«Вечерний Омск», 5 сентября 1988 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 28 августа 2022 г..
Заключительный концерт театра-студии "Театр песни" уже был в полном разгаре, когда мы вышли на прилегающую к комплексу площадь. Несколько сотен юношей и девушек настойчиво осаждали все входы и выходы "Иртыша" в надежде попасть хотя бы на второе отделение. То и дело в толпе почти как магическое заклинание звучало "Наутилус". Люди пришли если не услышать, то хотя бы взглянуть на своих кумиров — группу "Наутилус Помпилиус". Увы, их надеждам так и не суждено было сбыться, все билеты были распроданы задолго до начала концерта. Попавшие в зал счастливчики по достоинству оценили творчество этого яркого, самобытного коллектива. Их менее удачливым сверстникам на этот раз, к сожалению, не в силах были помочь ближе познакомиться с артистами даже работники омской прессы. Как мы уже сообщали, 28 августа фотокорреспондент "Вечерки" по инициативе директора группы Б. А. Агреста во время съемок был задержан и и выведен из зала. Пленка была засвечена. ЧТО ЖЕ произошло?
Во время концерта к фотокорреспонденту газеты В. Русакову подошел молодой человек, попросил прекратить съемку и предложил "на минуточку" выйти из зала "для беседы". Журналист отказался, объяснив, что находится на работе, и предъявил редакционное удостоверение. Предложение покинуть зал было повторено еще несколько раз. Словесная перепалка грозила затянуться, и, чтобы не мешать зрителям и артистам, В. Русаков вынужден был пройти с представителем дирекции группы к администратору СКК для объяснений. Встретивший его у выхода из зала директор группы Б.А. Агрест заявил: "Либо отдайте нам пленку, либо засветите ее сами. Артисты категорически против съемок". Корреспондент, естественно, отказался выполнить это условие, вновь предъявил удостоверение и объяснил, что делал снимки для очередного номера газеты.
Однако директора группы эти объяснения не удовлетворили. Он настаивал на своем: пленка должна быть засвечена или отдана. Вновь получив отказ, Б.А. Агрест потребовал вызвать милицию. Администрация комплекса отказалась сделать это. Но директор повторил требование, пригрозив в противном случае прервать концерт
... пропущено ...
потом случившееся сам В.Русаков.
Через день в редакции раздался звонок: "С вами говорит директор группы театра Аллы Пугачевой Борис Александрович Агрест. Я хотел бы сделать заявление о поведении вашего фотокорреспондента во время концерта". Еще через полчаса директор был в редакции, что называется, собственной персоной. Думаю, есть смысл привести здесь выдержки из его заявления, так как они во многом прояснят ситуацию.
"Поскольку на концерте можно снимать только с места и без вспышки, все остальное мешает артистам и зрителям, корреспондента попросили не мешать концерту. В ответ посыпались обвинения в глупости, угрозы".
Что касается общепринятых правил поведения в зрительном зале, то их В.Русаков не нарушал, снимал он, сидя в кресле перед сценой и без фотовспышки. А "обвинения в глупости и угрозы"? Вот свидетельства очевидца, капитана милиции Ю.А. Болдырева: "И директор группы, и корреспондент были, конечно, возбуждены, но никаких угроз и оскорблений ни от одного из них я не слышал".
В ходе нашей беседы Б.А. Агрест так объяснил свои действия
... пропущено ...
фотокооперативом на съемки, и это — монополия кооператива".
На последнем заявлении Б.А. Агреста стоит остановиться особо. У группы действительно заключен договор с кооперативной фотостудией. Кооператоры изготавливают цветные снимки группы, значки — для продажи. Ничего предосудительно в этом, конечно, нет. Однако возникает закономерный вопрос: не боязнью ли конкуренции объясняется решительное неприятие директором "чужих фотографов"? Ведь во время концертов пленки были засвечены у многих любителей — поклонников творчества "Наутилуса", "посмевших" сделать снимки на память. Кстати сказать, фотограф кооператива снимает группу отнюдь не сидя в зале, и почти всегда — со вспышкой. Однако, видимо, на "своих" требования директора группы не распространяются.
Б.А. Агрест во время нашей беседы постоянно ссылался на то, что "артисты отказываются сниматься", "не хотят портить творческого лица группы". Так ли это на самом деле? Этот вопрос я задал художественному руководителю "Наутилуса" Вячеславу Бутусову.
— Мы отнюдь не против съемок для газет, — говорит Вячеслав. — Конечно, как любому человеку, каждому из нас хотелось бы быть узнаваемым на снимках. Вот и все пожелания.
— Давались ли директору группы какие-то установки: разрешать ли съемку для или иной газеты, во время того или иного концерта?
— Нет, у нас своя работа, у газетчиков — своя.
Как видим, позиция директора объясняется отнюдь не
... пропущено ...
запрещено снимать на концертах. Более того, Директор присвоил себе монопольные права допускать или не допускать журналистов к коллективу. Корреспондентам "Вечерки", омского радио было отказано во встрече с группой. Причем мнения самих артистов Борис Александрович и не спрашивал. В данном случае его, видимо, не беспокоило, каким образом пресса должна знакомить зрителей с "творческим (имиджем?) группы". Вероятно, гласность директор понимает по себе: как я сказал, так и будет. А в крайних случаях Б.А. Агрест переходил к прямым угрозам: "Если мое требование не будет выполнено, мы прекращаем концерты".
— Это у него, наверно, любимая фраза, — говорит капитан милиции О.В. Заму(...). — Он даже нам мешал выполнять свои обязанности, (предупредив, что группа прервет выступление?).
Не будем, как говорится, бросать тень на плетень, Борис Александрович Агрест не имеет никакого отношения к творчеству "Наутилуса". По всей вероятности, артисты и не знали о "закулисных" делишках своего директора. Но вот то, что эти действия не прибавляют авторитета известному и, безусловно, талантливому коллективу — несомненно.
И последнее. Действия Б.А. Агреста отчасти были определены договором, заключенным между группой и дирекцией СКК "Иртыш", в котором, в частности, записано: "все виды съемок и звукозаписей производятся по согласованию с дирекцией коллективов". Но насколько правомерно такое требование с юридической точки зрения? Никаких запретов на съемку в концертных залах не существует. Любой человек, будь то профессионал или любитель, вправе снимать артистов, если он не нарушает правил поведения в зрительном зале. В данном случае
... пропущено ...