Анна Гаврилова, Александр Коротич. 2022 год.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 2 ноября 2022 г..
26 февраля 2017 года было опубликовано официальное сообщение о роспуске группы Ю-Питер. Репетиции нового состава пока ещё безымянной группы начались уже в начале лета. Вячеслав Бутусов: «В нашей группе сейчас три относительно молодых музыканта. Это московский барабанщик Денис Маринкин, который играл с Земфирой, это бас-гитарист Руслан Гаджиев, тоже москвич, и питерский гитарист Слава Суори. Я жду того момента, когда мы наконец уже засядем в студию и будем записывать новые песни. А пока нас ждет первое Серьезное испытание — фестиваль «Нашествие». Именно Бутусов с новым составом и детским хором «Юные Александровцы», который исполнил песню «Прощальное письмо», открыл «Нашествие», которое прошло в начале июля в Большом Завидово Тверской области.
Запись новых версий классических хитов Нау началась в конце лета в московской студии «CineLab», которая расположилась в комфортабельном лофте на берегу Москва-реки. Студия была выбрана по причине качественного технического оснащения и высокой квалификации персонал. Так, например, звукорежиссёр студии Яков Захваткин не только контролировал запись, но и исполнил клавишные партии на нескольких песнях альбома. Мастеринг же песен было решено доверить британской студии «Abbey Road», которая в рекомендациях не нуждается.
Итогом летнего тура по России стали два больших представления в Санкт-Петербурге и Москве, первое из которых состоялось в БКЗ «Октябрьский» 2 ноября 2017 года. Накануне юбилея Вячеславу не удалось избежать вопросов журналистов об участии в концертах других членов Наутилуса. «Если говорить о концерте, в котором все бывшие участники, способные к сценической деятельности, вышли бы на сцену, то пока нам это не под силу. Его нужно готовить не меньше года. Хотя его можно было бы представить себе, скажем, на какое-нибудь 50-летие группы», — прокомментировал эту тему Бутусов. Концерт в московском Crocus City Hall 23 ноября стал заметным явлением культурной жизни столицы. Сценический видеоряд занял не только большие экраны, но и круговые панели, создававшие вкупе со всем происходящим surround-эффект. Гигантский надувной шар, висящий над сценой, стал дополнительным экраном для проекций. Неожиданное лирическое начало каждому из отделений концерта задал Детский хор радио и телевидения Санкт-Петербурга, исполнивший в начале двух отделений «Сестры печали» и «Большое сердце». Настоящим украшением концерта стало участие солистки Московской филармонии пианистки Екатерины Мечетиной, которая аккомпанировала Вячеславу при исполнении песен «Бедная птица» и «Золотое пятно». Экзотические краски добавили к звучанию песен участники вокального квартета Back in Black, джазовый трубач Вадим Эйленкриг и эквадорские индейцы с духовыми инструментами и перкуссией.
Компакт-диск «Гудбай, Америка!» был издан непосредственно накануне московского концерта, и музыканты впервые взяли его в руки в гримёрке «Крокуса» перед выходом на сцену. Сегодня, спустя пять лет альбом занял своё достойное место среди трибьютов «Авторизованной коллекции». В настоящее издание включена доработанная версия песни «Зверь», записанной в студии CineLab во время той же сессии, что и остальные песни альбома, а также ремикс «Прощального письма» созданный в 2021 году. Вот, что об альбоме говорит сам автор: «Пластинка напитана главным компонентом творчества — созидательностью. А созидание невозможно без любви и доброго помысла. Эта музыка открыта для всех. Слушайте и ждите продолжения...»
Почему вы решили перезаписать старые песни?
Первый повод — это тридцатипятилетие со дня рождения Наутилуса, второй повод — я вообще люблю сидеть в студии по любой причине, мне кажется, что это такое пространство, в котором происходят волшебные вещи, я тяготею к студии. А в-третьих, многие из тех песен, которые мы взяли, были записаны очень давно и мне интересно посмотреть, как они могли бы звучать по-новому. Тридцать лет — большой период, когда мы записывали «Разлуку» в студии студенческого клуба в полуподвальчике, технические возможности были небольшие, мы в основном брали изобретательностью, а сейчас интересно, как бы это могло звучать в хорошо оснащенной студии.
Когда вы приступали к работе вы знали, как будут звучать новые песни, или это происходило «наскоком»? Общее представление для каждой песни было, но студия позволяет находить новые решения прямо по ходу дела. Иногда бывают спонтанные и неожиданные моменты. И потом, кажется, что, когда мы все эти песни в какой-то степени переосмысливаем, мы же тоже вкладываем в них дополнительное содержание, важные духовные аспекты. Каким-то произведениям этого не хватает, потому что в раннем возрасте многие вещи мы делали по наитию, но иногда неосмысленно, неосознанно.
Музыку я всегда писал на интуитивном уровне, на уровне ощущения, настроения. Я не концептуально подходил к этим вещам. Есть люди концептуальные — то есть прагматики, которые могут сесть и сказать себе — я сейчас напишу песню, посвященную войне в Донбассе, или я напишу песню, посвященную новому, 2018 году. Можно даже расписать план действий, как это должно выглядеть, и потом из этого сочинить текст и музыку соответствующее настроения. У меня всё происходит по-другому — по наитию, я могу что-то услышать в эфире, и, если я считаю, что это что-то интересное, я это обязательно фиксирую, а потом уже развиваю.
Чем был обусловлен выбор песен? Есть ли какие-то не самые популярные композиции, которые вы решили включить в новый релиз?
Есть такие вещи, которые мне всегда были близки по духу, они мне казались очень важными. Общее внимание иногда привлекается к другим песням, акценты расставляются по-разному. Мне, например, всегда было обидно за песню «Люди», которая была записана, на мой взгляд, не совсем так, как она могла бы прозвучать, может быть в этом была причина ее непопулярности. Я очень люблю эту песню, к ней я относился с особой бережностью. Мне бы хотелось привлечь внимание людей к тем вещам, которые ничуть не хуже, а, может быть, даже лучше, потому что время идет, и общественное сознание относится к этому как-то: по-другому. Жизнь меняется.
Есть ли какие-то творческие, а не технически сложности в связи с работой над старыми песнями, или работать с ними легко и приятно?
Мне приятно работать с любым материалом, я, как гончар, леплю массу и даже не знаю до конца, что получится, какая форма ее ожидает. Для меня этот процесс увлекательный, но в этом и опасность — можно начать упиваться процессом, и ты тогда впадаешь в состояние экзальтации, восторга, опьянения. Неизбежен момент отрезвления, иногда похмелья. Поэтому всегда важно соблюдать какой-то определенный момент бдительности.
Вы сейчас работаете с молодыми музыкантами. А не сложно ли работать с молодым поколением, есть ли какая-то разница к подходу к работе, в менталитете?
Да, мы собрали новый коллектив, относительно меня они молодые. Я лишний раз убедился, что дело не в возрасте, а в природе человека. Природа имеет большое значение, природа человека не меняется в течение жизни, и мы только лишь можем научиться этой природой управлять. Есть те люди, которые родились ароматным кустом сирени, но тяжело тем, кто родился кактусом или еще чем-нибудь, что у нас ассоциируется с чем-то неказистым или какими-то агрессивными свойствами. Им, конечно, труднее, но, если человек берется за своё правило, такие люди, как правило, получаются очень правильными. Очень важно, чтобы у нас у нас был язык взаимопонимания и люди были близки по духу, чтобы мне не приходилось навязывать что-то деспотическим образом — я этого не умею и сам терпеть не могу, и по отношению к другим не люблю. Я понимаю, что если я не могу понятно объяснить человеку, это моя проблема, а не человека, который рядом со мной.
Альбом целиком пишется и сводится в России?
Мы всё пишем на студии CineLab, здесь хорошие возможности, прекрасная студия. Есть такой финальный этап — мастеринг, когда звук приводится к общему знаменателю, мы пока не знаем, где будем делать эту стадию, но у нас есть возможности и в Москве. В последнее время чаще всего мы это делаем за границей
Сейчас вы находитесь в большом концертном туре, расскажите о нем.
Да, мы сделали концертную программу «Гудбай, Америка!», приуроченную к тридцатипятилетию со дня рождения группы Наутилус Помпилиус, сейчас должны закончить запись и выпустить альбом к большим концертам в Петербурге и в Москве. По сути, тур мы играем в облегченном составе, в чистом виде это группа, а на концерты в Петербурге и Москве, которые мы готовим уже довольно давно, мы продумываем и программу, и сценарий, в этом участвует очень много народу. Будут привлечены дополнительные силы, и все буде выстроено специальным образом. Москва и Петербург — большие города, там много чего происходит, нам нужно сделать что-то привлекательное.
Планируете ли вы в каком-то обозримом будущем записывать новые песни?
Обязательно. То, что мы сейчас делаем — это протокольная часть нашей деятельности, хотя мне всё равно интересно услышать, как прозвучат те песни, которые были записаны тридцать с небольшим лет назад. Но я готовлю новый материал, я постоянно в этом процессе, у меня всё равно в голове происходит какой-то круговорот.
Слова про тёртые джинсы подтолкнули меня к текстильной теме и образу узнаваемого кожаного лейбла. Эту идею, как и моё предложение назвать юбилейную программу «Гудбай, Америка!», Бутусов поддержал с энтузиазмом. Джинсы я, недолго думая, натянул на глобус земного шара, повернув его к зрителю пародийной нашивкой, на которой американские штаны разрывали не мулы (как на классическом прототипе), а два трубящих херувима. Логотип «Вячеслав Бутусов» я решил заменить лихим Славиным росчерком. «Да и так всё понятно!» — решил я, любуясь результатом собственных трудов. Но, к моему великому сожалению, этот вариант Слава отверг, как вызывающий двусмысленные и не совсем приличные ассоциации. Положение спасли лишь нашитые на поверхность кожаные материки, заклёпки и пуговицы, превратившие шар в благопристойную джинсовую планету. В таком виде она встала на обложку компакт-диска, в таком виде она появилась на видео-заставке к юбилейной концертной программе и проецировалась на гигантский надувной шар, висевший над сценой.
Ещё со времён Ю-Питера я экспериментировал со сценическим видео, но лишь программа «Гудбай, Америка!» стала полноценным аудиовизуальным шоу. Когда со сцены звучит всенародно любимый хит, видеоряд удваивает силу воздействия музыки и слов.
И пока Слава пел про то, что «эта музыка буде} вечной», мы пролетали через анфиладу винтажных телеэкранов, проваливаясь в прошлое Наутилуса. Очень разные люди сталкивались друг с другом во всём своём прекрасном несовершенстве под звуки песни «Люди». Беспощадные стальные шары выпускали свои хищные иглы под боевой рефрен: «Марш-марш левой!» Механическое сердце Казановы, равнодушное и к снегу, и к пламени, демонстрировало залу коллекцию покорённых красавиц.
Настоящим апофеозом концерта стало исполнение песни «Скованные одной цепью», фоном для которой стали руки, то синхронно воздетые вверх в едином порыве, то униженно протянутые за подаянием, но всегда сцепленные между собой как звенья единой цепи. Вся эта тоталитарная жестикуляция, пройдя стадию «лайков» и «дизлайков», в конце концов превратила ладони в кулаки, угрожающе нацеленные на зрителей. На финальном припеве гигантский кулак вдребезги «разбил» поверхность экрана на тысячу осколков, повергнув зал в шок. К этому стоит добавить, что на шар, висевший над сценой, всю песню проецировался живой глаз «большого брата», который до середины песни спал, потом открыл веки и начал пристально разглядывать зал, вызывав нервную икоту у особо чувствительныx дам.
Уже были спеты все хиты, включая «Прощальное письмо», и группа в очередной раз покинула сцену, но неумолкающие аплодисменты требовали последний «бис». Когда на сцене появился одинокий Бутусов с гитарой, заинтригованные зрители притихли. Мрачная притча «Чёрные птицы» стала самым непредсказуемом финалом грандиозного юбилейного шоу. Нежное лицо маленькой девочки, над которым злобные птахи с колюще-режущими клювами совершали свои чудовищные манипуляции — именно этот готический образ уносил в своей душе каждый из зрителей, покидавших концертный зал в тот вечер.