Руслан Шебуков. «АиФ-Я молодой» №5, 1996 г.
Сканы предоставил: Droopy. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
Жизнь артистов на гастролях — совершенно особая жизнь. Если турне не слишком длинное и ехать не очень далеко, то для хороших музыкантов — это просто как зарядка. Но если все это удовольствие затягивается на месяц-другой и конечным пунктом является, скажем, город Южно-Сахалинск или Владивосток, то к концу гастролей и бесконечные концертные залы с загаженными гримерками, и любители музыки эти ненормальные, и даже собственные песни уже осточертеют до такой степени, что и словами не описать.
История "Наутилуса", как известно, всегда изобиловала неожиданными поворотами, переворотами и заворотами. Время от времени состав группы менялся до неузнаваемости, было даже такое, что "Наутилус" состоял исключительно из Вячеслава Бутусова (вокал, гитара и все остальное, необходимое для демо-записей). Но в конце концов на сегодняшний момент с ним играют Алексей Могилевский (клавишные и саксофоны — еще те саксофоны, которые были в "Я хочу быть с тобой"), Николай Петров (старый друг Могилевского и соратник по группе "Ассоциация", играет на гитарах — акустической и электрической), Гога Копылов (из Питера, увлекается бас-гитарой и всем, что с ней связано, на ней же и играет) и Алик Потапкин (тоже из старого состава "Нау", барабанщик, но вдобавок занимается своим собственным проектом, о котором, пока тот не будет готов, предпочитает не распространяться).
Кроме них постоянным участником группы является Александр "Полковник" Гноевых, который на концертах (да и при записи альбомов) сидит обычно за звукорежиссерским пультом, но часто срывается и бежит к музыкантам (скучает). Ну и, конечно, как водится, в турне каждую уважающую себя группу сопровождают так называемые "техники", исполняющие кроме всего прочего обязанности грузчиков — Андрей Булавкин и Александр Филин. Не надо забывать и директора группы Виктора Долгосельцева, который занимается всеми администраторскими делами. Вот с таким составом мы и ездили некоторое время по стране в поисках смысла жизни.
Нижний Новгород, куда мы приехали первым делом, мне представлялся именно таким — мрачным, заснеженным, одноэтажно-деревянным. Полной неожиданностью была вдруг вынырнувшая после этих домиков станция метро, и тогда уже пошли большие строения и более новые районы. Центральный парк в Новгороде называется "Швейцария". "Почему — "Швейцария"? — "Потому что большой", — отвечает шофер. Проезжаем улицу Патриотов. Полковник задумчиво замечает: "А следующая, наверное, будет называться улица Предателей Родины".
Вообще, распорядок дня на гастролях до безобразия однообразен.
Это как раз тот человек, который остается на сцене один в самом конце выступления, и играет тоскливую саксофонную партию в Гуд бай, Америка", нагнетая таким образом и без того взрывоопасную атмосферу, когда фанаты уже в неистовстве и готовы идти за "Hay" куда угодно. Кроме того, Алексеи играет на синтезаторе, причем настолько хитро, что создается впечатление, будто играет целый симфонический оркестр, причем, если вы думаете, что "Наутилус" когда-либо играл под фонограмму, то глубоко ошибаетесь. Для нормальных музыкантов в такой игре нет никакого интересу, ведь они играют прежде всего для себя, им нравится это делать, понимаете? А что толку открывать рот под "фанеру"? Разве что бабки срубить...
Ну и кроме всего прочего — второй голос — это тоже Алексей Могилевский. Чаще всего его почти не слышно — он органично сливается с бутусовским, и кажется, будто это Слава так поет в терцию или октаву сам с собой. Но иногда, когда концертный зал какой-нибудь кривой и нестандартный, аппаратура работает кто в лес, кто по дрова, а у Могилевского голос сильнее, чем у Бутусова, он просто забивает его, и тогда "Наутилус" звучит, как хор казаков-разбойников. (Когда я об этом сказал Могилевскому, он грустно покачал головой и заметил: "Ну этого не может быть, допустим, — тут он посмотрел на Славу и еще грустнее вопросил: — Как я могу его забить?")
В машине, на которой мы ехали в Екатеринбург, Полковник сетует, что вот, дескать, контракт для группы — это дело первостепенной важности. Больше чем на два года его не нужно подписывать, а то вот подписали одни тут на десять лет, так в конце концов музыканты получали за выступление меньше, чем какие-то грузчики! Сидевший рядом техник группы Андрей Булавкин с минуту молчал, а потом вдруг возмутился: "А грузчики — что, не люди, что ли?"
Для большинства музыкантов Екатеринбург — это родина, поэтому полгруппы разъехалось по домам, а остальных поселили в привокзальную гостиницу с разнокалиберными номерами. За обедом ребята делились впечатлениями:
Я брился сегодня в шкафу, поскольку во всем номере только там было единственное зеркало". — "А у меня зеркало есть в ванной, но телевизор только одну программу принимает". — "Зато у меня три программы, а ванной вообще нет", — говорит Гога.
Когда "Наутилус" ездил в Лондон и там нелегально выступал (нелегально в силу капиталистических драконовских законов, согласно которым чужеземцы не имеют право работать в Англии — "Наутилус" вообще еле пустили в страну с их гитарами и синтезаторами), Гога купил там крутую примочку для своей бас-гитары, которую можно теперь услышать в нескольких лирических композициях, а в "Полине" Гога вообще играет, как Бог, вышибая слезу не только у чувствительных девушек в первых рядах, но и у суровых дядек-секьюрити за сценой, не говоря уже о рядовых фанатах.
Фанаты бывают разные, не спорю, что попадаются среди них и нормальные люди, но мне как-то все довелось общаться больше с какими-то неприкаянными. Один товарищ, немолодой уже "новый русский", притащил в гримерку бутылку дешевого французского игристого, "полароид" для фотокарточки на память и свою жену, долго рассказывал, как он любит группу "Наутилус" (правда, последних альбомов он не слышал, но вот когда учился в школе — да, увлекался, еще как), а на прощание пожелал Славе написать хорошую песню, которую он, товарищ, будет очень и с нетерпением ждать.
Очень любят они фотографироваться со Славой. А с автографами вообще отдельная история. Если кратко — люди их любят. Просто обожают. Жить без них не могут. Говорят — это память на всю оставшуюся жизнь. Иной раз так достанут, что хоть вешайся. "Когда ж умолкнут все песни?" — говорит в таких случаях Полковник.
Ежедневный анекдот. У Полковника спрашивают: а ты когда за пультом в зале сидишь, нам хлопаешь? — Ага, говорит, хлопаю. И ногами топаю, и свищу в четыре пальца. И кричу: "Слава, давай! Давай, Слава!"
С Полковником всегда случаются истории. То его из поезда высадят, то в милицию заберут, а уж буфетчицы, проводницы и уборщицы его вообще не любят. "У него просто вид такой, что все его принимают за уголовника — объяснил мне Коля. — Как-то он охрип после болезни, когда мы приехали в Москву после очерёдных гастролей. Захотелось ему есть, зашел он в "Макдональдс", как был, в ватнике, небритый — ну чистый пахан после отсидки. Так в "Макдональдсе" его за своего приняли местные братки, которые туда зашли перекусить. "Эй, батя, — говорят, — давай к нам!" "Не-е, - прохрипел он им в ответ, — спасибо". А в гостинице "Россия", ну там, знаешь, всегда звонят по телефону в номер и говорят: не хотите ли развлечься, девочки, то-се? Он опять им своим голосом хриплым: "Не-е, ребята, не нада". Ну уж после такого ответа его еще больше зауважали и всю ночь доставали звонками".
Подъезжая к Тюмени, водитель поймал местную радиостанцию, где какой-то молодой человек безуспешно пытался выговорить название группы, песню которой он хотел бы услышать: "Ну вы знаете, это наша команда такая, называется она На-уп... Набут... Натуп..." Ведущая в нетерпении прерывает его: "Да что ж вы не можете выговорить-то! Наверное, это "Наутилус Помпилиус!"
"Когда мне было шестнадцать лет, отец попросил меня сделать ему на день рождения подарок — уволиться из ресторана, где я стучал на барабанах. Он думал, что я сопьюсь там, но получилось так, что не спился, зато познакомился с Алексеем Могилевским. Второй раз мы с ним встретились в группе "Флаг", из которой меня выдернул Саша Пантыкин, который подошел как-то ко мне и сказал: "Слушай, тут есть группа одна, очень талантливые ребята, им нужен барабанщик. Я пришел на встречу в Свердловский рок-клуб, и этими ребятами оказались Вадик Самойлов и Саша Козлов — то есть это сейчас "Агата Кристи". Мне они тогда дико понравились, я с ними стал играть, до тех пор, пока на наш концерт не попали Слава Бутусов и Дима Умецкий. Чуть позже они пришли вместе с Могилевским, который меня знал, и Слава спрашивает меня: "Как у тебя вообще настроение?" Леха тут же переводит: "Ты хочешь работать с "Наутилусом"? Так я и попал в группу "Наутилус Помпилиус".
В каждом городе свои традиции. Например, в Тюмени все ходят в пыжиковых шапках. То есть все, всегда и везде. Они их и в помещении не снимают, видимо, сроднились с ними, ввиду постоянных морозов. Еще я заметил, что в этом городе каждый, кто хотел к нам обратиться, выговаривал одну и ту же фразу: "Все нормально?", в течение дня меня лично раз пятнадцать так вопрошали, и даже когда мы уезжали из гостиницы, администратор тоже подозрительно поинтересовалась: "Ну как там в номере, все нормально?", из чего я сделал вывод, что "все нормально" — это просто народная тюменская поговорка.
НА самом деле гитарист "Наутилуса" еще недавно работал преподавателем в одном из музыкальных учебных заведений Свердловской области. А вообще у него очень насыщенная трудовая биография, и с "Наутилусом" его связал все тот же Могилевский, с которым он создавал проект под названием "Ассоциация". У этого во многих смыслах странного проекта вышло уже несколько альбомов — и на виниле, и на компакт-дисках — еще до того, как Коля пришел в "Наутилус". А пришел он вот как.
Когда в "Hay" на общественных началах играл гитарист "Агаты Кристи", это было крайне неудобно, так как работать на двух работах сразу мало кому из музыкантов удается. И как-то раз, когда нужно было ехать на гастроли в Киев, а Вадим Самойлов по каким-то причинам не смог, Алексей Могилевский предложил Славе: "Давай возьмем с собой Колю, он сообразительный, все схватывает быстро". Слава был не то, чтобы не против — другого выхода у него не было, и согласился. Коля за неделю выучил все свои партии, и в Киеве сыграл настолько.хорошо, что после первого же концерта Бутусов подошел к нему и предложил стать постоянным гитаристом "Hay".
В Омске "Наутилус" выступал в цирке, и Слава пел, стоя лицом к огромному проходу, откуда коней на манеж выпускают, поэтому зрители могли его видеть в лучшем случае сбоку, а в основном — со спины. Участники группы располагались в самом центре манежа, поэтому чувствовали себя не слишком уютно. Вдоль бортиков, по которым обычно собачек с обезьянками пускают, на этот раз стояла целая рота милиционеров, сквозь которую прорывались толпы фанатов, причем иногда успешно, и тогда концерт останавливался, Слава давал необходимое количество автографов, фанатов выгоняли, и все начиналось сначала. Но Славе-то что — он все равно всегда с закрытыми глазами поет.
Ежедневный анекдот. Слава входит перед концертом в гримерку: "Чем это у вас тут так воняет?" — "Да это твой рюкзак только что принесли".
Если говорить о Бутусове, можно говорить много и ничего не сказать. В интервью он всем журналистам говорит одно и то же, в жизни он совершенно другой, а какой он на самом деле знают, наверное, только его домашние. Писать песни он предпочитает в одиночестве, и в студию приносит уже почти готовые демо-записи. Он не очень охотно поет старые песни, в которых много громких мест, которые сыграны на голом нерве, предпочитая им более поздние, более спокойные и философские. Иногда, на людях, он напоминает этакого босса, у которого в принципе все есть, строгого, но справедливого. А его дочь Аня говорит, что он похож на одинокую птицу, которая летает высоко...