Ольга Воробьева, Илья Кормильцев. Журнал «Мелодия» №1-2 (50, 51), январь-июнь 1992 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, 22 января 2011 г.
Обложка журнала Выходит новый диск С R60 01005 «Наутилуса Помпилиуса» — «Чужая земля». Два года назад группа распалась. И хотя Вячеслав Бутусов сразу же объявил, что «Наутилус» будет работать в новом составе, о группе долго ничего не было слышно. Но вот «Наутиус» снова громко заявляет о себе новым диском, участием в акции «Рок из Кремля», выступлениями в Санкт-Петербургском спортивно-концертном комплексе им. В. И. Ленина.
Ольга Воробьева беседует с Вячеславом Бутусовым о том, как обстоят цела в группе сейчас.
— Слава, очень любимый слушателями и уважаемый музыкантами «Наутилус Помпилиус» пережил совершенно особый период — группа стала работать в новом составе. Скажи, какие перемены произошли в «Hay» за последние два года?
— Со мной и Ильей Кормилцевым работают гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, бас-гитарист Гога Копылов, барабанщик Алик Потанкин. Участвует также флейтист Олег Сакмаров. Эти два года мы занимались, в принципе, тем же, что и всегда — пытались своеобразно соединить наши интересы и понятия со своим делом и его конечным результатом, то есть с музыкой. Хотя, конечно, был и особый момент. Мы чувствовали, что должны оправдаться за переломный период, пережитый группой, и стремились создать нечто, убеждающее, что мы есть.
— Этим «нечто», как я понимаю, стал новый диск «Чужая земля», который готовится к выпуску на фирме «Мелодия». Песни отобраны для него на основе какой-то тематической связи?
— По-моему, она существует. Мы выстраивали альбом с учетом определенных принципов и установок.
— В вашем составе три гитары, ударные и флейта. Чем же можно объяснить, что при записи альбома использовались клавиши? Это возврат к прошлому или новая перспектива?
— Это только для альбома. В прошлом у нас было засилье клавиш, и теперь мы пробуем делать другую музыку. Мы поняли, что глупо ставить перед собой барьеры, ограничивать себя какими-то рамками. Нужно делать музыку такую, какую тебе хочется в данный момент.
— Какая у вас сегодня аудитория?
— Честно говори, охарактеризовать наших слушателей мне трудно. Залы на концертах полны, встречают нас тепло. Но мы ведь не проводим социологических исследований, а со сцены не видно «кто есть кто». Надеемся, что все это наши друзья.
— Группа довольно много и успешно гастролировала за рубежом. Мне хотелось спросить тебя о впечатлениях от последней поездки — в Японию.
— Во-первых, я должен тебя поправить. Мы не так уж много выступали за границей. Я бы пожелал «Наутилусу» гастролировать за рубежом больше и чаще. А впечатления от поездки в Японию... Очень рискованно, возвратившись из чужой страны, говорить, что тебя там хорошо принимали. Я могу сказать, что нас принимали радушно. Японцы в принципе очень радушные, добродушные люди. Хорошо, что не было никакой предвзятости по отношению к нам. Как и ложного интереса, вызванного модой на советское. Этот бум уже в прошлом.
— Почему вы редко появляетесь на телевидении?
— В первую очередь, мы виноваты сами. У нас не было хорошего отснятого материала. А материалы средней руки телевидение благополучно губит. Там у них платят деньги за «произведенную работу». Вот ее и производят до тех пор, пока от материала ничего не останется.
— Клипы с последними песнями «Наутилуса» снимает творческая группа студентов из ВГИКа. Чем объясняется этот выбор?
— Я видел работу Толи Берсенева, режиссера группы, связанную с громким именем Бориса Гребенщикова. В Италии, в Пизе, она получила первый приз. Мне стало ясно, что эти ребята неодносложны и, главное, делают свое дело с искренним интересом. Музыканты обычно бывают заняты лишь на первом этапе работы над клипом, и я сейчас не могу сказать, что получится в итоге. Но после общения с группой у меня возникло субъективное чувство, что это будет хорошо. Хотя ходы и решения, которые мне предлагали, были для меня неожиданными.
— Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Или хотя бы во многом. Я знаю, что ты хорошо рисуешь и что книга стихов Ильи Кормильцева «Скованные одной цепью» проиллюстрирована твоими рисунками.
— Должен же я хоть как-то оправдать треть своей молодости, потраченной на художественное образование. Я шесть лет проучился в художественной школе и еще шесть в Архитектурном институте, где меня тоже заставляли рисовать. Я подчинялся этому требованию с большим или меньшим удовольствием. Теперь рисую, когда есть настроение.
— А кем ты мечтал стать в детстве?
— На этот вопрос я могу ответить со всей определенностью: у меня была дурная мечта стать музыкантом. Наверное, это было благотворное влияние советской поп-музыки. Бабушка научила меня раскладывать пасьянс, и я тут же принялся загадывать, в каком ансамбле и в качестве кого буду участвовать, когда кончу школу. Мне очень хотелось внедриться в «Песняры» или «Самоцветы». Однако судьба, как видишь, разложила карты по-другому.
— Слава, кто ты по гороскопу и какие черты своего знака Зодиака находишь у себя?
— Отлично, это мой любимый вопрос. Вернее, я люблю на него отвечать, а задают его редко. Мой знак по гороскопу Весы. В соответствии с ним моя участь — постоянные колебания. А главная жизненная установка — достижение душевного баланса, душевного равновесия. О, как бы я хотел достичь душевного равновесия, хотя бы на короткий период времени, хотя бы иногда! И всем желаю того же.
От Весов идет еще одна моя очевидная особенность — мне трудно что-либо внушить. Я, конечно, могу воспринять адекватно новый ритуал поздравления нашего народа с Новым годом. Но новости в политике цен вызывают во мне бурю протеста, и я никак не могу найти точки опоры для того, чтобы определиться в своем отношении к российскому правительству. Меня то в одну сторону бросает, то в другую.
— Замечаешь ли ты на улице красивых девушек? И вообще, какое место в твоей жизни занимают женщины?
— На улице есть два объекта, достойных внимания, — девушки и архитектура. Об архитектуре я в студенческом реферате, перефразировав Карбюзье и выделив курсивом, написал: «советская архитектура — это застывшая советская музыка». А наших девушек не впишешь ни в какие советские рамки. Как и в рамки СНГ. Это крепкий мировой уровень.
Для меня вне всяких сомнений, что женшинам предназначена в моей жизни какая-то особая и важная роль. Я женился дважды. Первая жена родила мне дочку. Вторая — тоже. Первая сделала это 31 июля. Вторая — тоже. Конечно, чистота эксперимента не совсем убедительна. Но не испытывать же судьбу в третий раз!
— Каковы творческие планы группы?
— Сегодня мы закончили работу над альбомом, а с ним были связаны наши главные творческие планы. Будем делать музыку!
— Что ты хотел бы пожелать своим фэнам?
— То же. что желаю самому себе: чтобы были все здоровы в семье, что бы благополучно прожили трудный ны нешний год.
Повторно испускается 200 000-м тиражом пластинка «Наутилуса Помпилиуса» 1991 года «Родившийся в эту ночь» R60 00105.
Для тех, кто хочет знать, что думают о песнях, записанных на диске, сами авторы, предлагаем комментарий, составленный поэтом Ильей Кормильцевым.
Моя любимая песня на пластинке — это «Последний человек на Земле». Мне близок арийский герой, которому достойно умереть важнее, чем выжить. Наверное, только так, в круговой и честной обороне, мы можем отстоять свои права перед лицом бесчисленных поклонников новых окончательных идей.
Ницше писал, что человек, имеющий свое мнение, мало что выигрывает при демократии по сравнению с диктатурой — ведь вместо одного «мнения» ему предлагаются на выбор три или четыре, но столь же обязательных.
Непосредственным поводом к этой песне послужила история деда одного моего друга, отстоявшего на Украине в девятнадцатом году свой хутор методом круговой обороны, но это не главное. Главное то, что такие истории случаются где-нибудь на Земле каждый год и даже каждый день.
«Родившийся в эту ночь» — одна из самых старых песен «НП». То. что она записана только сейчас, не случайно. Я (в отличие от Славы) не христианин, но меня глубоко волнует содержащееся в Рождестве Христовом ощущение единства нашей участи. Очевидно, в такси можно приехать не только на Бульвар Роз.
«Джульетта» — это парафраз старой песни Линеля «Seven Courses» плюс воспоминания об Агасфере плюс печаль о том приношении в жертву юных девушек, которое знает каждое лето и каждый пригородный лес. Их действительно жалко, как жалко цветов, замерзших еще в бутонах, и ангелов, надкусивших яблоко, отравленное пестицидами.
«Падший ангел» — это то, с чем неизбежно сталкивается каждый, имеющий нереализованные замыслы, а если особенно повезет — то сталкивается и не один раз за жизнь. Егор Белкин упрекнул этот текст в смертном грехе гордыни, но дело, очевидно, не столько в высоте полета, сколько в факте падения.
«Музыка на песке» — снова содержит в себе наклон в сторону рок-н-роль-ной классики в песне «Tambourin Men», но девяностые годы в России сильно отличаются от шестидесятых в Америке, и безумный музыкант уводит свою паству не в небо, а в пучину вод, откуда нет возврата. Впрочем, как пел Ариэль (не из Челябинска, а из Страт форда на Эвоне), утонув, мы не умрем, а будем «преображены в прекрасную форму».
«Люди» — будут, наверное, особенно понятны тем странным особям, которые проводят свободное время на крышах домов и на макушках деревьев в ожидании прилета НЛО. Меня иногда охватывает желание к ним присоединиться, но как скептик я жду более точной информации в прессе о времени и месте ожидаемого прилета.
«Она ждет любви». Она, скорее всего, работает продавщицей в единственном универмаге маленького города, красит волосы клочьями и слушает «Ласковый май» (или что там у нас сейчас). Если кто-то ждал другого, то мы снова друг друга не поняли.
Кроме слов, есть еще музыка, но я не буду о ней судить, потому что довольно того, что она мне нравится.
В оформлении материала использованы рисунки Вячеслава Бутусова к книге И. Кормильцева.