Когда фильм впервые вышел на экраны, многие неправильно понимали его название. Да может оно и к лучшему: страна была в начальной стадии реформ, слово «Совок» вошло в разговорную речь, «Красный» стало символом этого уходящего времени.
Однако, смысл названия «Сон в красном тереме» не в этом. Кто увлекается китайской прозой сразу проведет параллель с названиями средневековых романов этой удивительной страны. Для тех, кто не увлекается, объясним, что кроме названий, напоминающих «Сон в красном тереме», китайские романы отличаются огромным количеством сюжетных параллельных линий, их переплетением. Рок— н-ролл, по крайней мере, середины и второй половины 80-х представлял из себя явление, состоящее из «лабиринта, где каждый тупик может оказаться выходным выходом, а выход попросту не понадобится» (цитата из фильма).
Именно этой идеи придерживались сценаристы фильма Александр Калужский (он же второй режиссер, ныне живущий в США) и Аркадий Застырец (поэт, писатель). Фильм, снимавшийся в годы начинающегося хаоса, имел далеко не самый простой «производственный период» (кинематографический термин). За время съемок сменились сценаристы, операторы и режиссеры. Начинали фильм Лидия Богданович и Андрей Аболс, а заканчивал Кирилл Котельников, которым, кроме того, является оператором — постановщиком данного фильма.
О чем же этот фильм? Конечно, в первую очередь, о рок музыке, о Свердловском рок клубе и о том времени, когда его слава гремела по всей стране. Но есть в фильме и другие герои: город Свердловск, тогда, кстати, еще «закрытый», люди, да и само время, время, которое диктовало авторам определенный стиль (в тот момент он нередко назывался «авангард», хотя с этом можно поспорить, по крайней мере, сейчас), «диктующий», например, падение автомобиля с высотного здания, невероятные полеты камеры (без применения вертолета!), использование мультипликации, выполненной в карандашном стиле.
Середина и вторая половина восьмидесятых всколыхнула страну появлением ярких и неординарных рок групп. Свердловск (ныне Екатеринбург) именуемый в народе третьей столицей не остался в стороне. Напротив, явление «Свердловский рок» стало, как сейчас принято говорить, «культовым».
Посмотрите, вспомните то время и себя в дружеской компании с молодыми: «Агата Кристи», «Нау», «Чайф», «Настя», «Отражение», «Ассоциация», «Водопады...».
Кирилл Котельников
Обложка | Обратная сторона вкладыша | Диск | Инлей внутри | Инлей снаружи |
Вадим Самойлов (кадр из фильма) | Вячеслав Бутусов (кадр из фильма) | Владимир Шахрин (кадр из фильма) | Илья Кормильцев (кадр из фильма) | Настя Полева (кадр из фильма) |