Владимир Полупанов. «Я молодой» №219, сентябрь 1998 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2010 г.
Вячеслав Бутусов:
Творчество не зависит
ни от политики,
ни от экономики
Сегодняшняя жизнь лидера "затонувшего" полтора года назад "Наутилуса Помпилиуса" Вячеслава Бутусова
похожа на затворничество. Он не дает концертов и интервью, редко выходит в свет, предпочитая шумным тусовкам тихую работу
в студии. Результаты этой работы вылились в новый сольный альбом "Овалы", выход которого
совпал с экономическим кризисом.
— Слава, слышал, что ты записал новый сольный альбом, который называется "Овалы". Что это за музыка?
— Я не смогу объяснить, что это за музыка, ее нужно послушать и сделать какие-то выводы. Альбом будет отличаться от того, что было прежде, поскольку все сделано по максимуму мною — слова, музыка. На всех инструментах тоже играю я, и помогает мне по части духовых Олег Сакмаров (нынешний и будущий участник "Аквариума"). А так это полностью сольная работа — акустическая, камерная.
— Есть отголоски старого "Наутилуса"?
— Надеюсь, что да. Отголоски всегда есть, они никуда не денутся. Ведь они звучат в головах слушателей, как осколки разорвавшейся мины.
— Интересно, требуется ли специальная подготовка для прослушивания твоих новых песен?
— Очень хотелось бы верить, что в моих песнях есть ребусы и скрытые смыслы. Но в подготовке нуждаются шпионы и секретные агенты. Для восприятия музыки нужно просто открытое создание, и тогда, чтобы что-то понять, не нужно прилагать никаких усилий. Сама по себе подготовка неинтересна, человек всегда поскорее что-то распознать.
— Выпуск альбома наверняка из-за экономического кризиса откладывается?
— У меня ничего не откладывается. Положение страны никак не влияет на это. Можно сказать, что альбом уже вышел, ведь я его записал. А вот возьмется ли выполнять те гарантированные обязательства лейбл "Дана мьюзик", с которым подписан контракт, это уже зависит от стабильности в государстве. Они хотели сделать сюрприз и выпустить его 15 октября — в день моего рождения (Бутусову исполнится 37 лет. — Прим. автора).
— То есть тебя сейчас не волнует вопрос, получишь ли ты гонорар за эту работу?
— Это меня не волнует, конечно, я его получу. Помидорами, утехами или деньгами — это уже не важно.
— Но ведь у тебя есть семья. Костя Кинчев в шутку поведал, что собирает грибы, чтобы обезопасить семью от голода. А что делаешь ты?
— Никаких мер, главное не паниковать и не суетиться. Я просто спокойно живу себе. Для меня ничего не меняется.
— Ну а как же — продукты стали дороже, жизнь вообще дорожает.
— Это всегда было. Мне 37 лет, и сколько себя помню, народ всегда страдал. И сколько этих уроков ни было, все равно продолжается одно и то же — опять мечутся, скупают мешками стиральные порошки и все прочее.
— Можешь дать совет, как молодым людям справиться с депрессией? Ты ведь сам не раз переживал это состояние.
— Насколько я понимаю, это дело практики, а советы можно давать любые. Понятие молодости как раз и определяется тем, есть ли у человека вера в будущее или нет. Если веры вообще никакой нет, то не имеет значения, сколько ему лет — пять или пятьдесят, он уже законченный человек. В первую очередь необходимо сохранять ясность сознания. Могу дать несколько практических советов, но вряд ли народ удосужится им следовать. Например, бросить курить. Больше заниматься аутотренингом утром, после физзарядки.
— И какие при этом нужно произносить фразы?
— Нужно просто с самим собой разговаривать, внутренний голос всегда ведет полемику с сознанием. Всегда интересно послушать, что тебе скажет внутренний голос. Можно вступать в дискуссии, но не обязательно, чтобы это слышали другие. Созерцание заниматься. Можно просто выглянуть в окно и наблюдать за тем, как идут по тротуару люди. Поскольку они все разные, картина постоянно меняется — это успокаивает.
— Катаклизмы и неприятности обычно стимулируют творческий процесс, как у тебя с этим?
— Катаклизмы ничему не способствуют, в первую очередь творческому процессу. Потому что творчество — это вечная, незыблемая ипостась, которая существует независимо ни от чего — ни от политики, ни от экономики.
— Не пугает, что публика совсем забудет тебя, и ты уже не сможешь найти дорогу к сердцу слушателя?
— Никакой дороги к слушателю нет. Просто есть люди, которые синхронно с тобой мыслят. Образно говоря, если человек послушал что-то и сказал: "Это мое", — то это и означает понятие "благодарный слушатель". А не стенки пачкать в подъезде…
— Есть ли какие-то шансы услышать новую программу живьем?
— Шансов практически нет, поскольку я не практикую концерты последние полтора года — мне это неинтересно. Мне интереснее что-то придумывать и сочинять. Формат студии меня вполне устраивает. Концерты — это совсем другая деятельность, общественно-политическая.
— Но именно там происходит контакт со слушателем, который необходим любому музыканту.
— Он происходит намного раньше. А на концерте происходит стычка.
— С кем из коллег-музыкантов ты сейчас поддерживаешь отношения?
— С Ильей Кормильцевым мы постоянно общаемся. Сейчас непосредственно общаюсь с Юрой Каспаряном по поводу создания очередного проекта. Кроме этого, с кинематографистами. В частности, с Алексеем Балабановым, который давно втягивает меня в большой кинематограф — это меня тоже привлекает. Готовится к выпуску фильм "Брат-2", в котором я буду выступать в качестве композитора.
— Как тебе кажется, что ждет наш шоу-бизнес в ближайшее время?
— Я могу говорить только о том, что есть, а не о том, что будет. О том, что будет, написано только в одной КНИГЕ. А то, что есть все и так видят.