Света Лосева. Фото автора. «Fuzz» №3, март 1997 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2017 г.
Вячеслав Бутусов: право имею... Годик начался по ударному — один уехал на полтора месяца в Индию и Непал, другой объявил, что, мол, на год в деревню и притом немедленно, а третий распустил давно и прочно вросший в души населения своими песнями Наутилус Помпилиус и записал свой первый не НАУТИЛУСОВСКИЙ альбом. Собственно, когда Бутусов еще только собирался уезжать в Англию для записи нового альбома, не было никакой спец. задачи записать его без НАУ. Ему просто "хотелось сделать это без лишних заморочек, так, чтобы работа над ним не превратилась в рутину". В принципе, за последние несколько лет я первый раз после записи очередного альбома увидела Бутусова абсолютно довольного новой работой, не вымучивающего слова о еще новом, но уже ему поднадоевшем, к чему я уже привыкла:
"Я первый раз в жизни работал с продюсером, а в особенности с таким. Чтобы лучше понять, кто такой Билл Нельсон, лучше взять последний "Джайнт", который вышел в 96-м году, и там, между BEATLES еще кем-то, есть отдельная статья "Билл Нельсон". Если не знать английскую музыку того времени, а мы же её не всю знаем, то масштабы сложно оценить. На этом трамплине он и сделал себе карьеру, в Англии он человек достаточно популярный. Сейчас занимается в основном продюсированием и такими творческими проектами, как с Роджером Ино. Я написал всю музыку, Илья Кормильцев — все тексты. А Билл Нельсон аранжировал, дополнил и довел до ума, именно как продюсер. Для меня он выступал как независимый эксперт, которому можно довериться абсолютно спокойно, т. к. он ни чьи интересы не защищает и, в том числе, в тех случаях, когда возникают конфликты. Последние полмесяца я сидел на диване в студии и читал подаренную мне Борей Гребенщиковым Агату Кристи, и совершенно спокойно при этом себя чувствовал."
Нужно сказать, что сам альбом уже готов и вот-вот выйдет на отпочковавшийся от "Арех"а "Dаna Music". Оформление многостраничное и для механического прочтения, не говоря уж об осмыслении, требует времени раз в пять больше, чем само прослушивание альбома. Его автором является С. де Рокамболь, заявленный на обложке как Лис Идущий Сверхземным Дао-Путем. Само оформление выглядит очень изящно, но сестрой его таланта краткость не является.
В буклете к альбому подробно рассказывается о том, кто такие яблокитайцы с упоминанием трактата "О полезности бесполезного и бесполезности полезного". Само же название выплыло из отягощенного знанием всех тех богатств, которые выработало человечество Ильи Кормильцева. Он поведал Бутусову, что апельсины в переводе то ли с фламандского, то ли еще с какого — это китайские яблоки. Исходя из этого архитектурно обученный Слава сконструировал "Яблокитай" и настоял на этом названии. Справедливости ради нужно сказать, что и про апельсины и про китайцев в альбоме есть.
Отдельно хочется упомянуть еще одного участника этой работы — всем с детства известного и настолько же загадочного вокалиста по имени Сироб Вокищенберг, участие которого само по себе сюрприз. Особенно как бэк-вокалисту, кем он бывает редко, ему удалась песня "Сладкий Вампир", чувствуется, что он поет с глубинным осмыслением текста и обо всем знает не понаслышке, а из собственного опыта. По искренности это чем-то напоминает "Я — Змея" Б.Г.
Не стоит искать в этом альбоме то, чего в нем нет. Уже сам звук, его чисто музыкальный уровень во многом является ответом на вопросы: зачем? и почему? Да, он не предполагает хорового исполнения в застолье, и отлично. Но в нем много хорошей, прекрасно записанной музыки. А именно ее сейчас не хватает, собственно, всегда не хватало. И Бутусова есть, с чем поздравить. Мне нравились многие песни из последних альбомов НАУ, но в этих альбомах не особенно присутствовала цельность, во всяком случае, такой не было.
Сейчас у Вячеслава Бутусова новый проект, и осуществляет он его с Юрием Каспаряном, недавно выпустившим свой сольный альбом. И все же старые привязанности — вещь сильная и не смогла я удержаться от вопроса: Применимо ли слово "навсегда" к ситуации, которая сложилась с НАУТИЛУСОМ?
Вячеслав: "Навсегда? Я лично считаю, что дальше смысла нет всё это продолжать. Потому что было несколько ипостасей у этой группы. Я не буду говорить, плохая она или хорошая. У меня с ней связаны определенные переживания, и поэтому для меня все-таки этот период чего-то значит. Я очень благодарен вообще всему тому, что было. Но это все-таки шестнадцать лет. Когда посмотрел на эту дату, подумал, что, в принципе, вполне достаточно. У Кобо Абэ, знаешь, есть образ жука, который собственные экскременты ел, крутился вокруг своей оси, и ему больше ничего не надо было... Смысла лично я никакого не вижу продолжать так жить. Кроме того, мне очень не нравится гастролировать в таких условиях тошных. В принципе, вся эта система, когда ты должен ехать на перелопачивание, как на картошку, по нашей Великой и необъятной Родине — это очень скучное занятие.
Во-первых, я — не турист по натуре. Во-вторых — я не такого типа человек как, например. Костя. (Кинчев — С. Л.) Он кайф ловит от концертов и правильно делает. Я — не могу. У меня другая природа, другой темперамент и другая система переживаний. Тут нужно быть человеком, достаточно приспособленным в природном смысле, иначе всю жизнь будешь мучиться. И потом, шестнадцать-то лет я этим отзанимался. Я имею право попросить у общества отпустить меня в другую сферу службы (смеется).
Думаю, что больше пользы будет, если я буду заниматься какими-то другими творческими проектами. А так я все время смотрю в календарь, где отмечено черными кружочками время концертной деятельности, когда носишься с этими кофрами от гитар по вокзалам... Можно много найти возможностей самореализации. И этот проект ("Яблокитай" — С. Л.) для меня является как бы переходным к полной творческой свободе, скажем так, пафосно."
Свобода есть свобода, ее не купишь, но и продать сложно. Ею можно только упиваться, или упеваться, не знаю, как правильнее. Первый ее результат есть, и он радует даже самого Бутусова, что, поверьте, бывает не так часто.
Не могу удержаться и не рассказать вам анекдот от Бутусова, уж больно он эпиграфичен:
Новый русский приходит в туристическую фирму и говорит:
— Хочу как-то отдохнуть, сменить обстановку, устал от всего...
— Знаете, у нас есть замечательная туристическая путевка по дешевке в Африку — сафари на джипах, отстреливаете этих козлов прямо из джипа...
— Я же сказал, что хочу поменять обстановку.