Светлана Кривенкова, фото Игоря Иванова. Газета «Молодой коммунар» (г. Тула), 23 мая 2001 г.
Сканы предоставил: Droopy. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
Бутусов: «Лучше
повернуться лицом
к народу и получать
от этого такое
же удовольствие,
как и они...»
Лет пятнадцать назад мы слушали "Наутилус Помпилиус" и пели про Алена Делона.
Теперь растет поколение "Гибралтара" и "Настасьи": Бутусов и без "Hay"
остается на плаву.
Тула встретила Вячеслава Бутусова воплями "Слава!" под окнами его гримерки. Кричал прихиппованный парень с фиолетовым хайром на голове. Hо Слава в окошке так ине показался и ручкой своему фанату не помахал.
Накануне, 19 мая, Бутусов вместе с группой "Deadушки" открывал большую российскую рок-тусовку под названием "Максидром". И, отвечая на вопросы журналистов, никак не мог вспомнить, в какую такую глухую провинцию ему придется ехать сразу после фестиваля — не то в Тулу, не то в Калугу. Но уже на следующий день выбрал правильное направление и прибыл в нашу филармонию — как обчно, вдвоем с акустической гитарой.
Бутусов пел ровно полтора часа без перерыва. Вместе с ним пел зал. Публика четко делилась на две части: на людей в районе тридцати лет, которые пришли понастальгировать по временам "Наутилуса", и немногочисленных тусующихся в проходах тинейджеров. И те, и другие хором исполнили "Я хочу быть с тобой!", "Гуд бай, Америка" и цоевскую "Звезду по именим Солнце".
Бутусов был весь в себе, сидел на стуле, как приклеенный, и произнес в перерывах между песнями 35 слов (болтливость для него необычайная). Девушки подходили к сцене с букетами, но Славе, видимо, было лень подняться с места: цветы так и остались у поклонниц. Последней, по традиции, пелась "Прощальная песня" ("Гуд бай, Америка!"), после которой Бутусов сразу удалился. Скандировать: "Слава!" — было бесполезно.
На общение с Бутусовым журналистам отвели ровно 10 минут: певец торопился в Москву и был ожидаемо лаконичен.
— Вячеслав, вы вчера выступали на "Максидроме", насколько мне известно, впервые за 6 лет существования этого рок-фестиваля. Как впечатление?
— Нормальное. Довольно нервозная, в хорошем смысле слова, атмосфера. Журналистов столько, что просто невозможно пройти на сцену. Под ногами мешаются.
— Только не говорите, что из-за журналистов музыканты на сцену опаздывали.
— Опаздывали. Я не сторонник такого образа жизни. Мне нужно, чтобы все было спокойно, определенность нужна. Но, наверное, единственный способ добиться спокойствия — лежать по стойке "смирно", в полном одиночестве.
— Или в "Тетрис" играть.
— Да. И в "Тетрис". Сидишь часами и играешь: очень успокаивает. Я по профессии архитектор, поэтому для меня "Тетрис" — очень подходящее занятие.
— На "Максидроме" вы впервые выступили в паре с "Deadушками". Как все прошло?
— Нормально. Мы записывали студийный проект и не предполагали никакого дальнейшего развития событий.
— Не хотели работать вместе?
— Не то, чтобы не хотели. Просто не предполагали.
— А почему вы не приехали в Тулу вместе с "Deadушками", раз на "Максидроме" все сложилось удачно?
— Концертной программы еще нет. На "Максидроме" мы исполнили четыре песни. Может быть, к осени отрепетируем полноценный двухчасовой концерт. Тогда и будем говорить о совместных гастролях.
— Говорят, вы пишете книгу.
— Книгу я пишу, но это перманентный процесс. Пока мне нравится — пишу, не нравится — не пишу. Уже полгода не пишу.
— А что в ней?
— Все, что в голову приходит. В какой-то момент появляется желание печатать — я печатаю. Книга называется "Сто состояний".
— Проект "Бибигония" будет продолжаться? ("Бибигония" — концертная программа, с участием белорусских музыкантов, играющих этно, детского хора, театра "Лицедеи" и упитанных барышень из танцевального коллектива "240 тонн". С. К.)
— Это был одноразовый благотворительный проект. За последнее время я сделал пять совместных проектов. Пятый по счету называется "Звездный падл". Это проект с Каспаряном и Тихомировым по идее Рокамболя на песни московского композитора Головина. Он недавно начал раскручиваться. Я его еще не слышал.
— Кстати, как расшифровывается название вашего нового совместного с группой "Deadушки" проекта "Э.Л.И.З.О.Б.A.P.P.A. — Т.О.Р.Р."?
— Оно не расшифровывается. По аналогии с фэнтези: там тоже есть много вещей, которые не требуют никакого объяснения. Они сами по себе звучат, и все.
— А почему вы столько лет заканчиваете свой концерт "Прощальной песней"?
— Это неизбежно. Я начинаю играть концерт, мне уже кричат: "Гуд бай, Америку" давай!" В принципе можно было бы выйти и полтора часа исполнять одну эту песню.
— Не раздражает?
— Я смирился. А что делать? Кричать со сцены о том, как они мне надоели вместе с этой песней? Лучше повернуться лицом к народу и получать от этого такое же удовольствие, как они.
— А вам никогда не хотелось покинуть Россию?
— Были такие шальные мысли. Рикошетные. Но когда начинаешь вдумываться, то понимаешь, что не стоит.
— Часто приходится за границей выступать?
— Нет, не часто. Не вижу смысла.
— Почему вы поете песню Цоя "Звезда по имени Солнце"?
— А вот не скажу.
— Но вы ее сами выбрали?
— Сам. Она у меня в голове звучала год. И когда Марьяна мне предложила спеть, я сразу сказал "да". Она обалдела.
— То есть вы решили спеть эту песню еще до того, как появился проект "КИНОпробы"?
— Да. Другое дело, что я собирался записать ее в аранжировке военно-пожарного марша. Но не оказалось ни времени, ни денег.
— Со школьных лет помню легенду о том, что "Я хочу быть с тобой!" вы посвятили любимой, которая трагически погибла. Эту песню народ не мог слушать без слез.
— Это абстрактное посвящение. Эмоции и чувства, собранные в абстрактную картину.
— А себя вы любите?
— Люблю детей, жену. Собой горжусь иногда.
— Поэкспериментировать со своим имиджем не хотите? Когда-то вы были блондином, с длинными волосами...
— Раньше возможностей было больше. Скучно становилось иногда, хотелось что-нибудь сделать.
— А сейчас не хочется?
— Я уже все переделал.
— Не скучно?
— Наоборот, весело...
Р. S. После концерта поклонники бывшего капитана бывшего "Нау" у служебного выхода хором пели "Крылья" и ждали, когда выйдет Бутусов. Бутусов не вышел. За воротами филармонии его ждала "Волга", на которой он и промчался мимо своих фанатов. Юрии Шевчук, помнится, раздавал автографы всем желающим.