«Наутилус». Всплывающий отсек

Юлия Санкович, фото Олега Беликова. «Новая газета» №69, 18 сентября 2003 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Бутусов выпустил новый альбом - для тех, кто скучает по Бутусову

Бутусов у микрофона на концерте КрыльяВячеслав Бутусов Моя коллега по работе повесила над столом портреты мужчин. Вэна Дизеля, Киану Ривза и Дункана Макклауда. В ближайшем будущем красавица Надя планирует повесить и Бутусова. «Интересный, — говорит, — мужчина. Я бы за него замуж пошла».

Временами мы с Надей встречаемся со старыми друзьями и едем за город. Там режем оливье в железный тазик, пьем «мочаковое» пиво и поем песни под акустическую гитару. В десятке самых-самых — «Крылья», «Апостол Андрей» и «Одинокая птица». Про птицу мы с Надей особенно любим, потому что очень романтично. Лес, голубое небо, чавкающая почва с запахом весны и бутусовская «нетленка». Неподалеку с вертела капают на талый снег «ножки Буша».

Поколение, которое предпочитает сноуборд, нам с Надей жалко: они не знают, что такое настоящее студенческое счастье, Бутусов для них мимо прошел. Для нас «Наутилус Помпилиус» что-то святое и неотъемлемое. Как «Белый снег, серый лед» и песня «Ой-е».

К Надиному большому сожалению, у красавца Бутусова трое дочерей, а группа «Наутилус Помпилиус» давно распалась.

Музыкант самостоятельно занялся разнообразными вещами. Сначала записывал симпатичные примодненные песенки вроде «Настасьи», а потом собрал новую группу и, патриотично назвав ее «Ю-питер», выпустил новый альбом «Имя рек».

Альбом интересен для тех, кто соскучился по старому Бутусову. Похожий на «Нау» звук, похожая на «Нау» манера эротично-ностальгично шептать стилизованный под «Нау» текст. Тексты, полностью написанные самим Бутусовым, — это не Кормильцев. Музыканты, собранные на конкурсной основе, — не легендарная группа нашего детства. Барабанщика с его зверской манерой игры лучше бы вообще в «Ю-питер» не пускать.

Пластинка новой группы белого цвета. На обложке — солнце и луна с лицом Бутусова, а слово «Бутусов» гораздо больше бросается в глаза, чем название «Ю-питер».

Данный продукт можно смело приводить как программный на курсах по пиару — «Эксплуатация бренда». Вячеслав, впрочем, по этому поводу не сильно переживает. Музыкант спокоен, уверен в силах и всячески готовится к предстоящему гастрольному туру. Накануне московского концерта (19 сентября, СДК МАИ) мы позвонили экс-наутилусу домой в Питер:

— Новая пластинка сильно напоминает «Наутилус» той поры, когда вы были властителем дум.

— Я себя никогда таким не чувствовал. По-моему, альбом «Ю-питера» похож не только на «Наутилус», но и на весь сегодняшний мейнстрим, на всю новую гитарную волну.

— Насколько мне известно, эта волна называется рокапопсом. А рок — это в первую очередь социальный протест. Вы же не будете утверждать, что сейчас в государстве нет проблем, почему вы их в своем творчестве не отражаете?

— Именно потому, что проблемы есть, я держу их при себе. Я понял, что нужно петь о вечных и глобальных вещах так, чтобы в песнях не ощущалось эпохи. На самом деле рок-музыка может легко существовать и без социального протеста. Я это понял недавно.

— Хотите «нетленки»?

— Ну я не знаю:

— Мне кажется, в рок-музыке, особенно русской, всегда очень важную роль играли слова.

— Это было только в определенный период. Времена меняются, и меняется публика.

— Вы считаете, нужно делать то, что нравится публике?

— Ну конечно. У меня самого помимо музыки есть много интересных дел, которые я делаю для себя.

— Почему некоторые группы долго существуют, а «Наутилус» распался?

— Я считаю, надо уметь вовремя разойтись. У «Наутилуса» истек срок хранения, исчез тот первоначальный запал, с которого все это начиналось. А начиналось это просто от балды, как студенческая рок-группа, которая стала популярной, потому что попала на ту «новую волну» гитарной музыки, которая тогда началась.

— Может быть, всем остальным рокерам тоже пора расходиться?

— Не могу судить. Это как они сами чувствуют.

— Кто приходит на концерты группы «Ю-питер»?

— В основном молодежь.

— А вам не обидно, что она приходит не потому, что фанатеет от вашего нового проекта, а потому, что хочет услышать старые хиты «Нау»?

— А так всегда было.

— И вам не надоело их петь?

— Что значит «надоело» — я же не для себя пою, а для них. Я должен петь то, что людям нравится.

— Почему вы «завязали» с «приэлектроненными» песнями вроде «Настасьи»?

— Это был одноразовый проект. Время от времени я буду делать проекты в разных стилях.

— Вы неоднократно делали акцент на том, что группа «Ю-питер» — это вы плюс молодые музыканты. Как вам работается с молодыми?

— На самом деле молодой только барабанщик. Он еще не удовлетворил свои амбиции, поэтому в игре присутствуют такая здоровая злость, запал своеобразный. Но для проекта это очень хорошо. (Барабанщик бьет по барабанам так, как будто наказывает. — Ю.С.)

— Ваш бывший коллега по работе Илья Кормильцев сейчас делает рекламные ролики, переводит книги скандальных западных авторов, выпускает книги Лимонова и антиглобалистов. Получается, что Кормильцев пошел в модный андеграунд, а вы — в «немодный».

— Я просто остался там, где был. Что касается Кормильцева, мы общаемся время от времени. Столько лет проработали вместе — чего нам ссориться. Правда, он живет в Москве, я — в Питере, поэтому получается не очень часто. Что касается его рода деятельности, Илья никогда не переставал заниматься подобными вещами. Мы не обсуждаем наши политические взгляды, это личное дело каждого. Лично я к антиглобалистам отношусь отрицательно — не вижу никакой пользы в их деятельности.

— Вам не жаль, что ваш творческий тандем с Кормильцевым распался?

— Да нет, я получаю удовольствие от того, что сам пишу тексты и музыку.

— Как-то саксофонист Алексей Козлов сказал, что начиная с конца восьмидесятых ничего нового в нашей музыке не появилось. Согласны вы с этим?

— Я не мастер разбирать музыку по направлениям. Вот если вы спросите меня об архитектуре, я вам расскажу. Я же шесть лет в архитектурном учился!

— Хорошо, давайте об архитектуре. Как относитесь к тому, что Москву ломают и на месте исторических памятников строят разноцветные домики?

— Ну, наверное, время пришло, потому что все эти советские строения — и «Интурист», и «Москва» — уже сами скоро начали бы рушиться. А вот Военторг, я считаю, — памятник не столько архитектурный, сколько идеологический. В общем, по-моему, от разрушения этих зданий московский стиль не пострадает, потому что — чему страдать, когда нет единого архитектурного стиля? Вот Питер — другое дело. Там в центре вообще ничего трогать не надо.


2003 год. Вячеслав Бутусов: синдром корп... Все статьи 2003 года 2003 год. Вячеслав Бутусов: Я горжусь т...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей