Русский рок-н-ролл

Александр Малькевич. 1995 г.
Сканы предоставил: Иван Киреев, г. Красногорск. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2015 г.


скорее мёртв, чем жив, а мы всё ещё живём воспоминаниями о его былой безрассудности. Это тоже "высокая мода".


Юрий Шевчук - ДДТЮрий Шевчук
«ДДТ»
В наше время стало хорошим тоном любить рок-музыку. Конечно — ведь это так модно! К тому же отвечает потребности любить серьёзную музыку. А что может быть серьёзней нашего мрачного и угрюмого рок-н-ролла? Рок в большой цене и у обычных меломанов, считающих его единственной альтернативой всеобщему засилью "попсы". Парадоксальность ситуации заключается в том. что "рокеры" у многих фанов этого "чистого искусства" проходят как "попса позорная", отмеченные клеймом "отступников" и предателей светлых рок-идеалов. Что же есть на самом деле?

В последнее время стили и направления отечественной музыки смешались самым недопустимым образом. Обилие коммерческих радиостанций подвергло нас невыносимому штурму хитами самой разной "окраски". Поди попробуй разберись, кто что несет и к какому стилю всё это отнести. Так и назовешь невзначай какого-нибудь поп-исполнителя "рокером", а рок-звезду — эстрадным "попсоманом". Кто подскажет критерии, с помощью которых можно безошибочно определить "who is who".

Тревожные мысли закрадываются в голову — может и нет больше славного отечественного рока? Может, капитулировал он во времена платных телеэфиров и долларовых "промоушенов"? "Красная волна" схлынула, социальность тематики ушла на двадцать третий план — где же наши старые и особенно новые кумиры? Кто-то, того и гляди, умер в тёмных и мрачных подвалах, а кто-то — ушел на большую поп-сцену. Где же наш славный, великий и могучий русский рок, и что же с ним такое приключилось?— спросил я себя и быстро получил самый безрадостный ответ.

Когда-то само понятие "русский рок" было сродни божественному наскальному начертанию. Некое словосочетание, будоражащее умы меломанов и критиков, поедающих свой хлеб в результате "правильных" статей об этой непонятной и расплывчатой субстанции. Примерно тогда же этот "продукт" стал предметом изучения и тщательного анализа. А сейчас и анализировать ничего не надо — пациент "скорее мертв, чем жив"...

Широкая река поп-мейнстрима теперь течет и у нас

Наутилус ПомпилиусНаутилус Безвозвратно ушли благостные времена для всех желающих подискутировать на тему "жив ли русский рок?". Действительно, но так давно всё было предельно просто: вот рокеры, они бедные, хорошие и работают "вживую". А вот "попсовики", богатые, поющие под "фанеру" — они плохие. 1993-й год стал в чём-то переломным для определения нынешнего положения отечественных рокеров.

Россия неконец-то вплошую подошла к нормальной западной ситуации объединения лучших рок— и поп-команд в одну большую поп-культуру. И здесь не нужно изобретать велосипед, поп-арт — это искусство, популярное у народа. Boт и всё. За бортом обширного пласта поп-арта остались настоящие рокеры — приверженцы андеграунда и представители эстрадно-кабацкого направления, чей удел — сочинения ресторанного стандарта для их последующею исполнения в небольших кабаках для "новых русских".

Человек, склонный к математике и построению графиков, может быстро расположить эти три лагеря относительно друг друга: в центре находится "популярная культура", слева — "рокеры", справа — "эстрадники". Подобная ситуация интересна ещё и тем, что любой исполнитель, находящийся "слева" или "справа" может передвигаться в центр и наоборот.

За примерами далеко ходить не надо, Достаточно лохматому исполнителю грандж-музыки сочинить пару мощных хитов, за счёт которых он начнет собирать большие залы — и он готовый кандидат в члены поп-сообщества. Излишне говорить, что по окончании цикла своей "спешной раскрутки" этот гранджевик имеет все шансы вернуться обратно в родимые подвалы. То же самое и с "правым крылом". Подобный расклад сил верен для Запада и постепенно начинает приживаться у нас.

Вместе с тем мы продолжаем оценивать любого исполнителя по старинке: рок или "попса". Что ж. в последнее время "рок" стал таким расплывчатым понятием, что под него попадает практически любая группа, способная сыграть (и играющая) "вживую" во всех отношениях. В свою очередь все такие рок-коллективы мы можем вновь разбить на три части: андеграунд, официально-эстрадный рок и "клубные группы".

Творческая нищета как символ полной свободы

Господство "клубной культуры" можно оценить двояко. С одной стороны, это попытка найти "золотую середину" между непримиримыми лагерями "музыкальных антагонистов". С другой — слишком много времени должно пройти для того, чтобы у нас оформился мощный пласт "музыки для души и сердца". Пока — в силу "бракоразводных процессов" в поисках своего места под солнцем — у нас произошла постепенная ликвидация музыки для души. Дело даже не в ней. Отличительной чертой современного рока (или рока наших дней — называйте как угодно), стала музыкальная бедность наших исполнителей. Основная особенность этой "творческой нищеты" — невозможность наших "звёзд" создать мелодии, которые смогли бы достойно проиллюстрировать интересный и сильный текст.

В свое время я писал о кризисе питерского рока. Тогда ортодоксы ответили мне, что никогда ещё наш город не видел такой свободы самовыражения. Подумать только — сейчас на пластиночных заводах не осталось худсоветов, и любая группа сейчас в состоянии выпустить свой альбом сама и безо всякой цензуры. Браво!

К сожалению, такая свобода не снимает главных вопросов. От такой раскрепощённости, увы, нисколько не изменится общий низкий уровень текста, музыки, аранжировки, вокала, исполнения, записи и производства — вот сколько "подводных камней" у доморощенного самовыражения. Очень сложно сейчас найти группу, которая смогла бы по всем этим параметрам засчитать себе "плюсик". Но есть и другой "камешек" — группа, самостоятельно выпустившая свой альбом, не должна надеться на то, что его кто-то купит. Выпускать нынче можно все, что угодно — весь вопрос в том, для кого?

Те, кто этого не понимает, продолжают заниматься творчеством дле себя самого и собственного успокоения, умиротворяя личные (и не всегда творческие) амбиции.

"Сам себе режиссер" — музыкант и зритель

АлисаАлиса Запоздалую руку помощи артистам протянули фирмы грамзаписи в ниде целенаправленного promotion'а дисков. Конечно, музыкантам (рокерам, в частности) легче и приятней заниматься только музыкой в то время, когда их "продукцию" раскручивают другие. Увы, складывается ощущение, что подобный promotion несколько запоздал. Нынешние пластинки наших рокеров, как правило, на порядок слабее выпущенных ими же год-два назад нераскрученных (!) альбомов. В начале 80-х годов в лучших традициях масс-культуры записали свои программы и "ДДТ"; ("Актриса весна"), и "Алиса" ("Для тех, кто свалился с Луны", и "Чайф" ("Дети гор"), и "Агата Кристи" ("Позорная звезда"), и даже отчасти "Наутилус" в гитарном составе ("Чужая земля"). Эх, если бы этим дискам да западную раскрутку с клипами, эфирами, промо-турами!

Ничего не случилось и большинство разочаровавшихся вернулссь к тому, с чего они и начинали. И — парадокс — пришло время и фирмы грамзаписи стали "крутить" именно новые альбомы, которые, в основном, рассчитаны на фанов этих групп, а не на широкий слой покупателей (это относится к новым программам "ДДТ" и "Алисы").

Но и это не все в мрачной картине "рок-самиздата". Многие рок-звезды артачатся, отказываясь от подобной "продажи". Видимо, насмотревшись популярной телепередачи "Сам себе режиссёр", наши звёзды решили, что смогут сами неплохо себя "спродюсировать". Одна за другой стали возникать собственные "конторы" какой-то группы, которая стала сама по себе записывать и продавать. Результат — опять пострадала публика и эта самая группа. Песни независимых" исчезли с ТВ и радио (денег-то на бесчисленные "проплаты" нет!), диски продают плохо (высокая цена!). В результате музыканты и хиты просто исчезают "со слуха". Такое уж сейчас время, что кому-то, а продаваться приходится. Или просто необходимо примкнуть к какому-нибудь лагерю. Иначе рокерам не выстоять.

И хочется "продаться, да "грехи не пускают

Но это, так сказать, закулисная сторона рок-шоубизнеса. Многие же из нас живут воспоминаниями о роке недавней давности. Собравшись в тесной компании друзой, мы можем часами говорить о сумасбродстве "истинного рока", о непредсказуемости и веселой мощи рок-н-ролла. Увы, сегодня это всё больше относится к мифам и полузабытой истории. Засилье одних и тех же лиц ни к чему хорошему привести просто но может. Что же до "музыкальной молодёжи", то неверие в возможность "выстрелить" приводит к тому, что ребята или начинают играть для себя, либо пытаются пробить публику какими-то "фокусами", имеющими к музыке весьма отдалённое отношение. А ведь так приятно вместо утробных воплей и нарочито грязной игры услышать оригинальную красивую музыку. Что ж, какое время, такие и песни.

В возможности "счастливого исхода" разуверились и многие звёзды "второго эшелона". Где нет веры и надежды, там начинается любовь. А скорее — взаимная страсть музыканта и его поклонников. Об этом можно писать отдельные книги — о том, как поток фанов, проникающих в гримёрку "звёзд",провоцирует их на пьянство.

Если ведущие рок-звезд еще держат дистанцию поклонник-музыкант, то менее удачливым их коллегам по "рок-цеху" терять уже нечего. Как может быть так, чтобы певец, музыкант, звезда настолько сближался с тусовкой, вливался в неё. что позволял себя хлопать по спине и т.д. своим фанам. Если нет чёткой дистанции, музыканта перестают уважать. Фанам-то хорошо — будет что рассказать друзьям: "Вчера, дескать, бухал с таким-то...", а музыканты из-за этого спиваются. Надо уметь ставить себе планку, поднимать цену, чтобы тебя ценили так высоко, сколько ты стоишь.

После всего вышеперечисленного посчитайте: неверие в свои силы, амбиции, невозможность раскрутиться, алкоголизм и подспудное ощущение того, что птица музыкального творчества" вырывается у тебя из рук. Хочется "продаться", да грехи не пускают — или ты уже не нужен, или просто боишься пойти на такой шаг (мол, фаны не поймут ).

Высшая лига рок-н-ролла в сезоне 1994-95 гг.

Константин Кинчев - АлисаКонстантин Кинчев, «Алиса» Но фаны, как мне кажется, не поймут совсем другого — куда и почему исчезают их прежние кумиры? А ведь ещё полгода — и рок звёзд первой величины в России практически не останется. До недавнего времени оценивать расстановку сил было сравнительно несложно. Существовала "Большая пятерка" рок-н-рола в составе "ДДТ", "Наутилуса", "Алисы". "Бригады-С" и "Чайфа". "Аквариум" находился на особом положении "легенды", а "Агата Кристи" была кандидатом на попадание в высшую лигу". Нынче из-за всевозможных пертурбаций все имеющиеся в наличии рок-группы можно разделить на три эшелона: "монстры" (способные собрать большие залы не только в музыкальных столицах), "клубные группы" (разной степени "клубности" — от кумиров ночных заведений до идолов полуподвальной тусовки) и "молодёжь". В "высшей лиге" рок-монстров сейчас способны выступить только "ДДТ". "Наутилус", "Алиса", "Аквариум", "Чайф", "Агата Кристи" и, отчасти, Сергей Галанин со своей "Серьгой". И, как ни крути, сюда же можно отнести и "Браво", музыка которых в новом альбоме "Дорога в облака" значительно потяжелела и стала "роком" в изначальном смысле стою слова. Легендарная "Машина Времени" тоже "монстр", но в её способности собирать аншлаговые залы по России можно усомниться. Да и самим музыкантам это не очень-то нужно — их можно считать самой дорогой "клубной группой" нашего отечества. В непонятней ситуации оказался новосибирский "Калинов мост", самобытная музыка которого одинаково не приспособлена как для "тысячников", так и для клубов (впрочем, в них "КМ" и так не выступает).

Рок — это еще и музыка

Сергей Паращук - НЭПСергей Паращук
«НЭП»
До недавнего времени "рок-группой №1" в России считалась пигерская команда "ДДТ". Вряд ли кто-либо ещё из музыкантов может похвастаться такой любовью масс-медиа, как коллектив Юрия Шевчука. Действительно, по оценке рок-ортодоксов, группа себя ничем не замарала — не участвовала в песенных марафонах, сборных "солянках" вместе с поп-артистами, не выступала в ночных клубах, не была гостем популярных "платных" ТВ-передач. Да и выступает редко, намеренно подогревая этим интерес к себе. В общем, настоящее знамя — символ стойкости и живучести подлинных рок-идеалов. Огромный интерес вызывала её показная "непродажность" — свои пластинки группа выпускала сама, концерты устраивала также "своими руками" и ни от кого не хотела зависеть. Апофеозом такой "независимости" и стало желание играть "некоммерческую" музыку, что само по себе — полная чушь, ибо в любом творчестве есть своя доля коммерции. Лучше заранее в этом честно признаться и не вводить в заблуждение зрителей и слушателей.

"ДДТ" пытались резко уйти от коммерческих стандартов в своей музыке — все новые песни выдержаны в стиле жёсткого гитарного рок-н-ролла. Нельзя не приветствовать стремление "дэ-дэ-тэшников" играть музыку, далекую от попсовых "ум-ца-ца", но расставание с Её Величеством Мелодией тяжело отразилось на новых композициях. Все новые песни "ДДТ" я бы условно разделил не две группы: протяжные "многоминутные" баллады на "историческую" тему и резкие "роковые" боевики, и то, и другое разочаровало.

Вся беда о том. что за прошедший год Шевчук взвалил на себя слишком много обязанностей — поэта, композитора, аранжировщика, вокалиста, гитариста к перкуссиониста (!). Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что особенно ярким мелодистом Шевчук никогда не был. С уходом из группы талантливого Андрея Муратова аранжировки и мелодии "ДДТ" практически умерли.

Сергей Чиграков - ЧижСергей Чиграков, «Чиж» Хочется надеяться, что музыканты "ДДТ" сами понимают риск, на который они идут, новые концерты группы вполне могут стать "лакмусовой бумажкой", которая проверит интерес публики к коллективу, кто знает, может быть, зрителей сейчас действительно волнуют боль и отчаяние, грусть и тоска, о которых кричит в своих новых песнях Юрий Шевчук. Это безумно искренне, но нужно ли это сейчас "широкому зрителю"? Кто-то может сказать, что необязательно "работать на ширпотреб" — но зачем тогда выступать в Таких Залах, как раз и рассчитанных на "массовое потребление"? По свидетельству "летописцев", многих зрителей разочаровала невозможность "догнать" ход мыслей Шевчука, невозможность освоить огромный поток информации. Но музыка сама по себе способна нести в себе информацию. Если этого нет, а всё заложено только о тексте, тогда это и называется по-иному. Почему бы Шевчуку не выпустить сборник своих стихотворений, в которых он и высказался бы. Песня, как ни крути, создана немного для другого.

На взгляд многих зрителей, почти все новые песни Шевчука и К° страдают именно текстуальной перегруженностью. Все они слишком глобальны и сложны, и уже поэтому их сложно разучить фанатам. Было и ещё одно нововведение: на премьере программы Шевчук попробовал представить настоящее театрализованное рок-действо, спектакль со своими песнями. В перерывах между ними он читал стихи, словно возвращая нас в далекий 1969 год, когда нечто подобное творил в Америке Джим Мориссон.

Но в России это гораздо сложнее воспринимать. У Мориссона был другой имидж, нежели у Шевчука (Джим был бунтарь и outlow), но он был моложе более чем на десять лет, да и вел себя по-иному. А Юрий Шевчук в образе шамана с большим бубном лично мне показался неубедительным. Наверное, потому что в шаманство нельзя играть (а тем более, на сцене), этим нужно жить и это нужно чувствовать. Если этого нет, тогда и все представление выглядит очень фальшиво.

Особенно все эти мелочи портят впечатление от концерта , когда в глаза бросается пафос исполнения. Оно и понятно: на сцене супер-группа. По-видимому, лидер "ДДТ" еще не понял, что пафос старых песен совсем не вяжется с нынешней стилистикой его коллектива. Народ приходит посмотреть на "ДДТ", а получает крепкую и мощную "хардовую банду" почти западного образца.

Рок "высшей пробы": движение по кольцевой

Юрий Шевчук - ДДТЮрий Шевчук, «ДДТ» Дело не только в "ДДТ". Эту группу пришлось подвергнуть тщательному разбору только потому, что на сегодняшний день этот коллектив считается лидером российского рока. Только и всего. Глобальная проблема русского рок-н-ролла заключается в том, что это музыка на сегодняшний день не способна стать откровением.

Судите сами — "ДДТ" решили вертеться по спирали, плавно возвращаясь к той музыке, с которой эта группа и начинала свое триумфальное шествие. "Наутилус" — наоборот, стал работать в "попсе", записав свой последний альбом "Титаник" в поп-стилистике. Но и переход в иной стан не спас группу — по последним песням видно, насколько трудно давалось их сочинение. Дело здесь даже не в текстах, а в музыке.

Запоминающихся, ярких мелодий не осталось не только у "Нау", а почти у всех наших рок-лидеров. Это относится в полной мере и к "Алисе". Их предыдущая пластинка *Для тех, кто свалился с Луны" поражала ярким балладным мелодизмом, но от него и следа не осталось в новой работе Кинчева и К° "Чёрная метка". Налицо этакий вариант хард-гранджа с предельно скупыми мелодиями. Но "Алиса" всё равно симпатична хотя бы своей позицией. Кинчев не рядится в одежды благотворительности, не раз заявляя о том, что его группа живет только на деньги, получаемые от концертов. И они выступают. Все вместе. В отличие от тех же "ДДТ". лидер которых зачастую въезжает на акустические сольники один — с гитарой на пару.

Лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков, считавшийся до недавнего времени просто легендарной фигурой, ныне превратился в почти полубога. Но этому его положению не позавидуешь — он как бы всем известен, но вместе с тем, мало кому нужен в действительности. БГ сейчас больше походит на атрибут истории отечественного рок-н-ролла, пытающегося шокировать общество время от времени надуманно (и нарочито!) глупыми текстами и штампованными мелодиями.

С остальными рокерами первой величины всё обстоит примерно так же. Все они двигаются по накатанной дорожке и любую их новую песню достаточно легко просчитать. На самом деле, очень трудно понять, за счёт чего вообще держится та или иная наша звезда. В противовес "монстрам" "клубные группы" веселы, раскрепощены и вечно фонтанируют какими-то идеями. От звёзд "большой сцены" всего этого ожидать не приходится. Правы те, кто считает, что в ближайшие год-два вся наша музыкальная жизнь (и роковая, конечно тоже!) переместится в клубы. На больших площадках смогут выжить только исполнители без пафоса, а на сегодняшний день с большой натяжкой ими можно назвать "Алису" и "Агату Кристи".

"Ночные короли" склонны к рефлексии

2ва самолетаДва самолета Среди групп "второго эшелона" стоит выделить также две категории — музыкантов, играющих в традиционных "вечерних" рок-клубах. и звёзд престижных найт-клабов. Как это ни грустно, но к первой категории относится большинство питерских музыкантов, таких, как "НЭП", НОМ и "Аукцион", а также "Чиж" — Сергей Чиграков. Среди "королей ночи" выделяются "Два Самолёта", "Ногу Свело!", "Мегаполис", "Дубы-Колдуны" и "Квартал". Возможно, из-за того, что над ними не довлеет звездность, мешающая самокритично смотреть на собственное творчество. Может быть, их успех связан с общим стремлением слушателя к какой-то камерности.

Философы и люди, склонные к рефлексии, легко смогли бы найти объяснение этому. Возможно, причина здесь в отличительной черте нашего времени — желании самоизолироваться, укрыться где-либо, оставшись наедине с самим собой и своими проблемами. Да и дело, в общем-то, не в каких-то объяснениях. Наш рок-н-ролл переживает вполне понятные возрастные проблемы. В течение года-двух будет происходить замена кумиров на верхушке рок-Олимпа.

И это вполне нормально — группы, стремящиеся попасть "наверх", будут теснить пафосных кумиров, которые не способны создать ничего, кроме очередной поделки в "своем прежнем духе и стиле".

Что будет потом — неизвестно никому, может быть, развитие рока в России даст определённый виток и мы вернемся вновь к практике стадионных концертов. А может быть, всё так и останется на уровне клубов. Кто знает?

Говорить о развитии рок-музыки также не приходится. Новые имена могут появиться только в том обществе, где развита их селекция. На Западе подобное существует: там фирма может взять под своё крыло молодого артиста и "вести" его по жизни. Те же отличия свойственны и для телевидения, радио и прессы. На Западе пишут (и показывают) то, что интересно меломану, любая группа, привлекающая хоть чьё-то внимание, будет обласкана масс-медиа, причем "гиены пера" и "пираты ротационных машин" будут соревноваться между собой за право первым донести своему читателю (слушателю) эксклюзивную информацию об этом исполнителе.

А у нас? У нас всё решают только деньги.

Ностальгическое резюме

В России любая группа — будь то "попса" или рок— (вернее, её руководство-менеджмент), старается найти свою модель общения с прессой. Понятно, что эта абстрактная группа (как и любой исполнитель) всегда заинтересована в благожелательных рецензиях. Как их достичь? Представителям солидных и престижных изданий можно "дать денег", купив нужный тебе материал, а с "девочками" из малотиражек всегда можно рассчитаться парочкой билетов на концерт любимого коллектива. В таком случае даже не нужно просить о "хорошей" статье — наше подрастающее журналистское поколение по непонятным причинам робеет перед "авторитетами" на сцене. Они готовы написать что угодно, лишь бы быть допущенными "ко двору".

Есть и ещё одна проблема, объясняющая, почему у нас в России почти не ругают поп-музыкантов. Критика может существовать в свободном обществе, где нет понятия "крыши" у музыканта, когда его телохранители или "просто друзья" норовят разобраться с критиканом.

Сначала я хотел просто "покопаться" в нынешнем положении "рашен-рока", но не удержался и окатился в огульную критику. Конечно, получилось во многом сумбурно, но для глубокого анализа потребуется писать уже не статью, а целую книгу. Мне было проще оценить situation, так как я привык смотреть на наших кумиров только с позиции зрителя, но никак не друга. А делать имя на критических (и "ругательных") материалах мне не нужно — не модно это сейчас.

Кроме всего прочего, мы уже настолько привыкли жить по законам "купи-продай" в том же шоу-бизнесе, что забыли, для чего существует пресса. Во всяком случае, не для восхвалений. На то и созданы Богом газетчики, чтобы "кусать" тех, кто перестал чувствовать соответствие между своим творчеством и запросами публики. Критика всегда полезна, когда она конструктивна или идёт вразрез с "общим настроением".

Под конец я решил сам для себя уяснить причину растущей популярности "клубной музыки". И понял: на сегодняшний день все эти "ночные группы" — единственные, кто в той или иной степени пытается вложить душу в свои песни. Не в том плане, что они добросовестнее относятся к творчеству, нежели "звёзды" — нет. Просто они стараются петь о давно позабытом и очень далеком романтическом прошлом. А потому — привлекательном.

К сожалению, у нас больше почти нет музыки для души. Рок перестал быть частью нашего сознания, это уже не то, без чего трудно прожить, не тот сладостный наркотик, вдыхавший в нас силы. Рок — это всего лишь часть громадной индустрии развлечений.


1995 год. Слава Бутусов Колумб траурно... Все статьи 1995 года 1995 год. Человек без имени страсти ...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Обсуждение редких отечественных компакт-дисков