Интервью: И. Златов, фото: А. Федечко-Мацкевич. «Ваш досуг (Санкт-Петербург)» №15 (58), 16 апреля 2002 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, май 2021 г.
Проекты последних лет экс-лидера "Наутилуса" Вячеслава Бутусова у многих вызывали чувство удивления, граничащего с недоумением. Это были "Овалы" с застольно-фольклорным оттенком. "Незаконнорожденный алхимик доктор Фауст Пернатый Змей", покрытый зловещим инеем дьявольски заразительной радости, откровенно чернушный "Звездный Падл". Записанная вместе с Deadушками "Элизобарра-Торр" повергла в замешательство даже самых стойких фанатов, давно привыкших к шалостям маэстро. 20 апреля в ДК им. Ленсовета Бутусов представит свой новый проект “Ю-Питер".
У меня отшибло...— Правда, что все участники новоq группы — музыканты из весьма известных команд?
— Ребят, думаю, знают все. Это барабанщик Евгений Кулаков (экс-«Пойманные Муравьеды»), гитарист Георгий Каспарян (экс-«Кино»), духовые и клавишные — Олег Сакмаров (экс-«Аквариум»), бас-гитара и вокал — Вячеслав Бутусов. 11 ноября была закончена запись первого сингла «Ударная любовь». Это — единственная новая песня «Ю-Питера», записанная мной в прошлом году.
— Проект был задуман как «долгоиграющий» или «сезонный»?
— Ю-Питер — долгосрочный проект, хотя, наверное, в творчестве бизнес-план неуместен Последние четыре года у меня были различные совместные и сольные проекты, которые существовали не очень долго. Но в этот раз мы не скоро разойдемся. Ориентируемся в основном на концертную деятельность. Хотя это не исключает того, что каждый год будем выпускать новый альбом.
— Название группы можно по-разному расшифровать...
— Действительно, есть много толкований, и мне это нравится. Говорят, Юпитер — самая яркая и красивая звезда на небосклоне, Поначалу мы думали ставить после «Ю» и перед «Питер» звездочку, но инерция сознания широких масс заставила упростить эту идею. И это правильно. Я градостроитель по образованию, знаю, что нужно идти от общего к частному.
— Что мы увидим и услышим на концерте в ДК Ленсовета?
— Это будут песни из восьми разных проектов, которые случались у меня, начиная с «Али-Бабы и 40 разбойников», «Наутилуса», сольных «Овалов» и ззаканчивая совместными работами с Каспаряном, Deadушками, «Аквариумом». Возможно, в качестве бонуса прозвучит что-то из «КИНО-проб» .
— Не боитесь, что известные песни в новых обработках не всем понравятся?
— Они действительно все очень сильно изменены Но, надеюсь, что иной ракурс отвечает тому воздуху времени, который сейчас вокруг нас. Это не музейная реставрация: живые песни, живая программа. Причем, взяты не только хиты, но и вещи, которые мало кто слышал на концертах.
— А у вас лично изменилось отношение к своим песням прошлых лет?
— Знаете, это то же самое, что дать ребенку набор кубиков. В его силах будет собрать любую конструюю. «Ю-Питер» долго собирал кубики, пока мы не определили на физиологическом уровне, как должна звучать та или иная песня. Как автор, я имею право корректировать слова, и я это делаю. Ведь время проходит, становится другим отношение к жизни… Я убрал какие-то огрехи, сказался на песнях и жизненный фон. Например, события 11 сентября в Америке очень повлияли на звучание песни «Гудбай, Америка!». А после Олимпийских игр она снова изменилась. Правда, это не очень хороший пример, так как «Гудбай, Америка!» у нас не входит в основную программу. В нее вошли менее одиозные вещи.
— Интересно, а ваше мнение о США сейчас то же, что было во времена «Наутилуса», когда писалась песня?
— Мое мнение об Америке не изменилось. Просто сейчас все поняли те вещи, которые были очевидны для меня уже давно. Там больше «пурги», чем чего-то натурального. Все это понимают, но попадают под давление американской пропагандистской машины.
— Правда, что вас лишили американской визы?
— Да, некоторое время назад мы не смогли вылететь туда, чтобы дать концерт. Оказалось, что существует какая-то местечковая профсоюзная конкуренция, и некий товарищ с одиозной фамилией нажал на свои рычаги давления, чтобы мою визу аннулировали. Учитывая, с каким трудом её нужно получать, у меня отшибло всякое желание ездить в Америку.
— Как градостроитель, вы поддерживаете модерновый проект реконструкции Мариинки?
— Хорошо, когда делаются попытки органично совместить историю, идеологию, технологию. Важно, чтобы не было мультипликационного эффекта, как это получилось в Астане. Там, когда въезжаешь в город, чувствуешь себя очень неловко: все из стекла и железа. Для спальных районов это норма. Но исторический центр надо охранять, привлекать туристов, чтобы они не пугались, не шарахались, а получали удовольствие, как в Париже, Лондоне, Праге.
— Интересно, а дома вы многое построили своими руками?
— Я могу сделать всё — от элементарных вещей до каких-то изысков. Могу построить даже пожарную каланчу. Но ремонт в нашем доме происходит совершенно спонтанно. В основном этим занимается супруга. Я подключаюсь на самом трудном этапе, когда нужно носить что-то тяжелое. Жена и стилист, и прораб. Я лишь вношу свои коррективы. Ещё Анжелика успевает писать диплом в Христианском институте и заниматься пятилетней Ксенией и трехгодовалой Софьей.
Адрес ДК им. Ленсовета: Каменностровский пр., 42. 346-04-38, м. Петроградская.