Денис Бочаров. Фото: РИА-НОВОСТИ. Газета «Культура» №33 (8019), 16–22 сентября 2016 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, 13 октября 2024 г..
16 сентября концертом в Алма-Ате стартует мини-тур группы «Чайф», приуроченный к очередному, тридцать первому дню рождения коллектива. Увенчается празднование 8 октября большим сетом в московском клубе Yotaspace. В преддверии рок-н-ролльных торжеств мы беседуем с бессменным лидером екатеринбургской команды Владимиром Шахриным.
Будет ли в ходе предстоящих гастролей претерпевать какие-либо изменения концертная программа?
В отличие от прошлогоднего, юбилейного тура, мы не привязаны к конкретному видеоряду, световым решениям и прочим сценическим тонкостям. Поэтому можем себе позволить менять песни местами, импровизировать. Но в целом костяк программы сохранится. Составляя примерный сет-лист, ориентировались на тех зрителей, которые придут именно на день рождения группы «Чайф» и знают чуть больше, чем, скажем, пять основных песен. Они были с нами на протяжении всех минувших лет, следили за новостями. Для них планируем сыграть несколько редко исполняемых композиций — не только моих, но и написанных другими участниками коллектива. Дабы мы все почувствовали себя именинниками.
Как вообще родилась традиция отмечать дни рождения? Большинство групп предпочитает ограничиваться юбилейными торжествами — условно говоря, раз в пятилетку.
Мы ведь уральские горцы, то есть люди, которым свойственно трепетно относиться к соблюдению традиций, обычаев. У нас давно уже существуют два регулярных ежегодных мероприятия: зимняя акустика, где все происходит расслабленно, по-домашнему и, в хорошем смысле этого слова, интимненько. А также апрельский концерт «Грачи прилетели», эдакий танцпольный легкий угар, принципиально отличающийся атмосферой от акустического сета. В рамках весеннего фестиваля, кстати, помимо «Чайфа» выступают малоизвестные, но талантливые коллективы — за последние лет пятнадцать мы показали несколько замечательных, многообещающих команд...
Небольшая загвоздка состояла лишь в том, что между этими двумя концертами — акустикой и «грачами» — очень небольшой временной зазор, по сути, два месяца. Потому решили: а давайте сделаем доброй традицией праздновать день рождения группы, приходящийся аккурат на осень. Его мы и отмечаем мини-турчиками.
Чем, на Ваш взгляд, подпитывается современная рок-культура и группа «Чайф»?
Прежде всего нам по-прежнему нравится быть парнями с гитарами. Когда выходим на публику, получаем огромное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Ощущения от пребывания в волшебном сценическом котле словами передать невозможно. Мы — стопроцентно живая группа: на концертах не используем не то что навороченные компьютеры, подкладки, подложки и прочие звуковые ухищрения — даже к помощи ушных мониторов не прибегаем. У барабанщика нет никакого «клика», поэтому одна и та же композиция порой исполняется в разных темпах. Иногда говорю: «Кажется, сегодня эта вещь сыграна медленновато». Или наоборот: «Ну ты погнал!»
Недавно на концерте, посвященном тридцатилетию свердловского рок-клуба, для исполнения финальной песни — наутилусовского хита «Гудбай, Америка» — на сцену вышли все участники мероприятия. Так вот, вещица прозвучала неожиданно — и даже, возможно, излишне — растяжно-медленно. Но мне такие непредсказуемые нюансы по душе. В этом и заключается основная прелесть: если песня каждый раз звучит по-новому, она наполняется жизненными соками.
Вы упомянули про «Наутилус Помпилиус». Прокомментируйте, что там за история с композицией «Живая вода»? Слышал, имел место некий казус...
А-а, довольно занятный случай. Он уходит корнями к тому моменту, когда возникла идея создать цикл на стихи Ильи Кормильцева, которые в песенном виде не существовали. Мне прислали огромный файл — 128 текстов — с соответствующими пометками: какие из них являются песнями, а какие — нет. Особенно понравились три стихотворения, в итоге остановил выбор на «Живой воде», потому что мне весьма приглянулась восторженная любовная лирика — для творчества Ильи Кормильцева случай довольно редкий.
Я сочинил музыку, мы отрепетировали песню, записали, отправили своему продюсеру, а также на «Наше радио». Композиция начала потихоньку расходиться, и вдруг в один прекрасный момент некий человек «из тусовки» задает каверзный вопрос: «А ничего, что у группы «Наутилус Помпилиус» уже была песня на эти стихи?» Я, честно говоря, онемел... Тут же зашел в поисковик и действительно обнаружил, что такая вещица существует. Поначалу дико расстроился, а потом подумал: так это замечательно — у «Живой воды» появилась история. Мы же не знали о существовании той версии, не стремились сделать лучше, переплюнуть Славу Бутусова и все такое прочее. Просто на чистом глазу сочиняли новую песню, которая, на мой взгляд, получилась весьма неплохой и, что немаловажно, совершенно иной. В зале ее, кстати, очень хорошо принимают. И главное: теперь у поклонников Ильи Кормильцева есть выбор.
Удивительно, мне казалось, коллеги по цеху, в особенности земляки, должны знать дискографию друг друга досконально...
Понимаете, Бутусов записал ее где-то в середине 90-х, в тот период, когда жил в Питере, совершенно замкнувшись, как говорится, в ракушку. Состав его группы менялся чуть ли не ежегодно, альбомы выходили как-то незаметно — видимо, тут я эту песню и пропустил. Впрочем, в свое оправдание могу сказать, что не я один — ведь на всем этапе работы над треком никто мое внимание на сей аспект не обратил. И, если быть до конца откровенным, заслуженно: ведь песня-то довольно безликая, не лучшая из того, что Слава создал...
Существует ли сегодня среди наших олдовых артистов некое музыкальное братство, присущее отечественному рок-н-роллу в период его расцвета в конце 80-х — начале 90-х годов?
Да, просто оно слегка изменило форму. Потребности в безудержном веселье больше нет, хотя нам есть о чем поговорить. Когда телефон высвечивает звонок, скажем, Гарика Сукачева или Бориса Гребенщикова, я уже заранее улыбаюсь, предвкушая теплое дружеское общение.
С годами стали более нежно и внимательно друг к другу относиться. Ведь мы давно не являемся конкурентами, у каждого своя аудитория. И потом: волей-неволей начали ценить наше братство — стольких из этой компании уже нет... Помню, встретились как-то с Лешей Романовым из «Воскресения», и он, имея в виду ушедших друзей-музыкантов, печально произнес: «Нас, нормальных ребят, девятнадцать человек на земле осталось». И я прикинул, что в самом деле, если задаться целью посчитать, то примерно столько и получится.
Молодые группы не производят на Вас впечатления?
Когда начинающие исполнители дают свои диски, я их обязательно слушаю. Порой парни владеют инструментами просто фантастически. А вот хороших вокалистов встречаю крайне редко. Иногда слушаешь и ловишь себя на мысли: вроде сыграно замечательно, аранжировки продуманы, да и записано вполне профессионально. А голос подкачал: какой-то он плоский, скучный, бездушный — словом, похожий на все на свете. Рок же, как ни крути, музыка прежде всего вокальная, ибо в основе лежит песня. Поэтому голосовая подача очень важна. Так что обобщить разговор про молодых музыкантов можно следующим образом: многие мне нравятся, но никто до сих пор по-настоящему не удивил. Нет откровений не то что уровня The Rolling Stones, но даже Майка Науменко — когда ты внимал и понимал: ничего подобного прежде слышать не приходилось.
Говорят, не за горами новый релиз от «Чайф», представляющий собой сборник хитов в сопровождении оркестра...
Подобные проекты уже сделали все кому не лень, но в нашем случае будет не крупный оркестр, а небольшой камерный скрипичный ансамбль, которым руководит Саша Пантыкин из группы «Урфин Джюс». Он хорошо знает как нас лично, так и нашу музыку, знаком с основным т ворческим принципом «Чайфа»: не нагромождать там, где этого не требуется. Говоря словами того же Ильи Кормильцева: «Зачем делать сложным то, что проще простого». Саша сочинил очень хорошие — простые, но в то же время изящные — аранжировки, которые оркестрантам легко играть.
Структура предельно элементарна: скрипка, альты, виолончель и контрабас плюс две акустические гитары. Мы записали четырнадцать песен буквально за четыре часа — фактически в режиме реального времени, как на концерте. Дело за малым: свести программу, отмастерить и выпустить. Пластинка, которая на данный момент носит рабочее название «Чей чай горячей», надеюсь, до конца года появится. А премьера одноименной композиции должна состояться 23 сентября на «Нашем радио».
У вашей группы весьма обширная дискография — по крайней мере по сравнению с большинством коллег-рокеров. Нравится делать студийные записи, несмотря на то, что сегодня это трудно назвать выгодным капиталовложением?
Вы правы, никакой коммерческой целесообразности нет. Вот мы сейчас планируем выпустить новый диск на виниле тиражом максимум 1000 экземпляров — дохода не ждем, дай Бог отбить расходы. В студии, кстати, мне работать достаточно тяжело, на сцене чувствую себя более комфортно. Просто потому что на концерте не могу себя слышать со стороны — энергии зала, удовольствия от музицирования и общения с публикой более чем достаточно: выступление состоялось, я доволен. А в студии постоянно происходит какая-то нанайская борьба с самим собой — тут не так, здесь не эдак, постоянно рефлектируешь: а может, по-другому попробуем, а давайте иначе сыграем, и так далее.
Поэтому солидную дискографию «Чайфа» особой любовью к студии я бы не объяснял. Тут скорее другое: играем много, поэтому и альбомы выходят более или менее регулярно. Кстати, сейчас у меня материала на новую пластинку нет. Но программу со струнным оркестром тоже воспринимаю как самоценную работу, даже с учетом того, что там представлен только один свежий трек.
Более четверти века назад Вы вывели трогательную формулу: «Поплачь о нем, пока он живой». Почему людям действительно не всегда свойственно беречь тех, кто рядом?
Так устроен человек. Он рассуждает следующим образом: ты жив — ну и слава Богу, стало быть, всегда успею сказать о своей любви к тебе. Мы привыкли многое откладывать на завтра, не осознавая, что оно может и не наступить. Знаю это по собственному опыту. Жил с родителями в одном городе, порой проезжал мимо их дома и думал: сегодня некогда, завтра загляну. В итоге заехал только через две недели. А теперь, когда их не стало, подчас ловлю себя на мысли: каким же я был дураком... Ведь мог бы чаще навещать: обменялись бы очередной парой добрых слов, попили чайку, разобрали старые фотографии — глядишь, узнал бы больше, духовно обогатился... При этом понимаешь, что любишь своих родителей, беспокоишься. Но почему-то все равно откладываешь на потом.