У Наутилуса появились Крылья

Света Лосева, фото А. Спицына, Андрея "Вилли" Усова, С. Лосевой, Д. Вышинского. «ROCKFUZZ» №26, 26 октября 1995 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, сентябрь 2013 г.


Бутусов-Наутилус на сцене

Долго ли, коротко ли, но группа Наутилус Помпилиус закончила работу над новым альбомом с романтическим и в меру оригинальным названием "Крылья". Описывать своими словами то, что еще в массовом масштабе никто не слышал просто-напросто не интересно и нецелесообразно. Гораздо интереснее было, сидя на кухне с очень белым потолком, поговорить о том, что уже сделано и что еще предстоит, короче о том, о сем, с лидером НАУ Вячеславом Бутусовым.

Корр.: Чем этот альбом отличается для вас от предыдущих?

В.Б.: Ничем, кроме того, что мы пытались его очень тщательно спланировать, и очень долго все это делали. Во-первых, установка была идеологическая. Я не буду тыкать пальцами (смеется), но у нас, у некоторых членов "политбюро", периодически возникают концептуальные идеи. Перед тем, как что-нибудь сделать, обязательно что-нибудь придумать. То есть не просто так, а установку какую-нибудь взять на себя или повесить на других.

Корр.: Собственно, вы его (альбом) что-то очень долго делали...

В.Б.: Вот, смотри, "Титаник" мы закончили в феврале 94-го. И буквально сразу начали готовить новый материал. Было стремление наворочать как можно больше материала, чтобы было из чего выбирать. Я писал "рыбы" практически до Нового года. А поначалу материала было еще больше. Потом работа с текстами. И почти полгода мы сидели в студии. Свели довольно быстро, потому что у нас четко отработано было в этом смысле. Долго не могли определиться с названием. Кормильцев очень болезненно к этому подошел. Он очень трепетно относится к названию этого альбома. Было несколько вариантов. В частности, я как-то пытался отправить ему факсом в Москву 154 названия, вплоть до того, что он должен называться "Хочу В Отпуск". По крайней мере, был четкий вариант оформления, он мне очень нравился, и название должно было соответствовать... Абстрактно его придумать было бы проще. А мы прилипли к ильдаровской фотографии и просто увязли...

Корр.: Вы опять вернулись в оформлении к Зиганшину? Вячеслав Бутусов трапезничает

В.Б.: Да. Просто мы взяли его художественный снимок за основу обложки. Он его делал не специально для альбома...

Корр.: А какой характер, с твоей точки зрения, у этого альбома?

В.Б.: Очень капризный. Мы просто намучились. Иногда хотелось плюнуть на него и упростить себе задачу. Я придумал себе формулировку, чтобы внятно отвечать людям по поводу того, как я охарактеризовываю эту работу — формулировка: альбом был сделан с усердием шахтеров, добывающих уголь в канализации.

Корр.: Как интересно! Но может быть процесс презентаций будет повеселей?

В.Б.: Да. Сначала будет Москва в МДМ в конце октября, а потом уже в Питере. Мы хотим попробовать что-то сделать с "Лицедеями". Сам альбом, в принципе, не такой пафосный, как раньше. С военными оркестрами, конницей и танками — надоело, это уже просто смешно. Имеет смысл подписать на участие оркестр. Одна песня, "Крылья", была записана с С.-Петербургским Симфоническим оркестром п/у Равиля Мартынова.

Корр.: А кто еще принимал участие в записи?

В.Б.: Нынешний состав НАУ: Алик Потапкин (барабаны), Гога Копылов (бас), Николай Петров (гитара), Леша Могилевский (клавиши, саксофон) и я. Плюс на гитаре в некоторых песнях помогал Ильченко и Леша Петров с "Европы Плюс", единственный человек, кто умеет играть на хомусе руками и ногами, он помог в одной песне.

Корр.: А слова все Кормильцева? Бутусов в боевой панаме

В.Б.: Почти все. Строго моих — две, это "Русский Рок" и "Чугада". Скоро это традицией станет — это уже третий или четвертый альбом, где у меня две песни. Во-первых, у Ильи гораздо больше текстов, а я начинаю писать слова, когда чувствую, что у Ильи что-то не получается.

Корр.: Мне вообще кажется, что с того момента, как вы стали жить в разных городах, вы по стилю как-то несколько дальше друг от друга стали...

В.Б.: Я раньше не задумывался над этим. Но, по-моему, это даже лучше, что это стало понятно. Это хорошо. Все разное. Так мы и люди разные. Я уже давно перестал серьезно к этому относиться. Я это делаю, так сказать, второстепенным образом. Меня заставить надо.

Корр.: А вообще, ты к чему-нибудь серьезно относишься?

В.Б.: Да. Наверное, да. В плане работы мне очень хочется, чтобы все не натужно было. А такие вещи специально не делаются. Они происходят сами в какой-то день... при какой-то погоде. А потом что-то продублировать иногда просто не реально. Некоторые песни на первом этапе звучат так, что думаешь — вот есть определенные маяки, на которые можно надеяться практически стопроцентно. Потом — мучительный процесс записи, сведения — все ставится с ног на голову, короче, наоборот. Я считаю, что в демонстрационном виде всегда более подходящие условия, чтобы сравнивать материал потенциально. При сведении часто выясняется, что что-то плохо сыграно, не в техническом смысле, а по настроению, получается кисляк. И в результате, конечный вариант может просто не соответствовать моим, например, представлениям о том, как планировалось.

Корр.: Какую песню на данном этапе ты считаешь программной?

В.Б.: "Крылья", которая будет исполнена с оркестром. Она выделяется по всему.

Корр.: Она такая грустная. О любви?

В.Б.: Я не знаю, о чем она. Наверное, да. Но можно считать, что на основе этого можно дальше развивать музыку в другом направлении. Пока это просто песня Наутилуса в аранжировке оркестра. Мы первый раз с этим столкнулись и, например, для меня это очень интересно. Я вообще автоматически тяготею к симфонизму...

Корр.: Это, наверное, от архитектурного прошлого.

В.Б.: Да. Я же градостроитель и иду от общего к частному, а не наоборот.

Корр.: А есть ли что-нибудь в твоем нынешнем положении, что бы тебе не нравилось? Гарик Сукачев и Вячеслав БутусовТы меня уважаешь?..

В.Б.: Да. По натуре, как человек, я терпеть не могу всяческих возглавлений, брать на себя ответственность за какие-то совершенно невероятные планы, прожектерством этим заниматься, чувствовать себя чиновником. Если мне что-то захотелось сделать, что-то у меня в голове свербит, то лучше это сделать самому и с точки зрения морального удовлетворения, а во-вторых, вдруг, не дай Бог, не оправдаешь чьих-то надежд, в соавторстве, например Я не очень люблю коллективное творчество. Вернее к нему самому я отношусь нормально — это одна из форм, и весьма плодовитая. Но я завидую писателям и художникам — человек общается сам с собой. Сам все переживает и сам отвечает за ту идею, которая в голове родилась и за конечный результат тоже. И результат этот можно никому не показывать, можно его для себя зарубить. Меньше советов — больше толку! Когда этим занимаются даже два-три человека, неизбежно возникают проблемы, потому что интриганство, видимо, свойственно человеческому мозгу от природы. Но индивидуальное творчество возможно только когда человек очень сильно чем-то увлечен. Мне проще занимать такую позицию — мне сказали "надо" (потому что на самом деле мне это не надо. Это надо кому-то. Хорошо), почему бы не сделать, если все равно делать ничего не хочется. То есть, если нет в тебе энтузиазма, то надо подчиняться. Если себе не хочешь приносить пользу, принеси ее кому-нибудь другому. Короче, не хочешь использовать — отдай людям.

Корр.: Интересно. А вот народ еще клипов ждет. Вячеслав Бутусов без волосФото на комсомольский значок

В.Б.: Это планируется. Я считаю, что мы как-то не эффективно с "Титаником" сработали. Сняли долбаный клип, который должен был стоять в цепочке, тогда бы он был с эстетической точки зрения оправдан. А получилось, что он был один, как рекламный щит "Просто добавь воды", или еще что-нибудь бессмысленное. Я не могу сказать, ни что он плохой, ни что он хороший. Просто необходимый трюк.

Корр.: Ой, сейчас "дам" Садчикова: а что у тебя с прической, вернее, где она?

В.Б.: А что с прической? С ней все нормально. Я терпеть не могу всякую дикую растительность на голове. Вот еще брови надо повыщипывать. Я, на самом деле, уже забыл мотивы, побудившие меня к этому шагу. Я только помню, что сделал это очень решительно и, кроме удобства и пользы, ничего не вижу. А на все остальное, честно говоря, можно наплевать. А еще недавно со смехом читал, как какой-то спец по прическам делал выводы о характере того или другого человека. Так вот о моем характере очень трудно что-то сказать. У меня было много видов причесок.

Корр.: А как ты считаешь, ты привык к Питеру?

В.Б.: Я считаю, что да. Я не представляю, как бы я сейчас жил в Свердловске, если бы мне предложили. Мне кажется, что там как-то "душновато". В Москве у меня просто сразу раскоординация движений начинается. Даже после нескольких дней бурной столичной жизни я прихожу в себя в горизонтальном положении сутками. И не потому, что я там сильно выпиваю или езжу по тусовкам, а просто от этого бесконтрольного потока информации, которая мне на фиг не нужна, которая засоряет, и получается интоксикация мозга. Просто хочется закрыть глаза и через соответствующие поры и отверстия выпускать все прочь со свистом (посмеивается). Меня лично раздражает то, что Москва грузит. Есть люди, которые "подсядут тебе на плечико", и уже голова болит, и ты не можешь этого выносить, просто, как свист в квартире у соседа, и никуда не денешься. Есть люди, очень патриотично настроенные, которые начинают страдать, когда Питер называют провинцией. А мне, наоборот, это нравится. Это определенно не провинция, но здесь есть атмосфера, которая меня устраивает, Питер — это не топтодром, как в Москве, где просто, как татаро-монгольское иго каждый день проносится. Такой город, как Москва, нужен, и это однозначно, в целой обойме, как Токио, Париж, или Нью-Йорк... Но такого города одного на всю страну вполне достаточно. Я раньше никогда не был поклонником всех этих уединений в деревне. То есть уединяться я люблю, но мне достаточно городской жизни. У меня с детства какая-то идиосинкразия на деревню, родители в отпуск уезжали, а меня на отбывание там оставляли. А теперь мне иногда кажется, что не плохо было бы уехать, чтобы мозги проветрить. На медведей посмотреть.

Корр.: Слава, вот Макаревич, например, прекрасный рыбак с ластами, а ты чем предпочитаешь заниматься в часы досуга?

В.Б.: Я тебе сразу могу сказать, я — не турист и не энтузиаст всех этих дел. Для меня это просто пытка — ехать куда-то на байдарке, с рюкзаками, в лес, отмахиваться от комаров. Все мое восприятие этого заканчивается на том, что либо я сразу начинаю гундить и портить себе и другим настроение, либо мне это сразу должно понравиться. В смысле активного отдыха я не профессионал, а дилетант. Я больше люблю другой тип отдыха — валяться на берегу какого-нибудь водоема, чтобы можно было сползти, побултыхаться (да, ничего не скажешь, помпилиус есть помпилиус — С.Л.) и опять лежать. И пива, например, чтобы голова не болела потом. Хотя считается, что пиво мне уже противопоказано.

Корр.: Ты это серьезно? Бутусов курит и рассуждает...вот такой облом у меня в жизни...

В.Б.: Да. Вот такой облом у меня в жизни мощный произошел. Я считаю, что алкоголь уместен только в момент какого-нибудь тупого отдыха, как это ни печально, когда никакой ответственности, ничего не надо делать. Тогда он какую-то частичную пользу может принести, разгрузить нервные блоки, и вообще психику, например.

Корр.: А исходя из твоих жизненных наблюдений, алкоголь стимулирует творческий процесс или нет?

В.Б.: А ведь ты знаешь, да, стимулирует. Но на утро, когда протрезвеешь, видишь, что это полная туфта. А стимулирует в том смысле, что становишься легко возбудимым, шустрым, начинаешь что-то активно лепить. Но потом выясняется, что это полная бредятина. Во-первых, ничего невозможно разобрать, и все это "гениальное" творчество остается где-то далеко, и это невосстановимо, так как ничего не помнишь.

Корр.: А что тебя сейчас радует в жизни, в той же музыке, например?

В.Б.: В музыке — с удовольствием слушаю любимца питерской публики Ника Кейва. Очень сильно по настроению подходит. То же самое могу сказать про Лори Андерсон, ее альбом 94-го года слушаю с удовольствием. А еще, пользуясь случаем хочу поблагодарить фирму "Мустанг", торгующую джинсами, частенько помогавшую нам в коммерческом смысле, благодаря им у нас стало несколько меньше проблем.

Корр.: Периодически читая твои интервью, я заметила, что ты крайне не любишь говорить о понятии любви, хотя львиная доля песен НАУ именно о ней...

В.Б.: Ни один психически уравновешенный человек не в состоянии серьезно относиться к понятию любви. Это должно, видимо, каким-то бзиком быть у человека, он должен просто зациклиться на этом, а у нас достаточно разнообразные проблемы каждый день. Оценки меняются буквально от состояния здоровья и погоды на улице. Поэтому надо относиться сообразно к этим серьезным интимным вещам, переживать их внутри и не вытаскивать их на всеобщее обозрение. Кому это надо? Кому это, собственно, интересно? Есть же люди, которых раздражает тот же Ремарк или "Фoррест Гамп", например, своей приторностью. А вот меня не раздражает, у меня потребность такая, видимо, последнее время. Меня, наоборот, раздражает впадение в крайности, личная агрессивность.


Песни альбома "Крылья":

  1. Крылья
  2. Железнодорожник
  3. Дыхание
  4. Жажда
  5. Золотое Пятно
  6. Человек На Луне
  7. Небо И Трава
  8. Кто Еще
  9. Мне Снился Христос
  10. Клетка
  11. Живая Вода
  12. Чугада
  13. Русский Рок
  14. Одинокая Птица

1995 год. 33 года Вячеслава Бутусова... Все статьи 1995 года 1995 год. Вячеслав Бутусов похож на комп...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков