете?
— Это то, что должно возникать изнутри. А вот так чтобы выпили, закусили, сыграли — я не люблю.
— Я имею в виду играть для своих, на кухне...
— Только если дети меня просят.
— А если просит Анжелика?
— Она обычно присоединяется к детям.
— Вы любите играть с детьми?
— Если я увлекаюсь, то получаю от этого массу удовольствия, потому что начинаю заниматься вещами, которыми давным-давно не занимался.
— Вы живете в женском царстве. За это время открыли для себя в женщинах что-нибудь новое?
— Для меня это необходимость — жить именно в таком царстве. И я много чего открыл. Например, выяснилось, что я ничего не понимаю в женской психологии. К женской психике нужно относиться крайне бережно. Понял, что мы, мужчины, можем научиться у женщин интуиции. Фигура женская более психологична — вся на болтах...
— У трехлетней и тридцатилетней женщины разная психология?
— Конечно. Ребенок многое может себе позволить. А взрослые ограничивают, сдерживают себя.
— Даже с близкими?
— Еще больше с близкими.
— Вы часто ездите к себе на родину?
— Я никогда не отказываюсь от возможности съездить в Свердловск, потому что у меня там живут родители.
— Как они относятся к вашему творчеству?
— Мама — активная, но не агрессивная, не маниакальная фанатка. А папа с некоторого времени относится патриотично.
— По-моему, он очень переживал, когда вы ушли из НИИ и стали заниматься музыкой.
— Конечно, он представить себе не мог, что это за занятие и во что оно выльется. Но сейчас смирился.
Жена Анжелика —
из «женского царства»
Вячеслава
— Свердловск и Петербург — два города, в которых возникло больше всего рок-групп. Они похожи по энергетике?
— Не думаю. Питер более концептуальный, а Екатеринбург — более такой технический. Кроме того, Питер — очень мощный город, переживший войну, блокаду. Я вижу только одну параллель: ни Питер, ни Свердловск не впадали в причитания по поводу своей периферийности по отношению к Москве.
— Вы познакомились со своей женой после того, как она месяц засыпала под вашу пластинку. Вы верите в судьбу?
— Я плохо представляю себе, что такое судьба. Но я знаю, что есть явления, которым надо довериться, их нельзя пропустить. Если пропустил — будешь мучиться потом всю жизнь. С другой стороны, человек — существо осторожное и поэтому вынужден все время стоять перед выбором: либо ты слабак, либо добьешься чего-то, ожидая сверхъестественного. Иногда это превращается в испытание.
— В одной из ваших песен есть слова «вдыхая любовь...». Вы дышите любовью?
— Конечно. Это субстанция, которая нам необходима больше, чем воздух.
— Музыка и любовь. Что для вас важнее?
— Поскольку и то и другое — мистические вещи, они переплетаются между собой. Музыка так же неуловима, как и любовь.