Дайте нам лишнее

«Вечерний Омск», 31 августа 1988 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2018 г.


Вячеслав Бутусов (черно-белое фото)

"Дайте нам лишнее, а без необходимого мы как-нибудь обойдемся." Это высказывание принадлежит американскому поэту Оливеру Холмсу, жившему в минувшем веке.

Поколение молодых людей, чья юность совпала с расцветом "эпохи застоя", понимает это изречение по-своему: ведь долгие годы лишним считалось знать правду и говорить во весь голос, думать самостоятельно и быть непохожим. Семидесятые приучили многих из нас скрывать и лицемерить, двойная мораль стала чем-то необходимиым. И эстарада тех лет была какая-то слащавая и неправдивая. "Самоцветы" и им подобные излучали благодушие и сытость, они даже не ретушировали действительность, они её просто не замечали. Те же, кто пытался выйти из этого круга и говорил то, что думает, признавался если не врагом народа, то, по крайней мере, его недругом. Лишними объявлялись Владимир Высоцкий, "Машина времени"... Они не вписывались в созданную схему, более того — они её подрывали.

В те же годы впервые заявил о себе и "Наутилус". Вначале они, правда, назывались иначе и более грозно — "Али-баба и сорок разбойников", однако никакой реальной опасности от них все-таки не исходило, и их мало кто замечал. В 1983 году эти ребята из Свердловска записали свой первый концерт "Переезд", через два года "Невидимку", а ещё через год "Разлуку". Вот этот последний концерт, собственно, и предопределили их необычную судьбу.


К тому времени на нашей эстраде наметилась революционная ситуация — низы уже не хотели жить по-старому, а верхи не могли... Занавес был приподнят, и на сцене оказались "Аквариум", "Кино", "Зоопарк", "Старнные игры"... В этом калейдоскопе можно было увидеть и услышать всякое, и, естественно, в атмосфере гласности не каждый из коллективов смог выстоять и победить. Бесспорно, какая-то часть молодых людей пошла за авангардом, кто-то обрек себя на любовь к "металлу", а кто-то ждал иной музыки. Сейчас её называют "социальный рок", и эта иная музыка имеет своих лидеров. На концерты "ДДТ" или "Бригады С" молодой человек приходит не "побалдеть" или расслабиться — он ищет правдивости и созвучия, его нтересует не фон, а суть, эта музыка предлагает ему не только ответы, но и вопросы, она заставляет его думать о времени...

СРЕДИ пятидесяти рок-групп, выступавших в прошлом году на московской "Рок-панораме", наибольший успех выпал на песни "Наутилуса Помпилиуса". Тогда уже многие были знакомы с их магнитофонным альбомом "Разлука", встреча же наяву окончательно закрепила их авторитет в столице. Дальнейшее восхождение свердловчан подобно цунами. Их песни "Шар цвета хаки", "Скованные одной цепью", "Казанова", "Я хочу быть с тобой" в течение года входят в десятку самых популярных. Газета "Московский комсомолец", объясняя это феномен, писала: "В их песнях был "стержень", была искренность, боль, отсюда — успех".

Встреча с этой самобытной группой в нашем городе подтвердила и верность данных слов, и право "Наутилуса" на лидерство.

...НА подобного рода концертах мы не привыкли к аскетизму исполнителей и их отрешенности от зрителей. "Наутилус Помпилиус" сознательно ничего не делает для того, чтобы нас удивить или завлечь. Всё в их поведении сдержанно и неброско, никаких лишних движений. Но вот звучит одна, другая песня, и ты уже напряжен, тебя увлекает та сила и обаяние, которые исходят из этих загадочных песен. Контакт рождается несколько неожиданно, его нельзя назвать случайным — в этих ребятах есть уверенность, и ты им доверяешь.

Песни "Наутилуса" — это баллады, лирические и трагические, переходящие порою в марши и гимны. Наверное, не всё в созданных ими образах ясно и однозначно, но каждый может найти в них что-то знакомое и близкое. Эти образы небанальны и правдивы, они пришли из реальной жизни, и чтобы понять их — нужны не знания, а раскованность и доверие.

"Шар цвета хаки" и "Скованные одной цепью" — песни-символы, они предостерегают нас, заставляют думать над тем, что судьба — это не рок, а плод наших рук и мыслей.

Есть в репертуаре группы песни, которые можно назвать шлягерами ("Ален Делон", "Казанова"), есть песни-притчи и новеллы — они все разные, но ни одна из нх не написана равнодушным человеком.

Решающую роль в успехе "Наутилуса" сыграла не только искренность самих песен, но и достоинства их основного автора и исполнителя Вячеслава Бутусова. При всей внешней сдержанности поет он страстно, можно сказать, что есть в нём даже что-то демоническое.

В последнее время Вячеслав меньше работает над текстами, всё чаще отдавая предпочтение другому автору — Илье Кормильцеву ("Стриптиз", "Я хочу быть с тобой").

НАГРЯНУВШЕЕ признание ко многому обязывает. И прежде всего — к поиску. Как относятся в самом коллективе и к успеху, и к новым проблемам?

— Мы не программировали успех, в нем много случайности, хотя в каждой случайности есть доля закономерности. Не надо забывать и о том, что Москва провинциальной группе так просто двери не откроет. Хотя в данном случае было и по......, и какой-то импульс. Но любая слава — не бессрочна, поэтому мы и задаем себе вопросы: как жить дальше? По какому пути идти? Сейчас назрел поворот. По всей вероятности, новые наши песни будут более романтичными.

— Каков сегодня статус "Наутилуса Помпилиуса"?

— Буквально несколько недель назад на нашей базе была создана кооперативная творческая студия. Нам бы очень хотелось объединить наиболее интересные свердловские группы под свою крышу и помочь им скорее найти своего зрителя. Пока мы заключили договор с "Евой". Эта группа играет хард-рок, и, несмотря на то, что в ней только женщины, у них всё серьезно.

— Как складываются у вас в родном городе отношения на официальном уровне?

— В Свердловске есть и собственная музыкаьная школа, и особая атмосфера. Вместе с тем, мы испытали на себе и зажим, и гонения. Два года назад мы предлагали свои услуги филармонии, но они от нас отказались. Сейчас их отношение изменилось, но...


Статья не окончена — прим. naunaunau


1988 год. Бригада С и фирма Мелодия. Тем... Все статьи 1988 года 1988 год. Новые горизонты свободы...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей