Бутусов заменил свои батарейки

Владимир Полупанов. «Аргументы и факты» №49 (1102), 5 декабря 2001 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2013 г.


Вячеслав Бутусов, в последние годы старательно изображавший из себя уставшего от жизни рок-пенсионера, возвращается на большую сцену. Он вновь собрал группу. Нет, никакой реанимации похороненного в 1997 году легендарного «Наутилуса Помпилиуса» не планируется. Новый коллектив, названный «Ю-Питер», состоит из именитых питерских музыкантов: Олега Сакмарова (экс-«Аквариум»), Георгия Каспаряна (экс-«Кино») и Евгения Кулакова (экс-«Пойманные Муравьеды»).


Похороны

Процесс забивания гвоздей в крышку гроба «Наутилуса Помпилиуса» растянулся на годы. О роспуске коллектива было объявлено еще в 1988 году, аккурат когда он находился на пике популярности. Стадионы ломились от страждущих послушать «Скованных одной цепью», «Алена Делона», «Гудбай, Америка» и др. Бутусов же выглядел в тот момент нечеловечески уставшим от шумихи и сгорал нетерпением зарыть в землю свое детище. Его внутренний биологический ритм был слишком медленным и не успевал за безумной гонкой, на которую обречен человек, имеющий статус рок-звезды, - бесконечные гастроли, толпы людей, общение с которыми не всегда приятно, беспробудное пьянство и невозможность просто побыть в тишине. Лишь обязательства перед участниками группы и необходимость пополнять семейный бюджет не позволили окончательно «пристрелить монстра», и полудохлый «Наутилус» продолжал плыть по инерции вплоть до 97-го года. Правда, с другим составом музыкантов.

Записав в Англии последний (с именем «Наутилуса» на обложке) альбом «Яблокитай», Бутусов окончательно порвал со всем, что напоминало о былом. Как он сам часто признавался, его воротило даже при одной мысли о концертах. Именно в этот смутный период на его горизонте возник Сергей де Рокамболь - алхимик-кустарь, задурманивший светлую голову Бутусова.

Алхимия

Говорят, Слава настолько поддался влиянию де Рокамболя с его псевдофилософией, что, играя роль преданного ученика, чуть не ушел из семьи. Мало общался с людьми, а если и делал это, то нес такую ахинею, что окружающие крутили пальцем у виска, мол, наш-то совсем свихнулся. Тем не менее результат этого общения вылился в экспериментальный альбом «НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст Пернатый Змей». Набор заклинаний, символов и странных словоформ - в общем, говоря проще, «дуракаваляние» в чистом виде. Естественно, альбом провалился.

Объевшись «алхимических щей», к 98-му году музыкант, будто протрезвев, записал внятный альбом «Овалы» - полный антипод своему смурному «незаконнорожденному» товарищу. «Овальная» лирика была так наивна и по-детски проста, будто ее сочинил не экс-рокер, потрясавший песнями на стихи Ильи Кормильцева всю страну, а начинающий автор, пробивающийся бесхитростными песенками для детских садов. «Этот альбом сделан нарочито инфантильным», - признавался сам маэстро. По его словам, он вдруг обнаружил, что у него три дочери и с ними чертовски приятно общаться. Младшая Софья даже возглавила семейный «худсовет». Если под свежезаписанное произведение дочь начинала танцевать, значит, песня удалась, если же засыпала, Бутусов мысленно ставил себе двойку и выкидывал песню из альбома.

Однако к концертам он по-прежнему относился брезгливо и если и выходил на сцену, то вел себя так, словно выполнял повинность или готовился к приему смертельной дозы яда. Особенно ярко это выглядело году в 99-м на рок-фестивале в Горном Алтае. Экс-лидер «Наутилуса» вышел на открытую площадку до такой степени невменяемым, что едва сидел на стуле, забывал слова песен, а под конец вообще зигзагообразно покинул сцену, так и не допев один из шлягеров «Нау». Но состояние публики было под стать кумиру, и мало кто обратил внимание на то, как сильно расслабилась рок-звезда. Тогда мне показалось, что после таких выступлений на Бутусове можно ставить жирный крест.

Восставший из ада

Не совсем ясно, с чего началось его выздоровление, но примерно через год после описанных событий экс-лидер «Нау» выстрелил ернической песней «Лабрадор/Гибралтар», написанной на текст питерского поэта-абсурдиста Анатолия (Джорджа) Гуницкого. Думаю, именно это событие стало переломным. С тех пор он больше никогда не возвращался к социальной тематике, благодаря которой «Наутилус» и стал «умом, честью и совестью» народной.

Вышедший в начале этого года альбом «Элизобарра-Торр» (совместно с электронным дуэтом «Deadушки») и изданный чуть позже «Звездный падл» (песни Евгения Головина, записанные с помощью музыкантов группы «Кино») укрепили подозрение, что Бутусова теперь интересуют иные материи.

«Это не профессиональная поэзия, зато от души, - говорит он о своих новых песнях. - Я пишу медленно: тексты у меня несуразные, неграмотные, но в данный момент мне такие и нужны». Видимо, у публики востребован именно такой Бутусов - не обличающий, а поющий тихим скорбящим вокалом домашние несуразности. Директор исполнителя Василий Тютин подтверждает, что по Бутусову соскучились: «Востребованность нового проекта меня очень озадачила, недавно мне поступило 7-е предложение насчет поездок только по Дальнему Востоку. Многим мы просто отказываем, чтобы не превращать это все в рутину, как во времена «Наутилуса Помпилиуса». 


2001 год. Я получил свободу самоиронии... Все статьи 2001 года 2001 год. Илья Кормильцев: Никакой револ...

А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты... А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты...