«Russian Chicago» №19, 24 декабря 2010 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2020 г.
Вячеслав Бутусов о новом альбоме "Ю-Питера"
В 2011 году "пост-наутилусовскому" проекту Вячеслава Бутусова "Ю-Питер" исполняется уже десять лет. В преддверии юбилея группа записала особенную для себя пластинку. "Цветы и тернии" называют одним из самых смелых экспериментов "Ю-Питера" как в музыкальном, так и поэтическом плане.
Соавторами музыки, которую наблюдатели характеризуют такими эпитетами как "мощь без насилия", "свет без рези в глазах" и "трогательность без сентиментальности" выступили все участники коллектива. Помимо Бутусова, экс-гитарист "Кино" Георгий Каспарян, барабанщик Евгений Кулаков и басист Сергей Вырвич. А автором стихов, к удивлению многих, стал не сам Вячеслав, а поэт Александр Логинов. Перу Бутусова принадлежит лишь один текст с пластинки. Ещё один написала его жена Анжелика Эстоева, а композиция "Дети минут" была сочинена на стихи Виктора Цоя. Вячеслав Бутусов, Евгений Кулаков и Александр Логинов рассказали о каждой из песен диска "Цветы и Тернии".
Вячеслав Бутусов: Эта песня сразу стала для нас общей любимицей и путеводным ориентиром.
Евгений Кулаков: Она с самого начала радовала нас, но когда был записан бас с очень ярким эффектом, песня действительно стала любимой.
Александр Логинов: Изначально текст песни был более сумрачным и прямолинейным. Благодаря косметически-хирургическому вмешательству Славы, "Глаза" обрели дополнительный свет и пленительную амбивалентность. Что стало триггером к написанию её текста, — теперь уже точно не знаю. Помню, что в голове роилось множество образов и ассоциаций, которые хотелось уложить в максимально жёсткую и простую поэтическую колею. Общее музыкальное воплощение текста меня потрясло. Равно как и частная — уникальная и колоритная — музыкальная находка: медитативная колокольность концовки в стиле Арво Пярта с абразивным налётом урбанистичности.
Вячеслав: "Скалолазы" вызревали долго и в начале не без затаённых сомнений. Но когда мы свели эту песню на "Добролёте", она обрела удивительную цельность и своеобразную разухабистость.
Евгений: Не знаю, что сказать про эту песню. Музыкально она была решена за одну репетицию и неизменной дошла до записи. Может, Слава имеет в виду, что текст вызревал долго.
Александр: Помню, как Слава однажды мне сказал, что сегодня в студии Георгий Каспарян забавно оговорился, назвав "Скалолазов" "Скалоглазами". На что я ответил: "Очень меткая, выразительная оговорка, — вполне в духе Ринго Старра или Джона Леннона (оба "битла" любили каламбурить и отличались редким и едким чувством юмора...)". Совсем недавно где-то прочитал, что эта песня — чуть ли не новый марш скалолазов, хотя песенные скалолазы имеют такое же отношение к альпинизму, как бутусовские синоптики к метеорологии. На самом деле, песня куда как духовно круче и выше. По сути дела, — это гимн "скалолазов", тех, кто устремляется ввысь по кручам бытия и пронзает взглядом гористые толщи в поисках корней сути вещей ...!
Вячеслав: Изначально зиждилась на героическом рефрене, но в итоге получилась романтичной и созерцательной.
Евгений: По звучанию носит некий камерный характер. Думаю, она хороша для клубов. Песня очень простая по музыке.
Александр: С неё я начал прослушивание треков, присланных мне Славой в раф-миксе. Песня, запавшая мне в душу как первая любовь. Она напоминает мне серебристо-лучистую ленточку Мебиуса с вязью магических рун на единственной бесконечной стороне.
Вячеслав: Она стала первой на стадии коллективного сотрудничества, что и было изначально поставлено во главу угла. В тот момент, когда мы с Георгием придумали "интро", определилась основная задача альбома — достижение максимального взаимодействия и полного согласия нашего творческого союза.
Евгений: Георгий принёс мелодию проигрыша весьма приятную. И песня довольно быстро собралась, хотя и не без трудностей. Я крайне доволен тем, как в комплексе звучит припев в этой композиции.
Александр: Песня для меня очень личная и даже интимная. Поэтому при её прослушивании я неизменно испытываю некое чувство смущения. Когда сказал об этом Славе, он меня подбодрил: "Саша, не переживай. Я пропустил "Прятки" через себя и взял на себя часть ответственности". Тут следует добавить, что Слава внес в текст важную коррективу. Вместо слов "я прячусь от Бога, а Бог от меня" предложил вариант: "Я прячусь от Бога, а Он ищет меня". Одна моя приятельница сказала по этому поводу: "Вячеслав абсолютно прав. Мне кажется, он сразу почувствовал в твоей строке фальшь и гордыню. Ну, кто ты такой, чтобы Бог от тебя прятался?".
Вячеслав: Эта песня весьма упростилась в сравнении с начальным вариантом. От "грандиозной" задумки остались лишь быстро сменяющиеся многочисленные части. Их для столь краткого произведения, как четырехминутная "партита", нашпиговано предостаточно: целых пять гармонических и мелодических составляющих.
Евгений: Песня эта с изрядной долей иронии, иногда даже с гротеском.
Александр: Виртуозная и многослойная вещь. В ней весь "Ю-Питер" — единый мощный мотор, залихватски чередующий режимы работы от холостого хода до максимальной нагрузки. А от каспаряновской гитары в финале у меня просто заходится сердце.
Вячеслав: Записывали эту песню поздно вечером в весьма экстатическом состоянии и почему-то много смеялись. Спросив на следующий день у звукорежиссёра Андрея Алякринского, дескать, что за странный эффект он подключил на голос, получил жесткий отпор: "Ты сам так спел".
Евгений: Песня для меня собралась только после того, как был записан такой инструмент, как "добро". Я сразу почувствовал уместность и стильность, которые придал инструмент композиции.
Александр: Изначально текст был сюжетней, конкретней и шире. Но в конечном счёте банальная жалоба неудачливого нувориша растворилась в сверхритмичном прибое (bayou rock-country) общенародных стенаний с извечным рефреном. Получилась, типа, народная песня. По крайней мере, мне очень хочется, чтобы она стала народной. По поводу серьёзного "усекновения" текста тактичный и деликатный Слава написал мне следующее: "Саша, не расстраивайся. Текст "Титаника" тоже был вначале в два раза длиннее, но мы убедили Илью его сократить...". Результат утряски "Титаника" давно у всех на виду. Лично я не могу представить себе какие— либо добавления к канонически безупречному тексту "Титаника" в его окончательном виде.
Вячеслав: Забавная во всех отношениях песня, забавно было её играть на студии. По настроению напомнила студенческие времена, ночные репетиции в институтском клубе.
Евгений: Да, это такой панк ностальгический, что-то из области "клэша". Ну и, как обычно, мы не смогли избежать эклектичности в коде.
Александр: Песня, как мне кажется, прежде всего, о сложности нравственного и философского выбора в критической ситуации в стиле чистого, "безвозмездного" панк-рока. Налицо возвращение к истокам спонтанной, беспафосной и взрывной синергетике. Восхитил вокал Славы. Мне кажется, что он оседлал лукавую тему, как ловкий ковбой мустанга, и до конца её укротил, выложившись вокально и энергетически. Низкий поклон ему и всей группе.
Вячеслав: Тоже напоминает молодость.
Евгений: Она очень нравилась на предварительном этапе, — есть в ней что-то революционное.
Александр: Эту песню об искушении и лукавстве я часто слушаю на ночь в качестве музыкального "оберега". Воочию вижу зыбкую и вертлявую фигуру всепроникающего врага. Рефрен мне вначале показался слишком "лобовым". Я его изменил, поубавив воинственности и кровавости. Но, прочитав текст на следующее утро, решил, что не время миндальничать, и восстановил первоначальный текст. Слава ничего не знал о моих поэтических терзаниях. Однако, как мне кажется, косвенно их уловил, поскольку по прочтении текста написал мне: "Сурово, но справедливо". Музыкальное воплощение этого текста "Ю-Питером" как всегда безупречно.
Вячеслав: Последняя песня, которую мы сделали для альбома. Георгий предложил музыкальную тему, мы собрали композиционную конструкцию. После репетиции просмотрел тексты Саши Логинова. И с радостью обнаружил, что текст, который мне давно нравился, но никуда не хотел ложиться, вдруг подходит к этой песне. Удачное совпадение.
Евгений: Это один из моих любимых припевов на альбоме!
Александр: Эта песня, с точки зрения текста, давалась нам со Славой нелегко. Причем, мне до сих пор непонятны истоки постоянно возникавших мелких коллизий. Мы рихтовали неровности и заусенцы до последней черты, но в конце концов остались собою довольны. Хотел бы обратить внимание на необычайно красивую гитарную тему, повторяющуюся на протяжении песни, и на столь же эффектный рефрен. Идея песни родилась у меня после перепрочтения гаршиновского "Красного цветка". Но в процессе работы над текстом, как это часто бывает, идея слегка трансформировалась.
Вячеслав: Дорогая моему сердцу песня! Наиважнейшая и основополагающая. Текст написала моя любимая Анжелика, а ключевую тему сочинил Георгий. Остальное мы развили вместе. Настоящий сверхпродукт — апофеоз коллективной деятельности!
Евгений: Песня тоже в музыкальном смысле несколько ироничная,— всем очевидны ссылки.
Александр: Замечательная песня по всем параметрам: текст, музыка, аранжировка, исполнение. Её композиционная строгость вкупе с безудержной страстностью напоминают мне симбиоз английского и французского парка. По его дорожкам можно прогуливаться бесконечно, обнаруживая всё новые дивные уголки и подмечая новые красоты.
Вячеслав: Мы решили закольцевать пять аккордов в четырёхчетвёртном размере, поэтому текст интерпретируется как радиосообщение. Ещё лучше было бы набить его азбукой Морзе.
Евгений: А вот эта песня была самой любимой ... да и осталась.
Александр: Завораживающая, медитативно-сюжетная композиция с открытым финалом. При громком прослушивании и удачном стечении обстоятельств ненавязчиво вводит в состояние позитивного транса. Георгий и Евгений при встрече предложили мне свои версии ответа на вопрос о том, что же случилось с героем песни. Хотя обе версии были вполне убедительны и логичны, я предложил им третью.
Вячеслав: Долго ломали голову над этой песней, чувствуя большую ответственность. В результате решено было сделать её в стиле кухонной акустики — "чему и рад вполне".
Евгений: Тут я не участвовал. Но как сыграл Сергей Егоров на кахоне, мне очень понравилось. Мечтаю приобрести такой инструмент себе!
Александр: Стопроцентное вхождение Славы в композиторский образ Виктора Цоя. Акустическая версия песни "Дети минут" получилась акварельно воздушной и хрупкой. Однако, камерная легкокрылость отнюдь не лишила песню убедительности, внутренней мощи и энергетики. В итоге электрическую и акустическую версии, как мне кажется, можно вполне рассматривать как два самоценных и самостоятельных произведения. В порядке эксперимента я смастерил бы ещё и третий (гибридный) вариант: в акустический трек транспланировал бы электрическое гитарное соло. На антитезе могло бы получиться очень неплохо. По крайней мере, мне так кажется. Хотя есть ещё очень проникновенная симфоверсия песни, но чисто инструментальная.