Михаил Садчиков. Фото Анатолия Мальцева. Газета «Смена» №135 (19585), 12 июня 1990 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 30 августа 2022 г..
ДОМ в пригороде. Гитара на кресле. Видик в углу. Низкие кресла. Та неухоженность, которая выдает чисто мужскую компанию. Кофе из пиал. Мой нежданный собеседник Вячеслав Бутусов, лидер «Наутилуса Помпилиуса», группы, переставшей быть свердловской, затем — московской и вдруг всплывшей после более чем полутора лет молчания в Питере. 15 и 16 июня у «Наутилуса» первые в Ленинграде концерты после тех, что состоялись в октябре 88-го в «Октябрьском». В абсолютно новом составе группа четыре раза выйдет на сцену ДК Ленсовета.
— Слава, почему вы не выступали на фестивале «Шлягер-90»?
— По-моему, и так ясно почему... Мы не шлягеристы.
— Но группа была заявлена в афишах?
— Не по нашей вине. Мы об этом узнали постфактум, за день до того, издав при этом удивленные возгласы: «Как? Что? Почему?»
— В этом году вы ужа давали концерты?
— Да, в Таллинне, Вильнюсе, Калининграде, Днепропетровске, Донецке, Одессе. Пели во дворцах спорта, на стадионах.
— По три-четыре в день и по тридцать в городе, как выступают сейчас эстрадные гастролеры в стремлении заработать побольше «бабок» до введения прогрессивного налога?
— Зачем? В каждом городе играли по четыре концерта.
— «Смена сообщила также, что «Нау» должен выступить в Восточном Берлине на фестивале политпесни. После фестиваля мы с вами не встречались. а уже донеслись слухи, что «Нау» провалился…
— Какая-то доля правды в этом есть. Мы не представляли — куда ехали, ведь на этом фестивале любимцами публики оказалась — при выборе из групп чуть ли не ста стран! — чилийская команда. Очень котировались группы из Колумбии, Никарагуа… В общем, попали! Мы выскочили, две песни отыграли кое-как в жуткой солянке, которая так и осталась фестивалем политрока. А нам-то говорили, что сейчас все изменилось, что окно в Европу прорубили, — вот мы и поехали.
Потом, правда, мы дали два концерта, чуть-чуть улучшив себе настроение.
— Из статьи в статью кочуют сообщения о том, что «Наутилус» собирается а Америку. Почему ж так и не собрался!
— Все «выезды» наши делались бизнесменами советского порядка. Сейчас появилась надежда, что все-таки поедем на «Новый музыкальный семинар» в Штаты — там люди солидные. (Чуть позже администраторы «Наутилуса» сообщили мне, что сразу после ленинградских концертов, 17 июня, группа должна отбыть в длительное западное «плаванье» — ФРГ, Голландия, Штаты, может быть, что-то еще. Пока не буду называть это гастролями, так как число выступлений, залы — все это, как всегда, туманно. Но вообще тема заладисто промоушна для такой чисто русскоязычной группы, как «Нау», — разговор особый, и давайте не будем опережать события — вернемся к этой теме осенью, после возвращения ребят, дабы получить информацию из первых рук.)
— Новый состав группы стал сюрпризом. Компания с виду разношерстная: Леша Беляев из «Телевизора», Игорь Копылов (Гога) из «Петли Нестерова», продолжающий, кстати, и по сей день совмещать выступления в «Нау» с концертами в Петле, а также экс-«арсеналовец» Джавад-заде.
— Это люди, которых я давно знаю, кроме барабанщика — его сосватал Костя Кинчев. Мы все одного возраста и, смею думать, одна компания. Люди подбираются не только по профессиональным моментам — надо ж как-то жить вместе.
— Как бы всем фанам «Наутилуса» хотелось видеть в этом составе и Диму Умецкого! Вы вместе начинали еще в конце 70-х в архитектурном институте Свердловска, вместе сделали классический альбом «Разлука», а потом, в пик популярности, вдруг разлучились. Но затем нашли в себе силы снова сойтись — все бросить, заняться воссозданием духа «Нау», начать делать фильм «Человек - невидимка», а в конце прошлого года вдруг опять рассорились…
— Мое отношение к Диме тем не менее не изменилось, я его уважал и уважаю. Что случилось? Разговор сложный. Мы разошлись по личным мотивам — это самый банальный ответ, но мне трудно выносить на общий суд некоторые вещи.
(Тем временем в Москве, Свердловске, Ленинграде развернулась по-настоящему детективная история с уходом (или с отчислением?) Д. Умецкого — с исчезновением фонограммы будущей пластинки, дележом названия, финансов и прочее. Но раз Бутусов благородно отказался от разговора на эту тему, то умолкаем и мы, сообщив только, что не исключен вариант появления на рок-горизонте «Наутилуса» Дмитрия Умецкого с московской пропиской. Что ж, Слава в крайнем случае согласен и на вариант «Группа В. Бутусова», так как ему не нужны какие-то «подпорки».)
— Можно ли сказать, что эти полтора года были для вас каким-то отдыхом?
— От безумства концертной деятельности — да. Но проблем возникло миллион: когда начинаешь восстанавливать народное хозяйство, понимаешь, как это сложно.
— В Ленинграде вы оказались случайно?
Мне здесь приятно быть во всех отношениях. Это же вотчина рок-н-ролла. И именно в Ленинграде нашлись деловые люди, которые сумели сделать из «Наутилуса» не просто музыкальную группу, а некое предприятие.
У каждого композитора, мне кажется, есть свой запас, свой резервуар мелодий. И он отнюдь не бесконечен. Это касается и великих. Скажем, пластинки Пола Маккартни последних лет оставляют приятнее впечатление, но все равно — это повторы, вариации того, что когда-то так ярко выплеснулось. Не настает ли у вас такой момент? Последние песни «Наутилуса» наводили на мысли, что у вас этот запас тает. Не ощущали ли вы этого сами?
— Ощущал, конечно, это ощущается постоянно. Поэтому нужно, видно, что-то менять в себе. Создавать такие условия, чтобы они меняли тебя.
— Про резервуар тем, стихов и не спрашиваю. Сейчас весь народ рок-н-ролльный мучается: о чем петь? Чем удивить?
— Нет, знаете, со стихами у нас новых проблем не возникло. Мы как пели всю жизнь об одном и том же, так и поем — меняется только форма и подача.
— Мне лично жалко, что так быстро прошел этот момент буйного расцвета русского рок-н-ролла, когда все группы собирали залы, имели общественный резонанс. Так быстро все смыла мутная волна дискотухи, поп-сы… Жалко, что, может быть, многие люди за это время не успели «врубиться» в рок-н-ролл, а теперь — где уж там…
— Надо радоваться, что такой период общей эйфории вообще был. Но после медового месяца все встает на свои места. Сегодняшняя ситуация тяжелее, зато реальнее и во многом справедливее.
— Ваше отношение к рекламе?
— Я считаю, что все нуждаются в рекламе. Другое дело — как она выглядит. У нас в стране пока это все на таком печальном уровне, что надо сто раз подумать — стоит ли этим заниматься.
А что у нас не на печальном уровне?! Одна надежда на вашего земляка — Ельцина. Весь советский народ с придыханием следил на этот раз не за визитом Президента, а за избранием Бориса, который еще недавно был столь не прав. Вас интересовала эта борьба?
— Особенно меня это не волновало. Но не могу сказать, что был совсем в стороне: я все-таки имею какое-то представление о личности Ельцина, а о других вообще никакого представления. И как в такой ситуации голосовать, переживать, нервничать? Мы все еще отлучены от политики.
МОЖЕТ БЫТЬ, странная фраза по нынешним временам, но честная. По всегда чуть грустному Славе Бутусову вообще, как по камертону, можно настраивать мысли и эмоции по поводу самых разных явлений. Итак, группа ушла от политики, ушла от бешеных заработков и судьбы миллионеров, ушла от публики. Уединилась. Замкнулась. Я был противником такого долгого отлучения от рок-н-ролла. И что же? Фильм, ради которого и затевался уход, фильм, потребовавший столько сил, времени, так разрекламированный, не вышел, и неясно — выйдет ли? Новым магнитофонный альбом нынешнего состава «Наутилуса» появится не раньше осени. Кто от всего этого выиграл? A ведь не случись того ухода «Наутилуса», как и «загранкомандировок» Гре6енщикова, кто знает, может быть развитие отечественной поп- и рок-культуры пошло бы как то иначе, а не ухабистой «миражно-майской» дорожкой?..
Но лучше поздно, чем никогда. И я приветствую всплытие Наутилуса, каким бы трудным оно ни оказалось…