Почему затворник Бутусов закрывает глаза

Ирина Марчкова, Олег Астафьев. «Столица С» №11 (438), 14 марта 2001 г.
Сканы предоставил: Андрей Мякушин, г. Саранск. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.


Полуовальный БутусовПолуовальный Бутусов ...Концертный зал «Петербургский» заполнен до отказа любителями рока. Потрясающее зрелище. Толпы неформалов ведут себя вполне свободно. Конечно, в рамках приличий. Такой уж город Питер. Все здесь искренне и открыто. Если танцы — то в чистом виде, если художества — так от всего сердца, если рок — то настоящий, не испорченный нашествием гопников. Люди приходят слушать музыку. Не бросать бутылки и плевать на пол, а слушать! На сцене поистине культовые музыканты: Кинчев, Бутусов, Шевчук...

Наша первая жертва — отец-основатель группы «Наутилус Помпилиус», сейчас выступающий в гордом одиночестве. Бутусов привлекает фанатов глубокими философскими текстами и отстраненным взглядом из-под густых бровей. В этой личности всегда была скрыта необъяснимая загадка. Он спокойно садится перед микрофоном и начинает петь. В один миг зал наполняется до боли знакомыми образами: Тутанхамон, апостол Андрей, одинокая птица... Питерская тусовка растворяется, уплывает вместе с ними... Никто не может объяснить, почему «старые песни» Бутусова воспринимаются с особой, трепетной любовью, а «новые» с какой-то долей снисхождения. Но одно можно сказать твердо: все его творчество находит отклик в сердцах слушателей...

В. Бутусов на концерте Три дорогиСвои сольные выступления
Вячеслав Бутусов
называет «скромным
музицированием
под гитару»
Человек-загадка. Он изменился. Больше тоски в глазах, больше грусти. Это уже не тот культовый герой конца 90-х. Предпочитает студийную работу и не любит гастролировать. До сих пор поет с закрытыми глазами и мало общается с журналистами. «Надоело оправдываться за «Наутилус», группу, которой не существует», — объясняет он.

— Питер называют колыбелью трех революций. Но все чаще критики говорят о четвертой, которую совершили питерские музыканты...

— Сама эта теория очень достойна. Я с ней полностью согласен. Лучше нести знамена музыкальных революций, чем каких-то кровавых... Вы совершенно правильно подметили особую атмосферу нашего города. Историкам предстоит еще немало потрудиться над этой загадкой. Я родился в Красноярске, но своим городом считаю именно Питер. В данный момент мне очень тяжело выезжать куда-то на гастроли. Я вообще предрасположен к относительно спокойной и тихой студийной работе. Получаю от этого моральное удовольствие. А когда выхожу на сцену, чувствую какую-то неловкость. Музыкант, на мой взгляд, должен стремиться к общению с народом. Может быть, у меня какая-то особая психологическая подготовка, может, воспитание другое, не знаю. Но мне это не дано... Многие меня спрашивают, почему я пою свои песни с закрытыми глазами...

— Действительно, почему?

— Все происходит на каком-то психологическом уровне. Если во время выступления боишься что-то забыть или не так сделать, обязательно начинаешь спотыкаться. А когда все идет на рефлекторном уровне, чувствуешь себя спокойно. Именно поэтому я закрываю глаза... а не потому, что не хочу видеть своего зрителя, как пишут многие журналисты. Иногда мне хочется собрать весь народ в зале и увести куда-нибудь далеко-далеко... где всем будет спокойнее.

— О каком зрителе вы мечтаете?

— Я вообще плохо себе представляю зрителя. Ведь я не актер, я — музыкант, поэтому мне ближе простой слушатель. Человек в наушниках, который никому не мешает, доставляя себе удовольствие. Если говорить о концертах, то здесь обязательно должна быть близость по духу. Если такой контакт с залом достигнут, это просто замечательно. Значит, вы можете обмениваться с публикой информацией более широкого плана.

— За вами закрепилась репутация затворника. Говорят, вы не любите журналистов...

— Я не могу их любить или не любить. Просто есть уместные и своевременные вопросы, а есть наоборот. Не могу же я, к примеру, объяснять всем и всюду свое участие в проекте «Кинопробы». Представьте журналиста, который настойчиво требует видеосъемку в домашней обстановке — с мамой, папой, женой и детьми, а в это время все мои близкие болеют гриппом. Вот в такие моменты я отношусь очень настороженно к вашему брату. Считаю, что в шоу-бизнесе все должно быть дифференцировано. Нужны, конечно, встречи с журналистами, подпольные съемки. Это встряхивает. От некоторых интервью даже давление подскакивает. Например, беседовал с одним молодым корреспондентом и случайно сморозил: «Выходя на сцену, мечтаю поскорее с нее уйти». Глупость, конечно, сказал, но вскоре это стало заголовком в одной из газет. Очень многие обиделись... Поэтому подписываясь на встречу с представителями СМИ, заранее обрекаешь себя на разгром.

— Надеюсь, что следующий вопрос не покажется вам из разряда нервно-паралитических. Что это за проект «Бибигон», о котором все так много говорят?

— Очень даже миролюбивый вопрос. Проект был назван в честь Бибигона — героя одной из сказок Чуковского, который очень любил чудить. Вот и мы решили немного покуражиться. «Бибигония» сделана на основе псевдодетского альбома «Овалы». Это даже не альбом, не клип, а просто концертная программа, с которой мы побывали в трех городах. Это, конечно, не очень много. Но, учитывая, что в проекте принимает участие около 50 человек, вполне понятна его нетранспортабельность... Это нельзя назвать моим сольным концертом, здесь все происходит вокруг меня. Лицедеи, скоморохи, детский хор — мы просто веселимся, и ничего более. Жаль, что я не могу показать «Бибигонию» в других городах...

Сейчас занят другими проектами. Сильно соскучился по концертам. Идея сегодняшних «Трех дорог» проста. Зритель увидел клип, где мы втроем — я, Юра и Костя — пинаем листья. Вот и решили вместе собраться перед публикой. Хотя первоначально предполагалось привлечь больше участников, например Сукачева...

— Ваше выступление можно назвать «битвой трех гигантов»?

— Да нет же. Скорее демонстрация дружбы. Я вообще против всякой соревновательности. Понятие «конкуренция» мне не нравится. Пора, наконец, определиться — или ты конкуренцией занимаешься, или творчеством. Я выбираю второе.

— Каких вопросов вы боитесь?

— Не боюсь... Просто не хочу отвечать. Часто спрашивают про «Наутилус». Даже надоело. Надоело как бы оправдываться. Коллектив давно не существует. Согласитесь, жить одним прошлым нельзя. Вокруг столько нового, интересного...

— Многие говорят, что русский рок понятие очень размытое, несуществующее...

— Ну почему же. Для меня это очень меткое понятие. Музыкальная культура, придя к нам с Запада, частично ассимилировалась с нашими традициями. В этом смысле «Алиса» и «ДДТ» — ярчайшие представители данного течения. Я бы даже выделил русский рок как отдельный жанр, который постоянно развивается и которому всегда была присуща доля эксперимента.

— Не считаете ли вы, что в последнее время творчество Бутусова - один сплошной эксперимент?

— Не стал бы так категорично заявлять, хотя в этом есть доля правды. Мне действительно в последнее время все чаще и чаще хочется попробовать что-то новенькое. Только в прошлом году у меня было пять проектов, имеющих совершенно разную стилистику. Для меня, архитектора по профессии, это очень интересно. Хотя, конечно, классическому слушателю, который на одном дыхании воспринимал «Князя тишины» или «Крылья», сложновато. Еще тяжелее многие воспринимают сольные выступления и мое неустойчивое музицирование под гитару...

Когда меня спрашивают, устал ли я, твердо отвечаю: нет! Творчество не работа, от которой устают, и не игрушка, которая надоедает. Делая этот выбор, однозначно подписываешь себе приговор пожизненного служения. Мне в свое время было очень тяжело... Вы слушали «Настасью»? Над ней мы с «Deadушками» потрудились на славу, хотя многие восприняли эту песню как небутусовскую. Бутусов, мол, не может допустить электронную обработку. А почему бы и нет? Я не собираюсь никому ничего доказывать. Я доволен своим творчеством.

...Зал долго не хотел отпускать кумира. Но Бутусов со свойственным ему спокойствием едва заметно улыбнулся и произнес свою знаменитую фразу: «Думаю, мы должны контролировать наше время». Затем, поклонившись, удалился со сцены. Каждый выбирает дорогу сам. Дорога, выбранная Бутусовым, ведет прямо к нашим сердцам. Бриллиантовая дорога...

P.S. Видеоматериал с концерта «Три дороги» и полный вариант интервью с Вячеславом Бутусовым смотрите 23 марта в 18.05 в программе ГТРК «Мордовия» «Рок-Олимп».


2001 год. Звездный экспериментатор... Все статьи 2001 года 2001 год. Непотопляемый...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей