О. Пшеничный. «Комсомольская правда», 1991 г.
Сканы предоставил: Иван Киреев. Обработка: naunaunau.narod.ru, январь 2019 г.
1. Минск. "Музыканты — детям Чернобыля". Среди участников — "Наутилус", "Машина времени", "ДДТ", "Калинов Мост", "Разные люди", а из гостей наиболее интересны — "Линдис Фарн", "Эко энд зэ Баннимен", "Чайна Крайзис"
Запомнилось: стадион "Динамо", высокое небо, неплохой звук, особенно у иностранцев. Когда в час ночи адмнннстрация, вполне по-советски, посреди песни требует отключать электричество, Юра Шевчук не смущается отсутствием тока и без всякого сопровождения: "Ой, мороз, мороз, не морозь меня..." Весь стадион подпевает хором, в печальную годовщину люди поют вместе...
Мы все видали на стадионах и "ДДТ", и "Машину времени", и "Наутилус Помпилиус": это — гарантия качества и сборов, музыку их можно любить или не любить, но ниже своего уровня они редко выступают. Правда, сложная эволюция происходит с "Наутилусом": приходят и уходят музыканты, долго обкатывается новая программа. Возобладали струнная концепция, манчестерский холодок, гробовая серьезность — от трагикомедии к драме и эпосу двигается "Наутилус", на ходу теряя поклонников, а точнее, поклонниц.
"Линдисфарн" подружился с публикой, с первого же номера показав "тот самый" британский фолк-рок экстра-класса: не зря в 72-м группа стояла в одном ряду с "Джетро Талл" и "Прокол Харум". Когда я попросил лидера Алана Холла рассказать о группе, он сказал: "Знаешь, приятель, давай я лучше о своей внучке расскажу, ей уже четыре годика..."
Прохладней встречали "Бэннименов" и "Чайна Крайзис". Видно, в наших ресторанах подобную музыку так и не освоили, публика с трудом воспринимает даже довольно легкий стиль "Чайна Крайзис".
Концерты в Минске и Киеве — не только музыкальная дань пострадавшим от "мирного атома" Белоруссии и Украине. Генеральный спонсор — межотраслевая ассоциация "Белэкс" — поставил дело на необычные для советских меценатов рельсы. Выло решено, что весь вклад спонсора в рублях пойдет на организацию самого концерта (и рублей не пожалели), а для серьезной помощи детским больницам нужна валюта — и "Белэкс" через своих западных партнеров организовал сбор валюты, которая напрямую пойдет в больницы в виде оборудования и медикаментов.
"Белэкс" не ограничился деньгами и в лице своего подразделения — фирмы "Бит" — был фактическим продюсером концерта, преодолевая некомпетентность и неразворотливость государственных чиновников, которые в который раз оказались не очень удачными посредниками между иностранцами и продюсером.
2. Киев. "Колокола Чернобыля": "Наутилус", "ДДТ", Гребенщиков, "Альянс", Вика Врадий, "Иванов даун" и др.
Роману Альтеру, известному киевскому менеджеру, удалось организовать грандиозное, печальное и драматичное рок-шоу.
Борис Гребенщиков спел: "Черный ворон, что ты вьешься над моею головой..." Он, кажется, наконец расстался с "Аквариумом" и выступает сольно. Его песни, как и прежде, — метафизика, сложная лирика, фольклор и акустика: и самоповтор.
Посчастливилось услышать Вику Врадий с группой. Ее кумир — Нина Хаген, ее образ — затянутый в кожу панк. При этом все сделано тщательно и одновременно лихо с неожиданной для выпускницы двух гуманитарных вузов энергией. Вика — вместе с "Воплями Видоплясова" — кумир украинской тусовки и поет на украинском, резко и честно.
Обрадовал "Альянс" — давно уже не безликий, не эстрадно-попсовый. Мощная, интересная группа.
Профессионалы, смотревшие киевские и минские концерты, сошлись в мнении, что в совокупности получился фестиваль масштаба таллиннского "Рок саммера".
3. Минск. "Рок чистой воды" (чернобыльская акция): "Бригада С", "Аукцион", "Чайф", "Петля Нестерова", "НОМ", Михаил Борзыкин.
Видимо, на этом концерте было последнее выступление "Бригады С" в нынешнем составе: не исключено, что в "Бригаду" вернутся ребята, во главе с Галаниным выступающие ныне под названием "Бригадиры".
"Аукцыон" показал несколько новых вещей: если говорить лозунгами, то "Аукцыон" следует в направлении: "Меньше хаоса — больше музыки!"
Идеолог и бесспорный лидер "Рока чистой води" — "Чайф", со времени прошлой акции подтвердивший свои намерения войти в десятку лучших групп нашей страны.
4. Новосибирский Академгородок. Интернеделя
Will Sinnott, The Shamen "Колибри", "Неформальное Объединение Молодежи", "Два самолета", "Настя", Альберт Кувейзин, "Альянс", из Великобритании: "Шэймен" и "Мекка".
По набору приглашенных музыкантов зги концерты обещали многое — и привлекли внимание не только наших, но и "Мелоди Мейкер".
Увы, уровень организации да и просто общей культуры "Маевки" оказался настолько низок, что все уже под вечер первого дня пожалели, что сюда попали, — я слышал это и от музыкантов, и от журналистов, и от гостей фестиваля. Среди музыкантов бытует термин — "подставка", когда группа поставлена в условия, в которых просто невозможно показать свои лучшие качества. Естественно, самоотверженность и терпение таких ленинградских "звезд", как "НОМ", "Колибри" и "Два самолета", внушают уважение. Их выступления вызвали и овации, и "бис", а к "НОМу" за кулисы пришли англичане, чтобы высказать искреннее удивление уровнем группы.
Сами "Шэймен", играющие музыку новейшей эпохи под названием эсид-хаус, наверное, не поняли, что же с ними произошло в России. Если "Эко энд Баннимен" в Минске были не совсем поняты публикой, то пребывание "Шэймен" в Сибири можно сравнить с визитом инопланетян на танцплощадку.
Тревогу вызывают сценические выступления прекрасной и популярной группы "Настя". Вживую слушать "Настю" все менее интересно.
Кувейзин — парень из Тувы, совсем не похожий на рок-звезду, лауреат "Голоса Азии", поднимает своими этническими песнопениями тысячелетние пласты истории человечества.
Так вышло, что в беглом и довольно неполном обзоре мне пришлось упомянуть чуть ли не весь цвет отечественной рок-музыки: хотя некоторые из имен мало известны читателю из-за недоступности записей и пластинок, несовершенства теле— и радиоэфира. Пока что надежда — на Российское телевидение, радиостанцию SNC, на независимую грамзапись.
Только вот страна у нас такая большая...
Как стало известно, по возвращении из СССР Уилл Синнот, одни из "Шэймен" (на снимке на переднем плане), трагически погиб.