Сафон С. Кольский-Заполярнов, Денис Пазушко. Фото Сергея Садовникова. «Rock-ФУЗ» №2, 1991 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 10 мая 2021 г..
«Рок против террора» — это акция против применения оружия в мирное время, за уважение прав личности, утверждение новых, гуманных отношений между людьми и странами.
В акции участвуют рок-группы НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС, ДДТ, АЛИСА, АВИА, АУКЦЫОН (Ленинград), БИКС (Литва), МЦЫРИ (Грузия), ЧАЙФ (Свердловск), БРИГАДА С, ВА-БАНК, НЮАНС, КРОССРОУДЗ (Москва)...
Учредители — телекомпания «ВИД» и газета «Комсомольская правда»... Спонсоры: внешнеэкономическая ассоциация «Исток» и «Трансэкспобанк»...
Доход акции складывается из продажи билетов, футболок, значков и плакатов акции, а
также из спонсорских вложений. За вычетом необходимых затрат прибыль от акции будет
передана жертвам трагических событий 1991 года в Прибалтике и Закавказье через
соответствующие организации республиканских парламентов»
(Из пресс-релиза).
...Поезд как поезд, ничего вроде бы примечательного. В первом часу ночи он строго по расписанию выехал «из Петербурга в Москву», увозя с собой целую делегацию посланцев питерской рок-интеллигенции на фестиваль «Рок против террора», который состоялся потом в московском Дворце спорта «Крылья Советов» и шел 8 часов подряд — с 14.00 до 22.00 6 апреля.
А ночью в одном из вагонов без особой помпы, скромненько так отмечался день рождения Кирилла Миллера, художника группы АУКЦЫОН. Присутствовавший при этом ваш корреспондент презентовал имениннику первый номер «Фуза», на что Кирилл отреагировал емким и достаточно символичным для нашего издании определением: «Фуз — это, кажется, такая педаль...»
Второй корреспондент уехал в Москву на следующий день, еще позже выехал ответственный секретарь «Фуза», которого не смог (или не захотел!) «вписать» на фестиваль небезызвестный О. Пшеничный из оргкомитета, поставив на грань срыва выход номера. И тем не менее, те, кому было нужно, прорвались. Вашему вниманию предлагается подготовленный выездной бригадой «Фуза» отчет с фестиваля, выполненный в форме такой целенаправленной беседы на музыкальные темы...
Сафон С. Кольский-Заполярнов: Весенне-солнечная Москва пестрой журналистско- тусовочной братией апреля 4 дня встретила на Ленинградском вокзале поезд с питерским десантом рокеров, которые прибыли для участия в акции. Приятно было то, что питерцев встречали с военным оркестром, игравшим бравурные марши. Вот где единение армии и народа! Кто бы мог подумать о таком лет пять-шесть назад...
Денис Пазушко: Кстати, о маршах. Николай Гусев (АВИА) на брифинге до концерта изложил свою теорию: основа рок-музыки — негритянская, то есть, акцент на вторую и четвертую долго. А истинно европейская музыка — удар на первую и третью долю, то есть марш.
С. С. К.-З.: Чем АВИА и завела зал, открыв концерт. Все темы были старые и давно полюбившиеся. Входившие в зал моментально становились участниками АВИА-шоу, подпевая, приплясывая и размахивая руками и ногами…
Д. П.: И что интересно, когда после такого мощного начала на сцену вышел НЮАНС со своей новой программой, в которой фанк-панк уступил место достаточно конкурентоспособной американизированной музыке, настроение зала не изменилось. Нельзя сказать, что публика принимала все группы одинаково, но непременно — благожелательно.
С. С. К.-З.: А между тем, наряду с мэтрами выступали группы, неизвестные широкому кругу рок-фанов. Например, грузинский МЦЫРИ и литовский БИКС.
МЦЫРИ по музыке, вокалу и технике игры удивительно напоминали СКОРПИОНЗ. Но это был не плагиат, а вроде как бы неизвестные нам песни СКОРПИОНЗ.
Д. П.: А от гитарных пассажей КРОССРОУДЗ так и повеяло ДЭЙР СТРЕЙТС. Тексты у москвичей, конечно, послабее, но, представляя их как «гигантов ритм-энд-блюза», инициатор фестиваля и ведущий Гаррик Сукачев явно не ошибся.
С. С. К.-З.: Я вот послушал МЦЫРИ, КРОССРОУДЗ, еще раньше приходилось слушать ЧОЛБОН и СЭРГЕ, и невольно приходишь к довольно-таки забавному для себя (и Госконцерта) выводу: мы можем и не приглашать к себе на гастроли звезд зарубежного рок-н-ролла, (и не пригласим, у Госконцерта нет валюты — прим. ред.), а слушать их отечественные варианты. ЧОЛБОН и СЭРГЕ «сделают» нам ПИНК ФЛОЙД с «цеппелинами », о двух участниках фестиваля уже сказано выше, а Миша Берников из питерского ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ так отыграет «Хул Лотта Лав», что самого Планта зависть возьмет
Д. П.: Ну а ВА-БАНКУ музыкальных идей не занимать, Короткая программа из пяти песен показала, что «секс-моторы-рок-н-ролл» по прежнему на подъеме.
С. С. К.-З.: КАЛИНОВ МОСТ (не за явленный в афишах, а потому — сюрприз!) отыграл по времени еще меньше. Ничего нового я не услышал, тем более что «мостовский» кайф за три песни получить нельзя. Но время выступлений было строго регламентировано. Условие администрации Дворца «Крылья Советов» гласило: «К 23 часам концерт заканчивается»
Литовский «Бикс» (я их слышал впервые) несколько удивил меня тем, что в одной из тем дал широко известную цитату из «блокадной» Седьмой симфонии Шостаковича. Что «Биксы» хотели этим сказать, я не знаю, т. к. литовским не владею.
Д. П.: А энергичную музыку литовцев с жестким «прибалтийским » ритмом стоит послушать более основательно.
С. С. К.-З.: Никто из собравшихся рокеров не собирался показывать свои сверхновые, неизвестные вещи. Это, видимо, и не требовалось, для общего кайфа. Одни играют, другие им подпевают — и всем хорошо. Все при деле. АУКЦЫОН лишь стал исключением: сыграв наряду с «Бомбами и демонстрациями», «Осколочным сном», «Лети, лейтенант» две новые песни: «Темная, сильная женщина» и «Я — нервный» с федоровским вокалом, пантомимой Гаркуши и сольным секс-шоу Веселкина.
Д. П.: Ну, а потом все совсем было хорошо и спокойно. Времени было достаточно, и зал вволю пораскачивался и пожег свечи с ЧАЙФОМ. ДДТ «проехались» по старым боевикам, подходящим к случаю... Обе эти группы схожи в одном — они всегда выступают ровно и мощно.
С. С. К.-З.: А вот свердловско-питерский состав НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА стал, по словам самого же В. Бутусова, более уравновешенным по сравнению с прошлой агрессивностью. Сразу бросилось в глаза отсутствие привычных для НАУ клавишных и саксофона. Две гитары, бас, ударные, гобой — таков теперь «инструментальный набор» бутусовской «субмарины ». Из прежнего состава остались, похоже, только сам Бутусов, гитарист Егор Белкин и Александр Беляев (экс-ТЕЛЕВИЗОР).
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС выступил с блоком песен, еще малознакомых (или не знакомых вообще) большинству собравшихся в «Крылышках». Не обошлось, правда, и без старых хитов («Князь тишины», «Бриллиантовые дороги »), выполненных в новой, более жесткой манере...
Д. П.: Концерт продолжался, а мне казалось, что все это никогда не кончится. Каждая группа выступала, как последняя, а между выходами команд к микрофону подходил Гаррик Сукачев, представивший, кстати, АУКЦЫОИ «молодежным оркестром психоделического попса»...
С. С. К.-З.: И вот он наконец вышел не как ведущий, а как музыкант — вместе со своей БРИГАДОЙ С — дав залу очередной экстазный заряд бодрости «Годами». «Нонсенсом» и «Дай мне руку». Оторвался Гаррик в полный рост и оставил зал на растерзание АЛИСЕ.
Галстучно-тельняшковы фаны с буквой «А» на лицах ринулись к сцене, на которой появился ОН, «родившийся звездой», очаровывающий в который раз не только своей призывной сексуальностью, но и чем-то большим, что словами не выскажешь. АЛИСА играла темы из «Шабаша», «Лесничего», «Энергии» и «Блока Ада». «Все это РОК-Н-РОЛЛ» перешел в «Мой рок-н-ролл».
Д. П.: Но и это был еще не конец. Участников концерта хватило еще на две песни джем-сейшена.
Да и вообще, по-моему, то, что задумывалось, получилось. По этому поводу Сукачев сказал достаточно точно: «Мы никого не собираемся учить, просто хотим сыграть рок-н-ролл... Нас время разводит по разным углам, а хочется остаться вместе».