Беседу вел Геннадий Копылов. Газета «Культура» №24 (7084), 26 июня 1997 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 13 октября 2024 г..
Ha необъятном, как просторы дикого Запада, российском аудиорынке работают десятки звукозаписывающих фирм. Каких-нибудь десять лет правом монополии здесь обладала фирма «Мелодия». Но времена изменились… Наш собеседник — генеральный директор «Мелодии» Валерий Сухорадо.
Валерий Сухорадо Среди множества появившихся у нас новых фирм по выпуску аудиопродукции фирма «Мелодия» — единственное государственное предприятие. Мы сознательно не стремились к акционированию, потому что богатейшие фонды и фонотека «Мелодии», насчитывающие более 100 тысяч наименований, — это история нашей культуры.
Но в этих словах есть и чувство горечи. Вот два примера. Как государственное предприятие за последние годы мы потеряли множество дотаций. А ведь записи для детей, литературные и классические музыкальные записи требуют государственной поддержки. У коммерческих фирм нет таких забот: выпустили два-три диска «горячих» исполнителей и покрыли затраты.
Все, что мы выпустили с 30-х годов, сохраняем в арендуемом помещении. Однако мы не просто вносим высокую арендную плату, но и несем огромные расходы, оплачивая налог на само имущество.
Представьте, что за платье Екатерины, украшенное драгоценными камнями и находящееся в музее Кремля, директор этого музея платит налог, как за свое имущество!
Два года назад наша замечательная студия на улице Станкевича была передана англиканской церкви. Нам дали новое помещение — памятник архитектуры, которое мы по закону должны отреставрировать. Но денег на ремонт нет. Нет общегосударственной политики, которая выражалась бы в поддержке и развитии отечественной звукозаписи.
— Какое место занимает “Мелодия" на рынке?
— Смею заметить, мы и сегодня играем очень важную роль. Подавляющее большинство новых фирм специализируется в легком жанре, выпуск же классической музыки — прерогатива «Мелодии» с ее богатой фонотекой. И равных нам здесь нет. Ведется огромная работа по реставрации лучших записей предыдущих лет. Причем приоритетом всегда были и будут отечественная музыка и исполнительская школа. За последние годы мы выпустили все симфонии и квартеты Шостаковича, комплект из 10 компакт-дисков — лучшие записи Рихтера, антологию «Русская фортепианная школа» (Оборин, Софроницкий, Юдина, Нейгауз), осуществляем выпуск всех симфоний, балетов и опер Чайковского, вышли в свет 10 компакт-дисков из лучших записей Ойстраха и многое другое. Выходят записи для детей, мы учитываем возрастающий интерес к ретро: переиздаем популярных исполнителей 40-60-х гг. – «Вертинского и Утесова, Козина и Юрьеву, Великанову и Кристаллинскую. Вышли в свет старинные русские романсы и военные марши, к 850-летию Москвы — песни о столице, записи Райкина и Миронова.
Наши задачи мы видим не в насыщении и без того перенасыщенного рынка поп-музыки, а в сохранении классического наследия.
— «Как ваша фирма переходила к цифровой, лазерной технологии?
— «Мы первыми в стране освоили цифровые записи и выпуск CD на Московском опытном заводе. Правда, сегодня множество предприятий, которые раньше принадлежали «Мелодии» по всему СССР, стали самостоятельными и сотрудничают с нами на договорных условиях.
С помощью известной звукозаписывающей фирмы «BMG» мы переоснастили свое оборудование: прежде всего, появилась реставрационная техника и новейшие технологии. Очищаем и переиздаем на CD всё лучшее.
— Отразилось ли ваше сотрудничество на лицензионной деятельности «Мелодии»? Ведь раньше вы закупали много мировой классики по лицензиям…
— Тогда нам выделялись валютные средства для внешнеторговой деятельности, которую мы вели через «Международную книгу». Покупали лицензии и на издание поп-музыки и классики.
Сегодня нам приходится деньги добывать самим – продавая свои лицензии. Впрочем, этим мы занимались и раньше через «Ариолу», «Полиграм», «Вог». Недавно подписали с BMG генеральное соглашение. Меня удивило, насколько высоким оказался спрос на эти записи за рубежом, в то время как внутрироссийский рынок не бережет свое, родное. Вы посмотрите, как прекрасно издан на нескольких языках буклет – аннотация оперы «Война и мир». Это же целая книга, где и история создания, и информация о постановках и продуманность оформления с защищенным лейблом «Мелодии»…
— Однако во всем сказанном я вижу и направленность, прежде всего, на западного слушателя. Не обидно ли вам, что музыкальные магазины сегодня забиты дорогими CD западных конкурентов с записями классиками, в то время как «Мелодия» при высоком качестве я относительной дешевизне своей продукции представлена значительно хуже?
— Мы стремимся работать на внутреннем рынке. И каталоги тоже выпускаем, и в магазине на Новом Арбате имеем «свой угол». Пока не хватает средств на собственную агрессивную рекламу.
— Рынок CD в России нередко называют "пиратским"…
— Это не только российское изобретение. Прежде чем заключить контракт с «BMG», пришлось создать с этой фирмой совместный фонд по борьбе с «пиратством» — в защиту марки «Мелодии». Тогда очень много записей, по сути украденных у нас, гуляло по всему миру. Вместе с «BMG» мы подали о суд на немецкую фирму «ZYX», которая распространяла огромное количество лицензий на наши записи, купив право на них у Австралии, хотя контракт с Австралией к тому времени уже закончился. Этот крупнейший процесс, который состоялся о Нью-Йорке, мы выиграли. И то убогое оформление, неточные аннотации, неквалифицированный подбор музыкального материала – все, что выходило в огромных количествах, было уничтожено. Увы, сегодня мы сталкиваемся с фактами «пиратства» и у нас в стране. «Мелодия» готовится к первому судебному процессу в этой области в России. Иск предъявлен фирме «Мороз-рекордз». Создавая мастер ленту, мы отправляли её на завод для изготовления пластинок. Из этой ленты делались так называемые «никелевые оригиналы». Таких оригиналов накопилось достаточно много. Дирекция Апрелевского завода незаконно стала трактовать права на них, как на свою собственность. Частная фирма «Апрелевка саунд» уже развалилась, но успела заключить соглашение с «Мороз-рекордз». В итоге записи для детей, которые «Мелодия» создавала десятилетиями (стихи, сказки, рассказы читают Чуковский, Марецкая, Ильинский) — более 20 наименований, имеющих государственный номер, издал «Мороз-рекордз». Сегодня фирма ссылается на Апрелевский завод, но произошло прямое нарушение авторских прав: «Мороз-рекордз» получил прибыль, мы понесли убытки.
А сколько мелкого воровства! Прохожу мимо палатки и слышу «Ландыши» Фельцмана с пластинки, которую когда-то мы с композитором выпустили, получив от него право на переиздание. Бывает, кто-то «содрал» одну или несколько песен с наших записей и продает их в сборной кассете. Нередко три-четыре человека создадут фирм, своруют несколько записей, выпустят, а на следующий год некому предъявить претензии, они уже «ушли», спрятались или изменили название фирмы. Воровства очень много — руки не доходят судиться.
Беседу вел Геннадий Копылов