Анна Медведева. Фото: Н. Шумак. 1991 год.
Сканы предоставил: Сергей Переверзев, г. Харьков (aka "Серый из Харькова"). Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2020 г.
Вернемся на три года в прошлое. Именно тогда состоялось официальное рождение свердловской группы «Наутилус». Конечно, группа сформировалась значительно раньше, но мы о ней услышали именно в восемьдесят восьмом году. В хит-парады страны стремглав ворвались лучшие боевики Вячеслава Бутусова: «Шар цвета хаки», «Круговая порука», «Ален Делон», «Гудбай, Америка». «Наутилус» покорил многих музыкальных критиков и журналистов. Одни предвещали им первенство в рок-марафоне конца 80-х, другие были убеждены, что свердловчане не продержатся и года, как их просто забудут. И вдруг на фоне этой дискуссии появляется известие о том, что «Нау» больше не существует, а коллектив распался. Среди фанатов ходят разнообразные сплетни про Бутусова, Умецкого и Кормильцева. Для большинства так и осталось загадкой, в чем же заключается причина распада творческого союза Бутусов — Умецкий.
В. Бутусов. — По этому поводу я ничего конкретного сказать не могу. Прежде всего потому, что я лицо заинтересованное. Что делать, если двое взрослых людей пошли каждый своим путем? Думаю, что за десять лет можно разобраться в личных отношениях, тем более, что такое недоразумение произошло не впервые. Кроме творческих противоречий, существует еще и понятие несовместимости характеров.
КОРРЕСПОНДЕНТ. — Как писала "Комсомольская правда", Дмитрий Умецкий забрал с собой только что завершении альбом. А вы приехали на гастроли в Киев без Умецкого (почти с новым коллективом), исполняете много старых песен, оставляя за собой название «Наутилус Помпилиус». Вы думаете, что у вас есть какие-то преимущества?
В. Б. — Я не считаю, что у меня больше прав на название. Но и не вижу причины, почему мы должны отказаться от него. Если же у Димы есть какие-то претензии, то, пожалуйста, пусть набирает себе коллектив и оспаривает свое право.
Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки.
К. Не кажется ли вам, что вы слишком долго «меняли батарейки». В то время, как по всей стране проходит бум популярной музыки, творчество «Нау», на мой взгляд, стала холодным по отношению к почитателям, даже каким-то чужим.
В. Б. — Дело в том, что все перипетии в самом коллективе начались в ходе массовой заинтересованности «попсой». Поэтому и произошла остановка. Сначала это был творческий перерыв, который потом перерос почти в конфликтную ситуацию. Средства массовой информации и определенные музыкальные круги «подогревают» процесс усиления заинтересованности в «попсе». Главный наш слушатель, молодежь, считает, что популярная музыка — наинеобходимейшее в жизни. Поэтому молодежь очень легко сориентировать в нужном направлении. Собственно, так и произошло. А вообще удивляться нечему, потому что подобные явления происходят повсеместно.
...Здесь женщины ищут, но находят лишь старость. Здесь мерилом работы считают усталость. Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи. Здесь первые на последних похожи И не меньше последних устали, быть может...
К. — Однако «Нау» существует. Песни Вячеслава Бутусова слушают и знают, они легко запоминаются. Долго еще после концерта не утихает в голове любимый мотив. Слова песен неотделимы от мелодий, что создает удивительную гармонию. Ваши песни стали резче, а может, и печальнее. Почему Вы пишете именно такие песни!
В. Б. — Мне трудно ответить на ваш вопрос, я действительно не знаю, почему пишу такие песни. Да, наша музыка стала резче. Нужно всегда искать форму. Как по мне, то наши песни не грустные. Мне они кажутся иного характера. Вообще, мне нравится лирика Гребенщикова и Кинчева. Почему! Потому, что мне нравятся те вещи, которых я сам никогда не напишу. Просто у меня другой стиль.
...Она читала мир как роман, А он оказался повестью. Соседи по подъезду, Парни с прыщавой совестью... Ален Делон говорит по-французски...
К. — У героини песни «Взгляд с экрана» любимый киногерой Ален Делон. А у Вячеслава Бутусова?
В. Б. — Это в зависимости от того, какую я смотрел последнюю ленту. А в кино я был очень давно.
К. — У вас чересчур фотогеничная внешность. Предлагали ли вам режиссеры сниматься в кино как актеру?
В. Б. — Вы знаете, пока таких предложений не было.
К. — На концерте звучала песня, посвященная памяти Виктора Цоя. «Посмотри, как блестят Бриллиантовые дороги». Вы дружили с ним?
В. Б. — Не скажу, чтобы хорошо знал Виктора. Он был довольно интересной личностью и одновременно замкнутым человеком. Мы встречались с ним при деловых обстоятельствах.
К. — Интересная закономерность или совпадение, что многие музыканты по специальности архитекторы. Например, А. Макаревич, А. Козловский, О. Кормухина, А. Романов, В. Бутусов. Кто-то отметил, что архитектура — это застывшая музыка, и был прав. Возможно, призвание музыкантов-архитекторов именно в том и состоит, чтобы донести свою музыку до других людей.
В. Б. — Я еще не знаю, в чем мое призвание. Единственное, в чем я уверен, это то, что я умею рисовать. А вообще, я старый, больной и чрезвычайно уставший человек.
К. — Когда вы родились?
В. Б. — 15 октября 1961 года.
К. — Вернемся к «Наутилусу-80», кроме солиста Вячеслава Бутусова, в группе работают еще четверо музыкантов: гитаристы Александр Беляев («Телевизор») и Егор Белкин, бас-гитарист Игорь Копылов («Петля Нестерова») и барабанщик Игорь Джавад-заде ( «Арсенал»). Какие ваши намерения?
В. Б. — Сейчас мы работаем без определенных ориентиров, кто на что способен. Когда есть коллектив из пяти человек, то они создают единое целое, свой микроклимат.
К. — Некоторые буквально воспринимает ваши тексты. Скажем, на концерте в одной из песен звучит припев-призыв «Пора на Киев!». Или вы связываете это как-то с той политической ситуацией, сложившейся на Украине?
В. Б. — Когда мы выступали в Киеве с первым концертом, то не знали, что рядом, возле республиканского стадиона, происходил многолюдный митинг демократических сил. Для меня — это святая древняя земля. А вообще, связываю большие надежды с городом Киевом. (После нашего разговора Вячеслав заменил-таки слова в тексте, и на концерте звучало «Пора на Север!» — Прим. автора).
К. — Вы не верите в Бога?
В. Б. — Думаю, что верю. Я не хожу в церковь, но думаю, что каждому человеку необходимо во что-то верить. Есть, правда, люди нищие в этом отношении, а есть и фанаты.
К. — Какие проблемы современной молодежи вы считаете наиболее острыми?
В. Б. — То, что в Советском Союзе детей пытаются приобщить к политической активности. А, как следствие, выходит, что красные шапки — на синие шапки, район — на район, октябрята бьют пионеров, пионеры — комсомольцев и так далее. Самые острые проблемы — проблемы агрессивности. Постоянно в воздухе летают какие-то дубинки и делается страшно и тяжело жить.
К. — Как вы думаете, можно ли с помощью музыки как-то бороться с такими явлениями?
В. Б. — С помощью музыки, к сожалению, бороться с такими явлениями нельзя. Музыканты только дают возможность прислушаться к голосу совести, пытаются втолковать что-то молодежи в мозги, проводят определенные акции. Наши поклонники не ждут от музыки политики, например, акции в защиту Нельсона Манделы. Например, музыканты на Западе могут вынести такую проблему на передний план. Нас же просто не поймут. Сколько бы ни было «стотысячников» против СПИДа, наркотиков, алкоголя — все зря. Потому что есть такое понятие, мол, советский народ привык над всем смеяться. Где-то существует цинизм как обычное явление. У нас же существует патологический цинизм. Люди получают истинное наслаждение от насмешки над Горбачевым, хотя он этого не заслуживает. Я думаю, что нужно указывать на ошибки, но когда все происходит на уровне фарса, то наши несчастные массы, к которым относимся и мы с вами, несерьезно относятся даже к своим лидерам. То есть, если все происходит на уровне анекдота, то так оно и воспринимается.
Я должен начать все сначала... Я видел луну у причала...
Итак, пожелаем Вячеславу Бутусову и новому «Наутилусу» счастливого плавания и прозрачных глубин!