Вскрывая новые проблемы

А. Александров. «Советская культура» №51 (6307), 28 апреля 1987 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 5 октября 2024 г..


Заметки о ленинградском пленуме Союза композиторов РСФСР

В Ленинграде состоялся пленум правления Союза композиторов РСФСР, посвященный 70-летию Великого Октября. Отмечать юбилейную дату революции именно в Ленинграде начали двадцать лет назад. Инициатором этой традиции стад Дмитрий Шостакович — первый руководитель республиканского композиторского союза.

Этого событии с нетерпением ждала вся музыкальная общественность. Процесс перестройки, казалось, не коснулся до сих пор музыкантов. На VII съезде композиторов прозвучали отдельные критические выступления, но тут же потонули в ровном гуле заверений в готовности дальнейшего улучшения работы, искоренения недостатков и т. д. Возможно, понадобилось время для осознания тех огромных задач, которые партия поставила перед народом и страной. Так или иначе период выжидания затянулся почти на год. Ленинградский пленум явился, по сути дела, первой крупной акцией, знаменовавшей начало процесса обновления, критического анализа музыкальной жизни, поиска путей к ее перестройке.

Уже сам фестиваль «Ленинградская весна», в рамках которого проходил пленум, отмечен был новыми чертами. Так, в его программе впервые прозвучали произведения авторов старшего, уже ушедшего поколения и композиторов молодых, еще не состоящих в союзе. Свежие краски внесли фольклорно-этнографический концерт и концерт в Русском музее. В центре же внимания и публики, и гостей оказались дискуссия со слушателями, концерт-диспут «Вокруг рока».

В этих формах кашли свое выражение поиски новых подходов к давно назревшей проблеме «Композитор и слушатель» — проблеме, которая стала центральной в работе пленума.

В системе работы Союза композиторов — творческой организации, до сих пор определившей политику, стратегию и тактику музыкальной жизни, — что-то серьезно разладилось. Совсем недавнее обследование многих районов Сибири показало: «около 80 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет увлекаются зарубежной эстрадой, почти 94 процента не знают и не принимают классической музыки и лишь менее 20 процентов отдают предпочтение народной». (М. Мельников, «СК», N» 38).

Ленинградские музыканты рассказывали, что внимательное знакомство с репертуаром городских дискотек обнаружило: из музыки двухтысячной армии ныне здравствующих членов Союза композиторов только произведения Раймонда Паулса удостоились внимания диск-жокеев. Конечно, не вся молодежь посещает дискотеки, предпочитая, скажем, танцам концерты серьезной музыки. Да и почему разговор наконец только о молодежи. А потому, что именно в отношениях с молодежью предельно обнажился сегодня разрыв композитора со слушателем. Как свидетельствует все та же статистика, молодые люди до 25 лет составляют значительную часть население страны, а это значит, что перед нами не только проблема сегодняшнего дня, но и проблема дня завтрашнего. Кто придет в наши концертные залы, в наши музыкальные театры через пять, десять, пятнадцать лет?

Сколь остро стоит сейчас этот вопрос, красноречиво продемонстрировал концерт-диспут «Вокруг рока».

...Во Дворце молодежи выступали две группы — «Наутилус» из Свердловска и ленинградский «Аквариум». Несколько «салонный», с моей точки зрения, «Аквариум» со спорными поэтическими достоинствами песен Б. Гребенщикова завоевал себе уже признание и соответствующее официальное одобрение позитивностью эстетической программы, а может быть, обаянием личности своего лидера. Зато «Наутилус», словцо по контрасту, обнажил всё, что так симптоматично для сегодняшней негативной проблематики рок-музыки: отрицание ради самого отрицания, агрессивность без цели, эпатаж, дабы привлечь внимание и снискать успех, посредственное владение поэтическим и музыкальным арсеналом рок-музыки. Отсюда и выход лидера ансамбля в галифе, с Георгиевским крестом на груди (?!), заунывное, нарочито глумливое исполнение песни «Разлука», и агрессивная манера музицирования...

В антракте расспрашивал композиторов, музыковедов в возрасте 40—50 лет: каково их впечатление? У большинства недоумение, растерянность: слов разобрать нельзя, а из того, что услышали, есть такой, например, перл: «Ален Делон не пьет одеколон», ритмы, мелодии похожи один к одному. И конечно, децибелы, децибелы... А в зале только что видел восторженных, ликующих, с горящими глазами молодых людей, визгом, топотом, свистом приветствующих своих кумиров.

О рок-музыке сегодня много пишут и говорят. Но я не знаю серьезного музыковеда, исследовавшего это явление (которому без малого 20 лет), способного дать ему всесторонний и глубокий анализ. Будем надеяться, что созданная в канун пленума при Союзе композиторов РСФСР лаборатория так называемого «третьего направления» (она займется творчеством музыкантов, стремящихся соединить средства и формы академической и эстрадной музыки) явится конкретной, практической формой работы и по изучению рок-проблемы.

Пока же первая попытка композиторов выйти на разговор с рокерами проходила трудно: молодежь не пошла навстречу, диалог, можно сказать, не состоялся. Исполнители просто отказались участвовать я диспуте, а их поклонники в своих немногих выступлениях ушли, выражаясь спортивным языком, в «глухую защиту». Провозглашение рок-музыки «образом жизни», «единственной возможностью спастись» (?), выкрики «долой композиторов» — все это можно расценивать по-разному. Многое тут от агрессии самоутверждения, от невоспитанности, наконец. Но были высказывания и откровенно горькие: «Где же были двадцать лет назад?». Становилось очевидным, что полярная разобщенность налицо.

Но опыт, даже отрицательный, — все равно опыт. Надежду вселяет последовательность позиции, избранной инициаторами встречи. На диспуте «команда композиторов», которую возглавлял Д. Тухманов, ни разу не изменила своему стремлению к диалогу, держалась с выдержкой и тактом. В выступлениях Г. Гладкова, А. Рыбникова, Р. Щедрина и других присутствовали искреннее желание найти общий язык с молодежью, серьезное отношение к ее музыкальным запросам, глубокое знание предмета. Жаль, что ко всему этому молодежь на сей раз осталась глуха. Будем думать, что вопреки децибелам рок-аппаратуры призыв к общению и взаимопониманию будет все-таки услышан.

Дискуссия в Доме композиторов проходила в более миролюбивых годах, однако и здесь многое заставляло серьезно задуматься. На встречу пришли инженеры, рабочие, студенты. Разговор шел о многом — о недостаточной пропаганде современной музыки и невозможности достать билет на интересный концерт, о необходимости таких встреч со слушателем и девальвации музыки в результате ее нещадного тиражирования средствами массовой информации, о создании музыкальных клубов и формальной работе по музыкальному воспитанию детей. Неоднократно разговор возвращался к недавно организованному Всесоюзному музыкальному обществу. Его задачи, цели пока неясны не только слушателям, но и многим музыкантам. Были и упреки в «элитарности» творчества композиторов, в их оторванности от интересов широкой публики. Как только возник разговор о музыке для молодежи, тут же стихийно разгорелся спор о самом наболевшем — опять о рок-музыке. Вот тогда и выяснилось, что выступавшие в защиту или против нее в большинстве своем плохо осведомлены о самом явлении, мало или вовсе не знают его историю, не владеют достаточной аргументацией в защите своей точки зрения. И кто же, как не Союз композиторов, должен помочь здесь слушательской аудитории в формировании элементарных критериев, в воспитании музыкального вкуса. Вот уж поистине необъятная сфера деятельности, предусмотренная, кстати, Уставом союза.

Многие вопросы поднимались на пленуме. Ораторы говорили о пустующих залах, о снижения былого престижа Союза композиторов, малой общественной значимости того, что делают сегодня профессиональные музыканты, необходимости социальной заостренности творчества.

Большое внимание уделено было сохранению наследия, увековечению памяти русских и советских композиторов-классиков. Выяснилось, что в Ленинграде нет квартир-музеев Мусоргского, Глинки, Стравинского, создание которых могло бы служить славе отечественного искусства. Говорилось о том, что работа по сохранению наследия должна обрести системный характер, что необходима подготовка специального пленума под условным названием «Наша родословная».

Казалось бы, разговор состоялся деловой, самокритичный, и все-таки ряд весьма существенных аспектов работы Союза композиторов как бы выпал из поля зрения. Например, вопрос музыкального театра па пленуме был затронут лишь вскользь. В резолюции пленума акцент сделан на ответственности самих театров, которые проявляют «незаинтересованность в новых операх, репертуарную неповоротливость и организационный консерватизм».

Озабоченно говорили о проблемах музыкального воспитания детей, в то же время ни одного критического замечания не прозвучало в адрес детской комиссии Союза композиторов.

Критика и самокритика, какими бы смелыми и покаянными они ни были, предполагают следующим шагом конкретность позитивных предложений, принятие решений по изменению создавшейся ситуации, устранение тех или иных просчетов. Вот этой конкретной решительности, как мне показалось, пока еще не хватало пленуму, хотя призывали к ней многие ораторы. Нельзя сказать, что конструктивных решений не было вовсе. Так, вопрос укрепления материальной базы Союза композиторов РСФСР и создания в связи с этим Музфонда РСФСР сформулирован четко. А вот о перестройке организационных форм работы нет конкретных решений!

Резолюция пленума вызвала общее одобрение — в ней ничто не напоминало казенные штампы прежних документов.

Перестройка музыкальной жизни — задача не одного только Союза композиторов. Развитие форм пропаганды советской музыки, подготовка кадров, совершенствование организации концертного дела, укрепление материальной базы музыкальных учреждений — эти и другие вопросы перестройки могут быть решены только взаимными усилиями Союза композиторов и министерства культуры СССР и РСФСР. Участие в работе пленума министра культуры РСФСР Ю. С. Мелентьева и заместителя министра культуры СССР В. И Казенина свидетельствовало о готовности к тесному сотрудничеству, намечающейся общности программы действий...

Итак, пленум завершил свою работу. Сделан первый шаг по пути перестройки — шаг во многом смелый, давший возможность вскрыть серьезные проблемы, стоящие сегодня перед композиторами.

А. АЛЕКСАНДРОВ,
наш спец. корр.


1986 год. Наутилус , Свердловск (зарубк... Все статьи 1987 года 1987 год. Все звонки навстречу музыке...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>