Александр Калужский, фото Ильдара Зиганшина, комментарий А. Понизовкина. «Уральский следопыт» №3, 1991 г.
Сканы предоставил: Андрей Некрасов. Обработка: naunaunau.narod.ru, 11 августа 2011 г.
Новый состав ... если они жуют не яблоки раздора...
А Кормильцева с ними нет. Он спокойно делает
свое дело в родном Свердловске...
Два с половиной года назад, в ответ на небольшой «Анонс» с предложением задать вопросы рок-группе
«Наутилус Помпилиус», «Уральский следопыт» был буквально завален письмами.
Ведь, как справедливо констатировал один из читателей, «Наутилус» «для большинства
рок-публики» был «скрыт покровом неизвестности».
Покров этот, надеемся, несколько уменьшился* тогда благодаря коллективному интервью «Никто нас не
разлучит...», напечатанному в № 12 за 1988 год. Но прошло
время, и вот в редакционной почте — снова горячие просьбы, почти мольбы: «Расскажите, что с «Нау»?»
И это — несмотря на то, что пишут теперь о суперзвезде советского рока (уже — заходящей?..) вроде бы достаточно
самые различные издания. Значит живет в сердцах слушателей любовь не только к песням «Ласкового мая», а
и к далеко не развлекательному творчеству, и остается доверие именно к следопытскому слову. Спасибо!
Сегодня, стремясь оправдать это доверие, предлагаем вашему вниманию текст состоявшейся по нашей просьбе беседы одного из первых менеджеров группы журналиста Александра Калужского с бессменным автором текстов «Нау» Ильей Кормильцевым.
Думается, кроме преамбулы, интервью это требует небольшого комментария, поскольку читатель может кое-что недопонять из разговора двух профессионалов, который мы передаем без изменений. Белкин — гитарист Егор Белкин, после небольшого перерыва вновь вернувшийся в «Нау» (см. «Уральский следопыт» № 8, 1990 г. «О чем танцуется на цыпочках...»); Гога — Игорь Копылов, бас-гитарист; Джавад — Игорь Джавад-Заде, барабанщик; все — участники нового состава команды. Один из «основоположников» — Дмитрий Умецкий, по нашим данным, в него теперь не входит, а наоборот — конфликтует с В. Бутусовым. Жаль... Валерий Гаина — лидер известной группы «Круиз»; ну, а «давать гари» — непереводимый, похоже, сленговый оборот, в «рок-среде» обозначающий что-то вроде «зажечь дурным пламенем».
Нужно добавить также, что за время подготовки этого номера в печать с группой действительно могут произойти
самые непредвиденные перемены, поэтому за долговечность полученной намн информации поручиться крайне сложно.
Увы, скорее всего не будет уже в Свердловском рок-клубе и книжки «Скованные одной Цепью» (Москва, 1990 г.,
издание журнала «Советская эстрада и цирк»), о которой шла речь — судя по имеющемуся спросу.
Но наверняка — во всяком случае, очень, очень хотелось бы верить этому — сохранится дух неподвластного
ни сиюминутным модам, ни междуусобным страстям новаторского творчества, с которым всегда ассоциировались
имена «Наутилус Помпилиус» и Илья Кормильцев. Подтверждением этому пусть
будет подборка стихов Ильи из его книги.
Комментарий А. Понизовкина
Некогда мой таллиннский коллега удачно сравнил «Наутилус Помпилиус» с латиноамериканской республикой, где власть переходит от одной группировки к другой по нескольку раз на дню, кардинально меняя ситуацию в целом. Как один из многочисленных бывших участников группы свидетельствую — это очень похоже на правду, и предупреждаю: необходимо иметь в виду эту динамику развития событий, когда станете читать интервью с человеком, прошедшим сквозь все «чистки» и «культурные революции» в истории «республики» — ибо история продолжается. В марте 1990 года Вячеслав Бутусов и его товарищи показали свердловчанам свою новую программу, которую потом обкатывали в различных городах Украины, Белоруссии и Прибалтики. Промелькнуло несколько клипов по ЦТ...
— Есть задумка сделать полуторачасовой документальный фильм, который бы охватывал всю историю группы в целом, где были бы клипы, кадры со старых и новых выступлений — своеобразное подведение итогов...
— Пора подводить итоги?
— ...да, таким шикарным мемориальным выпуском, посвященным 1000-летию освобождения Руси от таково-сяковского ига...
— А за русские рубежи выезжали?
Команда летом ездила в Германию и Штаты, на «Нью мьюзик семинар». Все это было больше в туристическом плане. Задачи чего-то добиться, куда-то пробиться, где-то победить не ставилось — просто люди ездили и изучали мнр за счет спонсоров.
Строчка Умецкого «где я не буду никогда», таким образом, пророческой не оказалась?
— Почему, Умецкого с ними действительно не было. Меня, кстати, тоже. Когда же спрашивают Бутусова — как вы теперь поете эту песню, когда вы там были? — Бутусов отвечает, что мы там так были, как будто там и не были. По рассказам ребят, адаптация к Америке происходила очень сложно. Вообще сложно адаптироваться, если в кармане ни цента в буквальном смысле слова. Вокруг этого было множество невероятных приключений, но все обошлось, и осенью группа вновь гастролировала. Сейчас «Наутилус» ищет возможность записаться. С декабря 1989 года, когда сложился новый состав, он, во-первых, долго притирался, во-вторых, искал, пробовал разные варианты записи: Бутусов считает все записи нового материала пока крайне неудачными, и хотя он пошел — по-моему, из финансовых соображений — на выпуск кассетного альбома под названием «НАУГАД», на его взгляд, настоящая пластинка с этим составом не записана, как, впрочем, не была записана таковая и с прежним составом. Записываться будут, может, в Западном Берлине, может, где-то еще — планы здесь пока еще достаточно неопределенные.
— Что войдет на эту «Лиссабонскую» пластинку?
— Насколько я понимаю, Слава включит туда песни, реализованные уже после распада прежнего состава, и, возможно, ряд старых вещей, не нашедших в свое время студийного решения. Кроме того, почти все музыканты параллельно заняты своими проектами: Белкин продолжает работать с «Настей», Гога играет еще в «Петле Нестерова», Джавад в московской студийной хард-роковой группе с Гаиной... В целом, группа себя плохо не чувствует, но уверенности нет, потому что времена сложные, идет смена ценностей, отношений...
— Во время концертов в Свердловске реакция публики на новую программу была неоднозначной. Как реагирует на нее зритель в других городах, не видевших «Наутилус» прежде?
— Во-первых, большинство городов, где проходили недавние гастроли, были отобраны именно по этому признаку, хотя и не все. Во-вторых, прием везде был удивительно хорошим. Я говорю «удивительно», потому что мне самому новая программа не нравится очень во многих чертах, на ней я откровенно скучаю; но люди реагировали очень активно. Может, уже действует имя. Может, началось какое-то другое восприятие... Раньше, какое бы имя ни было, наша публика требовала, что-бы ты «давал гари», а без «гари» — никакое имя не помогало...
— У советской публики так популярно имя Гарри?
— Йес! (смеется). Впрочем, каждый концерт — это отдельный разговор. Например, крайне удачные концерты в Вильнюсе (где «Помпилиус» выступал в «триумфальном 87-м» — А. К.), возможно, следует объяснять политическими событиями: начало гастролей совпало с началом блокады Для литовцев тогда приезд советской группы был все равно, чго ведро бензина из России привезли... Но тут еще вот что: новая музыка «Наутилуса» явно привязана к существующему сейчас в Западной Европе стандарту Старая музыка, со всеми ее достоинствами в недостатками, не была привязана ни к чему, кроме собственного хотения: хочу так или хочу вот так. Сейчас же стало все стандартизовано, но в Россия такую музыку не слишком любят, а на Западе такой музыки слишком много. Так вот, деградировавшие маленькие страны Восточной Европы, похоже, как раз видят основную прелесть жизни в том, чтобы делать все так же, как делают «старшие братья». Раньше у них был «Старший брат» в Москве — они делали все, как делала Москва; теперь он в Бонне или Вашингтоне — они подражают ему. Поэтому, если кто-то соответствует тамошнему стандарту, то это хорошо — этакий обязательный минимум оксидентального... (смеется). В любом случае, никакой «оголтелости» на концертах не наблюдалось. Да и места все больше спокойные, благополучные, что ли: в той же Белоруссии заходишь в магазин и видишь три сорта мяса, самое дорогое — за рупь восемьдесят... А они комплексуют, спрашивают: «Как это вы приехали в центр застоя, Белоруссию, из такого демократического Екатеринбурга, из такого прогрессивного Санкт-Петербурга?!» Слава отвечал, что в Питере, по крайней мере, стало очень чисто на улицах, потому что людям просто совсем нечем сорить Все тамошние демократы сразу обижаются Они еще пребывают где-то в 86-м году, то есть они еще борются с кем-то, а не с самими собой.
— Я слышал, в Питере группа живет в интересном доме некой коммуной?
— Коммуны там никакой нет, в противном случае, любое рабочее общежитие — это тоже коммуна. Есть двухэтажный железобетонный коттедж, который приобрела студия «Наутилус Помпилиус», на окраине города, в этакой полудеревне. Там проживают — постоянно или в периоды записи, репетиций — все иногородние участники группы, поскольку в составе лишь два ленинградца. Такая неформальная гостиница, куда приходит человек с чемоданом, занимает свой угол, спускается пить чай, коньяк... Никакой коммуны, в славном смысле этого слова, нет и в помине.
— Кто следит за порядком?
— Специальный администратор. Он же занимается топкой, приобретением продуктов. Это гораздо удобнее и дешевле, чем всякий раз бронировать гостиницу — меньше головных болей.
— «Наутилус» постоянно трансформируется: сейчас пятеро на сцене, ты — шестой, седьмой за пультом, восьмой у печки — какое количество людей объединяет сейчас это имя?
— «Наутилус» — это, в первую очередь, всегда Бутусов, был Бутусовым и Бутусовым остается. Остальные люди направляют «бутусовскую воду» в тот или иной канал.
— Вода принимает форму сосуда?
— До какой-то степени, пока, замерзнув, она не превратится в лед и не расколет этот сосуд. При всех сменах состава основа сохраняется, поскольку именно присутствие Славы делает «Наутилус» «Наутилусом», В целом, постоянно задействовано 10-15 человек, не считая тусовки. В Свердловске это энергетическое облако было более многочисленным. Тусовка была значительно круче, насыщенней, в ней было меньше людей случайных, больше — связанных одними корнями, одной почвой... Мне кажется, что Слава так долго сражался за свое одиночество, что скоро он его, похоже, получит — не знаю, переживет ли, вынесет ли, когда оно на него свалится?
— Книга стихов, которую ты мне сегодня подарил, помимо наутилусовских текстов и бутусовских рисунков, содержит много других занятных вещей. Где ее можно будет купить, скажем, в Свердловске?
— В рок-клубе...
Новый состав группы «Наутилус Помпилиус» (слева направо): Игорь Джавад-Заде,
Вячеслав Бутусов, Егор Белкин, Игорь Копылов, Александр Беляев. Хорошо, если они жуют не яблоки раздора...
А И. Кормильцева с ними нет. Он, как всегда, спокойно делает свое дело в родном Свердловске...
Фото И. Зиганшина
Свежее утро свежее утро разбудит нас порывами ветра отбросит навечно ненужные окна и двери сорвет с нас одежды и ржавые знаки различья и только тогда позволит нам выйти из дома свежее утро сметет наши урны и тюрьмы погонит вдоль улиц кучи хамского хлама свежим утром многое станет лишним и трудно будет вспомнить с кем шла битва но свежее утро не может тянуться вечно свежее утро не может тянуться вечно свежим утром мы выйдем из каждого дома разобрать старый мусор расчистить унылую землю и слабому сердцу многого станет жалко и каждый спрячет что-то себе на память ведь свежее утро не может тянуться вечно свежее утро не может тянуться вечно | Иван Человеков Иван Человеков был простой человек и просто смотрел на свет и да его было настоящее да а нет — настоящее нет и он знал что будет завтра с восьми до пяти и что будет после пяти и если на пути становилась гора он не пытался ее обойти Иван Человеков возвращался домой на площадке там где мусоропровод он увидел как из люка таращится смерть и понял что завтра умрет он взял блокнот и написал ей прийти завтра ровно в двенадцать часов он не мог терпеть несделанных дел и попусту сказанных слов я знаю эту женщину одни ее зовут — свобода а другие — судьба и если для первых она раба вторым она святая судья Иван Человеков гладко выбрил лицо надел лучший галстук и ждет спокойный и светлый и струсила смерть и забыла где он живет он долго ждал но потом он устал попусту ждать и ушел и встречая смерть он не здоровался с ней как со всеми кто его проколол я знаю эту женщину одни ее зовут — свобода а другие — судьба и если для первых она раба вторым она святая судья и первые пытаются взять ее в плен и заставить стирать им носки но вторые знают что тлен это тлен и живут без особой тоски | Мне снился Христос мне снилось что Христос воскрес и жив как я и ты идет неся незримый вес а на руках — бинты идет по вымершим дворам тоскливых городов и слово мыслит молвить нам но не находит слов мне снилось — он мне позвонил когда искал приют и безразлично обронил что здесь его убьют мне снилось что он пил вино в подъезде со шпаной и били до смерти его цепочкою стальной звучал его последний смех переходящий в стон мне снилось — я один из тех с кем пил в подъезде он проснулся я и закурил и встал перед окном и был весь опустевший мир - один сиротский дом |