Александр Алексеев, фото: Сергей Куксин. «Российская газета» №4930 (106), 11 июня 2009 г.
Сканы предоставил: Алексей Золотарёв, Воронежская обл. Обработка: naunaunau.narod.ru.
Вячеслав Бутусов: Моя новая стихия – литература. Такая бесконечная колбаса, которую я могу нарезать с разными приправами.
Вячеслав Бутусов родился в 1961 году в Красноярском крае. Окончил Свердловский архитектурный институт, в стенах которого и был основан «Наутилус Помпилиус». После окончания вуза работал архитектором, проектировал станции Свердловского (ныне Екатеринбургского) метро. В 1988 году после суперуспешного двухлетнего тура «Наутилуса Помпилиуса» распустил группу и решил начать все сначала. Жил в Москве, Подмосковье. Затем переехал в Санкт-Петербург, где собрал новый, уже «питерский», состав «Наутилуса Помпилиуса», который тоже распустил в 1997-м. Работал сольно, дуэтом с гитаристом Юрием Ильченко, группой «Deadyшки». Сделал театрализованную программу «Бибигония» с минской группой «Плато» и ансамблем мимов «Лицедеи». С 2001 года возглавляет «Ю-Питер». Женат вторым браком. У Бутусова четверо детей (три дочери: Анне – 29, Ксении – 18, Софии – 13, сыну Даниилу – 3 с половиной года).
Золотые хиты 80-х «Я хочу быть с тобой», «Бриллиантовые дороги» и «Князь Тишины» снова звучат по всей России. О том, почему вновь стали востребованы эти романтичные песни, основатель и вокалист, а также гитарист «Наутилуса Помпилиуса» Вячеслав Бутусов рассказал обозревателю «РГ».
Российская газета | Вы живете необычно: то надолго исчезаете, то выпускаете три альбома за год – такому можно научиться?
Вячеслав Бутусов | Это было редкое явление: в прошлом году вышли сразу три диска с моим участием: два нашей группы «Ю-Питер» и еще один, записать который меня призвали коллеги (на альбоме «Модель для сборки» Бутусов спел по одной песне с десятком новых рок-групп. – Прим. А. А.). Но регулярно быть столь производительным невозможно, поскольку для выпуска полноценного альбома надо, как я говорю, накопить «муравьиное масло». То есть набрать какой-то материал и убедиться в том, что ситуация созрела: людям интересно воспринять то, что я делаю.
Восприятие людей меняется. Бывают времена, когда они хотят только отдыхать, но через несколько летим, возможно, захочется песен, благодаря которым можно задуматься... Вот и надо чувствовать: нужен ли ты публике сегодня или нет? Ощущать это необходимо хотя бы для того, чтобы потом не разочаровываться.
РГ | И вы знаете, как этого добиться?
Бутусов | Думаю, вам мой способ не понравится: я считаю, что для очарований и нет никаких оснований. Кстати, моя самая старшая дочь, как и я, тоже смотрит на мир уже довольно осторожно, философски... Но, возможно, мы и не правы, в чем невольно убеждают мои младшие дети. Чем они меньше, тем менее зависят от обстоятельств, поскольку просто проходят сквозь них, как китайские шаманы на стены! А мы, взрослые, постоянно натыкаемся на эти обстоятельства. Может, у детей и надо учиться?!
РГ | Все говорят, что лучше учиться на чужих ошибках. А на чужих песнях тоже можно ?
Бутусов | Что мы можем предложить людям, которые сегодня изнывают от того, что их не устраивает музыка, которую они слышат? Мы и прежде получали предложения о возобновлении репертуара «Наутилуса». И на 15-летие, и на 20-летие, да и вне юбилеев... Но решились на это только сейчас. Актуальны ли сегодня романтизм и ирония творчества «Наутилуса» 80-х? Думаю, что романтизм очень нужен. Потому что он вообще сродни сподвижничеству. Именно романтизм воодушевляет людей на, условно говоря, походы внутрь себя. Он помогает найти в себе любовь и иронию. Впрочем, некоторые из 25 песен, звучащих в туре «НауБум», мы теперь переделали почти до неузнаваемости.
РГ | К каким мыслям приводят нынешние долгие разъезды по стране, о чемхочется писать новые песни?
Бутусов | Я тоже интересовался тем, как сочиняют другие музыканты. Очень впечатлил рассказ о том, как Стинга продюсер заманивал в студию, а то и вовсе загонял туда пинками. У нас сейчас непростая пора: 80 процентов времени тура проводим в дороге. Это и само по себе нелегко, но появляется и серьезная проблема: чем бы заняться? Ведь я не знаю для себя более утомительного занятия, чем бездельничать... Поэтому начал писать, причем не песни. Я и стихи практически перестал сочинять: просто жду, когда они сами придут и проявятся в голове. Когда при записи альбома придет нужда все доводить до ума — тогда и засяду проворачивать в голове весь этот «фарш» из гармоний и строк... А пока, в дороге, я начал писать прозу. Моя новая стихия — литература. Такая бесконечная колбаса, которую я могу нарезать с разными приправами. Страниц на 30-50. Захочу ли я издавать книгу? Не знаю. Мне уже предлагали в издательстве написать автобиографию, но я отказался. Сказал: «Пишу только то, что мне интересно. Не по заказу».
РГ | Согласно диплому вы архитектор, градостроитель. Истины, почерпнутые за годы учебы, в частности правило «золотого сечения», помогают теперь сочинять хиты?
Бутусов | В музыке есть такие понятия, как композиция, ритмика. В архитектуре, живописи, фотографии они тоже используются. И конечно, мне это помогает. Ведь навыки-то у меня остались еще с институтских времен: получаешь массу и начинаешь ее лепить. Вначале все делаешь «по науке». Ну а потом-уже в процессе работы что-то видоизменяешь, делаешь открытия...
РГ | Несколько лет назад вы стали очень популярны у массовой аудитории: песни «Девушка по городу» и «Песня идущего домой» крутили по радио, телевидению, вас приглашали в топ-программы. Но, похоже, вам эта ситуация не понравилась, и диск «Богомол» вы намеренно записали мрачноватым?
Бутусов | Да, мне не понравилось, что тот диск восприняли на поверхностном уровне. Не заметили других важных песен. Ведь «Девушка по городу» – это просто эскиз-воспоминание о том, как я впервые приехал в Питер. Это был май, все цвело, какие-то девушки ходили в белых блузках. В итоге сложилась песня-сантимент. И музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная – получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера... Хотя вначале у песни был панковский и ядовитый звук. Так что «Богомол» у нас уже получился намеренно аскетичным и лаконичным. Сейчас время такое: очень конкретное. И если ты не будешь тоже очень конкретным и строгим, то за тебя придумают все что угодно ! Усы наклеят, хвост привяжут... Нет, не хочу!
РГ | Вы родились в Красноярском крае, жили в Екатеринбурге, Москве, потом Санкт-Петербурге... Почему в итоге уехали из всех крупных городов и обосновались в Пушкине...
Бутусов | Да, у нас с семьей квартира в Пушкине. Не дом, как писали где-то в СМИ, – сегодня даже не знаю, сколько денег нужно на то, чтобы его построить. Пушкин был для нас реальной возможностью удалиться подальше от грязного города. Это важно – ведь если я не на гастролях, то лишь дома и бываю. В центровые кино и театры меня не затащишь – не интересно. Если только с детьми схожу посмотреть мультфильмы в ближайшем кинотеатре.
РГ | Строгий ли вы воспитатель?
Бутусов | Считаю, что я должен быть таким. Но строгость требует совершенства: иначе ты можешь стать в глазах детей просто посмешищем. Я убедился: воспитывать можно только личным примером. При этом обязательно нужно осознавать, что ты говоришь. А если даешь обещания– неуклонно выполнять. Даже в жестких ситуациях необходимо быть четким: если говоришь, что отшлепаешь ребенка за что-то по попе, а потом забываешь угрозы – грош цена потом будет твоим последующим попыткам привлечь его к порядку...
РГ | Вы кажетесь довольно невозмутимым человеком. Что в последнее время вызывало ваши особенно сильные эмоции ?
Бутусов | Я, как ни странно, ощутил восторг – давно забытое состояние, – когда родился Даниил, почти три с половиной года назад. И я год летал, будто ракета, не понимая, откуда во мне снова возобновилась эта энергия! Поскольку я давно для себя решил: сил у меня никаких никогда не было и нет! И не будет, если их ниоткуда не черпать. Если не черпать – стану замшелым камнем... Где я сегодня их черпаю? От семьи. Но в первую очередь – от Бога. В той степени, насколько это возможно и позволительно мне и – насколько я это заслужил...