Советский рок под дождем

DIE ZEIT. Nr. 28-6.1990. Фото: Anfrej Usov, Bernhard Druba. «Red rose» №1, 1990 г.
Сканы предоставил: Музей "Русское подполье". Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2018 г.


Серпа и молота могло бы быть погуще

"На протяжении десятилетий /советский/ рок был загнан в подполье. Зато теперь музыкальный мир бурлит. Западные мелодии и острые тексты – ими полнятся подвалы с разбитой аппаратурой и стадионы с лазерными установками" /"Дойчес Альгемайнес Зонтагсблат"/

"Давай Рок-н-ролл" – первый советский фестиваль под открытым небом в ФРГ. Его задача – дать представление об оживленной рок-сцене в СССР и положить этим конец обидной практике, когда для "повышения ценности" шоу приглашались американские или европейские артисты, а советские таким образом низводились до уровня второстепенных исполнителей. Приглашенные советские группы должны отвечать сами за себя.

Все группы объединяет то, что несмотря на самые неблагоприятные условия они пошли своим путем и добились признания на родине, хотя их все-таки больше терпят, чем любят /X. Грабовски/.

Наутилус Помпилиус "ДАВАИ, ДАВАЙ!" – уже в четвертый раз кричит в микрофон Слава Бутусов /"Hay"/ на Фридрихсплатц в г. Касселе. Проверка звука в 18.30, и никто из 2000 зрителей, расположившихся на поле, не уверен, адресовано ли это им им или же человеку за пультом, чтобы тот наконец оставил в покое ползунки и кнопки. Кое-кто из толпы тоже кричит "давай, давай". Вот так и началась, как выразился обербургомистр Ханс Айхель, "интересная и увлекательная всреча с Советским Союзом".

Душный, предгрозовой воздух. Перезвон церковных колоколов сливается с голосом ведущей, бодро вещающей: "Первый чисто советский музыкальный фестиваль под открытым небом в ФРГ" – дин-дон... "Отсюда ведут трансляцию четыре телестанции..." – дин-дон...

Все как обычно. Закусочные и пивные ларьки – как грибы на лужайке, панк-семьи с хозяйственными сумками на колесиках и бутылками вина, меломаны, просто прохожие... Ничто не говорит о сверхзначимости этого большого представления под свободным западным небом. Незаметно В. Веселкин из "Аукциона" направляется в мужской передвижной туалет, в тридцати метрах от которого на небольшом кемпинговом столике продают его романтические фото и всякую советскую рок-атрибутику. Погруженный в себя, улыбающийся руководитель "Популярной Механики" Сергей Курехин кружит по сцене. Все вроде симпатично – и одновременно разочаровывает: рассчитывали на 40 тысяч зрителей... Правда, любезная пресс-атташе полагает, что в течение ночи должно собраться около 20 тысяч...

Кассельский проект поставил перед собой грандиозные и честолюбивые цели: "Встречи с Советским Союзом" с апреля по декабрь 1990 года. Уже в мае 1990 г. они вышли на уровень регионального партнерства. Пять пет перестройки – в 160 представлениях с участием свыше 1000 артистов. Стоимость проекта – 3,5-4 миллиона марок. Одна треть за счет СССР, остальное возьмет на себя Федеральное правительство и правительство земли Северный Гессен. Невероятно динамично стали развиваться партнерские связи Касселя с Ярославлем, скрепленные печатями в январе 1989 года, уже в мае 1990 выведя их на уровень регионального партнерства. Речь идет, по словам Айхеля, о создании "Европейского дома"...

Свобода тела

АукцЫон А тем временем "Нау" своими "спасибо" и "давай, давай" заполняет паузы между песнями. Если послушать внимательно, то окажется, что в европейском культурном небоскребе уже создан советский этаж. Красиво звучат, немножко гладко, но не хуже английских гитарных групп. Тексты перенасыщены символами, их, к сожалению, нельзя помять, однако и это напоминает англосакские образы.

"А нет ли групп с более выраженной "русскостью"?" – "Нет", – полагает Путц Энгельхардт, координатор Фестиваля, прослушавший бесчисленное множество записей и групп: "Ужасные вещи, все западные копии". Вряд ли стоит жаловаться, когда на слуху своя собственная немецкая система копирования – а "серпа и молота" все ж могло быть погуще.

"Дождь идет. Это хорошо". Дождь пришел вместе с "Аукционом". Сильный летний ливень, как в русских фильмах. Под струями группа сыграла пару композиций, но потом, промокнув насквозь, сдалась. Музыкальная драматургия, замысловатая бедность костюмов, отсутствие стиля и хаотичная балаганность – вот вам "Аукцион". Не просто чередование отдельных номеров, которые можно возобновить после перерыва. Захватывают хладнокровно, но решительно. И мы ждем...

В любом случае Кассельская инициатива заслуживает одобрения. Театр, литература, фильмы, политика Гласности-Ради-Гласности. Мы видим Советский Союз, Советский Союз видит себя – и может по сообщениям из Касселя разобраться в себе лучше.

А может, мы слишком многого ждем и подходим с неверными мерками: облака искусственного тумана, астматически задуваемые под занавес, это что, выражение, русской эстетики или просто дилетанство? Авангард группы "ЛЭМ" из Ленинграда с костюмами из противогазов, велосипедных шин /Модель "Вьетнам"/ и униформами с глубоким декольте; много голого тела и нижнего белья – такой критически-идеологический коктейль. "Да здравствует свобода!" – кричит руководитель "ЛЭМ"а.

Концепция идиотизма

Советскому авангарду приходится туго. То, что в Ленинграде недавно еще воспринималось как проявление революционности, на западной сцене критикуется с позиций эстетики и профессионализма. Провокационность и шоковый эффект выглядят в Касселе неожиданно плоско и дешево. Возможно, этот пресный вкус возникает из-за того, что все встречи с Совестким Союзом, все проекты, как бы хорошо ни задумавались и какими бы важными ни казались, несут на себе печать западной политической благосклонности.

Мы находим положительным то, что происходит там, поддерживаем и надеемся /вместе с бургомистром/, что "новая совесткая рок-музыка в процессе перестройки является таким же двигателем, как первые шаги поп-музыки для молодежных движений в шестидесятые годы у нас".

Поп-меховский "Полковник" в очках и бородкой обмакивает прутья в ведро с водой и сечет ими музыкантов. Как в замедленной съемке, он катается по сцене с окровавленными "революционерами". А тем временем музыка мечется между ресторанным джазом, хаотическим классицизмом и бесконечными гитарными импровизациями. "Концепция идиотизма" – так Курехин обозначает принцип "Популярной механики". И тут впервые становится ясно, что советский авангард не должен подавать себя ни как копию западных образцов, ни как слепок русских будней.

Насквозь промокшие кассельцы вдруг снова столпились у сцены. Текст невнятен. Это танец смерти политической и музыкальнойи стории в серьезно-исторической инсценировке мцдрого музыкального клоуна. Курехин никому не навязывается и не нуждается в заинтересованной благосклонности.

Тем временем уже заключено 40 договоров о партнерстве между городами ФРГ и Советского Союза И Кассель оценивает их вовсе не как рекламные мероприятия. Интенсивные контакты на всех уровнях, возможности местного самоуправления в противовес бюрократическому централизму верхов, первое совместное предприятие – Кассель выбирает и представляет. А Ярославль тем временем ждет встречи с ФРГ: "ДАВАЙ НЕМЕЦКИЙ РОК".

DIE ZEIT. Nr. 28-6.1990.


1990 год. Последние ласки... Все статьи 1990 года 1990 год. Наутилус Помпилиус Князь ти...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей