Материал подготовил О. Пшеничный, фото А. Шишкина. «Комсомольская правда», 23 марта 1991 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2015 г.
Руки прочь от Латвии и Кремля, Светланы Горячевой и Бориса Ельцина, Татьяны Митковой и Игоря Кириллова, рок-фэнов и памятников и всех прочих жертв тоталитаризма, демократии, радикализма, консерватизма, разгула гласности и цензуры!
Добрее надо быть...
Светлане Петровне Горячевой, как сообщила "Правда", звонят по телефону неизвестные и угрожают скорой расправой.
Один угнанный самолет в неделю — такая же норма, как и талонная колбаса.
Стрельба в Вильнюсе.
Убит редактор-коммунист.
Повышение цен и надувательство с компенсацией.
Листовки, угрожающие лично каждому гражданской войной, если не то скажешь на референдуме.
Террор прессы, террор мафии, террор масскультуры... Прежние романтики-бомбометатели попали в компанию, в которой не поняли бы ровным счетом ничего. Сегодня уже трудно установить, "кто первым начал". Ясно одно: действие рождает противодействие, и пока террор — экономический, социальный, политический — остается средством самовыражения граждан, самолеты будут неуклонно угоняться, бомбы — взрываться, пули — свистеть, очереди за колбасой, где каждый терроризирует каждого, — звереть, а покой — только сниться.
Рок, конечно, не самое сильное средство от этого. Но и не самое плохое. Тем более что все чаще борьба с террором оборачивается тем же терроризмом.
А. Косульников
Сейчас многие говорят о политике — мне бы не хотелось этого делать. Мы хотим просто выйти на сцену и сыграть для людей, которые заплатят деньги, а деньги отдать тем, кто пострадал от этого самого террора. Просто помочь людям, и все.
Террор многолик. Зайдите в любой магазин — там полно террористов.
Каждый из нас сталкивался с насилием. Однажды на гастролях, в Иркутске, я не поладил с администратором гостиницы. А у нее зять — большой начальник. Она взяла и сдала меня в милицию, а там уже протокол пишут: будешь, говорят, сидеть шесть лет. Ничего себе! Я хитрил-хитрил, уламывал их — а ведь ни в чем не виновен был. Пришлось денег дать. Тогда отпустили.
Конечно, мы чувствуем, что наша акция в традициях того, что делали западные музыканты, — но хватит уж смотреть на Запад. Мы и сами с усами.
Наш гитарист, Володя Бегунов, сразу после армии служил в милиции. Но никто и никогда ни в рок-клубе, ни среди наших знакомых слова плохого о нем не сказал — он же не вязал никого, не дубасил дубинкой... Да все просто знают, что он порядочный человек. Нельзя же про всех, кто стоит в винной очереди, сказать, что они алкоголики. Так же и люди в форме.
На концертах они просто не знают, как себя вести. Вот Бегунов рассказывает: получена установка на подавление массовых беспорядков. То есть концерт рассматривается как форма массового беспорядка, который надо подавить. И никто никогда не учит их, как вести себя на концерте. А мальчишки — они, как волчата, живут по законам стаи. Стоит одного задеть — вот уже и весь зал гудит: нашего дубинкой побили!
1978 г. Запрещен советско-американский рок-фестиваль, который должен был состояться 4 июля на Дворцовой площади и на который должны были приехать Карлос Сантана, Джоан Баэз и Бич Бойз.
1980 г., весна. Сразу после выступления на Тбилисском рок-фестивале группа "Аквариум" лишается базы для репетиций и аппаратуры, а Борис Гребенщиков — работы.
1982 г., март. После гневного письма-доноса из отдела культуры Архангельского облисполкома о "хулиганстве на сцене" решением совета Ленинградского рок-клуба группа "Аквариум" лишается права на легальные выступления сроком на один год.
1983 г. Принята инструкция министра культуры СССР, согласно которой все профессиональные и любительские музыканты обязаны 80% концертного репертуара составить только из песен, написанных членами Союза композиторов. Как писал в книге "Рок в СССР" Артем Троицкий, самым молодым в Союзе тогда был Давид Тухманов, принятый туда в 1973 году. С тех пор Союз композиторов не принимал в свои ряды новых членов, и средний возраст потенциальных авторов эстрадных песен, таким образом, был равен 60 годам.
1983 г. При попытке перейти границу СССР арестованы и преданы суду два члена ленинградской группы "Трубный зов", исполнявшей религиозную музыку.
1983 г., сентябрь. Арестован и помещен в следственный изолятор Алексей Романов, лидер группы "Воскресенье". Он обвинен в частнопредпринимательской деятельности с использованием государственных средств. Алексей провел в Бутырской тюрьме девять месяцев, у него было конфисковано имущество и взыскано шесть тысяч рублей. После смерти Черненко осужден условно и освобожден.
1983 г. На беседе в Уфимском КГБ Юрию Шевчуку предлагают дать подписку о том, что он "никогда не будет больше исполнять, записывать и сочинять своих песен". Шевчук подписку дать отказался.
1984 г., весна. В "культурных" и идеологических инстанциях получили хождение анонимные "черные списки" групп, чьи записи "не рекомендованы" к исполнению, трансляции и распространению. Как разъяснялось, списки не были официальными. Но дискотеки, включавшие в программу записи "Зоопарка", "Аквариума", любых других рок-групп, имели вполне официальные неприятности. Как предполагает публицист В. Голованов, автором идеи являлся инспектор управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР тов. Зубов. Во всяком случае, в беседе с Головановым Зубов делился идеями о необходимости строгой регламентации всей музыкальной продукции, звучащей где бы то ни было: в фойе кинотеатров, на туристических теплоходах, самолетах и пр.
1984 г., март. После разгона одного из концертов "Браво" у группы конфискована аппаратура. Чуть позже Ива Андерс (Жанна Агузарова) арестована по обвинению в подделке документов, помещена в КПЗ, спецприемник, психбольницу и выслана из Москвы в Сибирь.
1986 г., июнь. На четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба группа "Телевизор" исполняет песню "Выйти из-под контроля" без специального разрешения куратора от Дома самодеятельного творчества, как было "положено". Это было одно из первых открытых нарушений правил о так называемой "литовке". Скандал с "Телевизором" получил неожиданно широкую огласку в рок-музыкальных кругах, после чего музыканты стали все чаще исполнять незалитованные песни не только на подпольных, но и на "официальных концертах". Сейчас понятие "литовки" практически забыто.
1986-1988 гг. На всех московских рок-концертах появляются организованные агрессивные группы так называемых "люберов", избивающие рок-фэнов. Московская милиция замечена в организации и провоцировании этих драк и избиений.
1989-1991 гг. О новейшей истории рок-н-ролла читайте подшивки "Комсомольской Правды" (рубрики "33 и 1/3", "Рок-рейтинг "КП" и "Трудовые будни рок-н-ролла").
Достигнута договоренность об участии в фестивале грузинских гостей, а именно группы "Мцыри". Как уже сообщалось, в акции участвует делегация из Литвы. Однако вместо группы "Катедра" выступает группа "Бикс".
Продолжается аккредитация журналистов. Уже аккредитовалось около 70 теле-, радио— и газетных корреспондентов, в том числе из Эстонии, Молдовы, Узбекистана, Казахстана, Украины, Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока, иностранных агентств и изданий.
Для тех, кто еще не успел аккредитоваться, сообщаем: пресс-центр принимает заявки по телефону в рабочие дни недели с 16 до 21 часа по телефону 257-27-10. Прием заявок заканчивается 3 апреля. Последний день получения аккредитационных карточек: 5 апреля. Гостиничные ресурсы фестиваля почти исчерпаны, и размещение в гостинице не гарантируется.
Бригада С, Аукцыон, Алиса, Ва-Банк, Наутилус Помпилиус, АВИА, DDT, Cross Roads, ЧайФ, Нюанс в акции "Рок против террора", которая организована по инициативе группы "Бригада С" и состоится 6 апреля в 14:00 во Дворце спорта "Крылья Советов". Продолжительность концерта — 8 часов. Во время акции, кроме выступления групп — показ сюжетов из архива "Взгляда", продажа атрибутики фестиваля (футболки, значки и т.д.).
Билеты в кассах Дворца. По поводу коллективных заявок, справок и заявок на атрибутику звонить 145-88-43. Обеспечение звука и света — фирма "Ормон". Спонсоры фестиваля — внешнеэкономическая ассоциация "ИСТОК" и "ТРАНСЭКСПОБАНК" (банк содействия экологии, культуре и решению социальных проблем). Заявки от спонсоров принимаются до 3 апреля, реклама в "ВиДе", нашей газете и во время акции — гарантирована.
Вся прибыль фестиваля будет передана семьям погибших во время трагических событий 1991 года в Прибалтике и Закавказье.