Газета «Молодой сибиряк», г. Омск, 3 сентября 1988 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, январь 2019 г.
"Наутилус" приезжает!" — эта новость мгновенно распространилась по городу. Ещё бы, легендарная группа, затмившая всех на московской "Рок-панораме" в декабре прошлого года и находящаяся сейчас на самом пике своей популярности.
Группа "Наутилус Помпилиус" буквально перед омскими гастролями в очередной раз покорила Москву. На её выступления, проходившие в Центральном концертном зале "Россия", просто невозможно было попасть. Этот шумный, громкий успех, скорее всего, и предопределил манеру общения, не лишенную доли снобизма, с представителями омской прессы. В первый же концертный день директор группы Борис Агресс, к которому обращались журналисты, отказал практически всем. Запретил он также и фотосъемку в зале. Аргументы? Они таковы: с нами приехал кооператив, который будет продавать фотопродукцию в перерыве. Берите и публикуйте. А что до профессиональной этики — так это не его, Бориса, проблемы. ...(неразборчиво)... музыкантов, но не берусь этого утверждать.
Но оставим при себе кулуарные сплетни и собственные амбиции. Зритель-то их не видел и не слышал. Для него важнее другое — действо, разворачивающееся на подмостках.
Итак, "Наутилус Помпилиус", что в переводе с латинского означает "рыба-лоцман". Не знаю, что двигало ребятами, когда они придумывали такое необычное название, но оно, разумеется, весьма красноречиво и говорит само за себя.
Группа создана около десяти лет назад свердловскими архитекторами Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким. Поэт и переводчик Илья Кормильцев активно с ними сотрудничал, с его помощью записан и один из лучших альбомов "Разлука".
Одноименной песней и открывается концерт. В ней сильны традиции городского пения, городских романсов, история которых насчитывает уже около 200 лет. К сильному, "ведущему", голосу солиста В. Бутусова постепенно присоединяется ...(неразборчиво)...
Достаточно широко известен и сценический имидж свердловской группы. Нет, они не похожи всех прочих скачущих по сцене рокеров. Вячеслав Бутусов — в крахмально-белой рубашке, почти военного образца бриджах и военных же сапогах — напоминает статую. Он почти бесстрастен, никаких эмоций. Всё, о чём нужно было сказать — в песне, пусть зритель сам разбирается, на то ему и дана голова.
Общение с залом сведено к нулю. Впрочем, наблюдая за взаимоотношениями сцены и зрительного зала, понимаешь: в этом и не было необходимости. Публика — в основном четырнадцати-пятнадцатилетние ребята — воспринимала выступление музыкантов на ура, буквально благоговейно внимала каждому слову и звуку. Неизбежные — увы! — для рок-концерта атрибуты — горящие спички и бенгальские огни — дополняли феерическую, почти демоническую картину. И на этом фоне статичные артисты смотрелись почти карикатурно, гротескно. Диаметрально противоположна реакция зала.
Каждую из двенадцати песен встречают гулом ...(неразборчиво)... до общения с ним.
В программу вошли, в основном, известные песни, не раз занимавшие первые места в хит-параде газеты "Московский комсомолец": "Казанова", "Шар цвете хаки", "Гороховые зерна", "Ален Делон". Тексты всех этих песен имеют достаточно острую социальную направленность. Последние же песни группы "Наутилус Помпилиус" — "Стриптиз", "Бриллиантовые дороги" — отличает некоторое "приземление" тем, направленность на чувства и переживания конкретного человека. Исчезают уже "парни с прыщавой совестью", возникают иные — если можно так выразиться — личностные проблемы — ревность, любовь, отношения между людьми.
Музыкальный спектакль, длящийся чуть больше часа, наверняка запомнится молодым омичам. В сентябре фирма "Мелодия" выпускает пластинку, в которую войдут лучшие песни альбома "Разлука" и новые музыкальные композиции. Осталось добавить, что "Наутилус Помпилиус" — всё ещё не профессионалы, а гастроли в Омске проходят под эгидой Свердловского рок-клуба.