Ильдар Зиганшин, А. Прудникова. «Деловой квартал», г. Екатеринбург №9, 2002 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Фотографы Ильдар Зиганшин и Дмитрий Константинов подготовили свой ретроспективный проект для фестиваля «Старый новый рок». Посвященная легендарным временам уральского рока и Свердловского рок-клуба, экспозиция имела шумный успех в среде поклонников. Говорят, экспонаты удалось сохранить в полном объеме лишь благодаря усилиям охраны — попытки умыкнуть что-нибудь под шумок предпринимались неоднократно. Фотографии стали раритетами — как в силу их профессионального исполнения, так и благодаря изображенным на них личностям. На выставке, перебравшейся в Музей молодежи, в более спокойную обстановку, Ильдар Зиганшин признал себя первым имидж-мейкером музыкантов и поделился некоторыми секретами.— Ильдар, в последнее время вы занимаетесь дизайном глянцевых журналов, такими технически изощренными проектами, как «Каталонский сон». Снимаете видеоклипы, например: песня The way you do it группы «Фавориты Екатерины». Что заставило поднять архивы с фотографиями 15-20-летней давности, обратиться к «домашним» портретам 80-х годов?
— У меня уже накопилось много материалов на добротный профессиональный альбом и хотелось показать хотя бы часть из них. Рок-клуб в те годы — это особенное время и обстановка. Мощная тусовка, человек примерно триста, постоянно перемещалась в замкнутом треугольнике Москва — Питер — Екатеринбург. Со многими меня связывала личная дружба (с Вячеславом Бутусовым мы однокашники по Архитектурному институту), и я постоянно находился в центре событий, которые были адекватны моему внутреннему состоянию. В повседневной учебно-домашне-хозяйственной обстановке общения с друзьями-музыкантами у меня была мало кому доступная возможность посмотреть на них изнутри, в состоянии расслабления. И мне кажется, что фотографии ценны именно своим позитивным зарядом, жизненностью и ощущением невероятного удовольствия, с которым все это делалось.
— Фотографии очень разные: есть случайно пойманные кадры, видны и чисто постановочные фотографии...
— Это ошибочное впечатление. Фотографии часто получаются по принципу «случайность вопреки». А подборка, действительно, получилась немного «винегретная», но по концепции старого альбома, как документальной хроники, нужно было показать как можно больше людей.
— Здесь много стильных, классных находок. Оформляя фестивали, альбомы музыкантов, у кого вы учились, если вокруг — официоз, соцзаказ и т.п.?
— Атмосфера свободы, царившая у нас, создавалась во многом благодаря приобщению к запрещенной западной музыке. The Beatles, Queen — их пластинками мы тайно обменивались. Их обложки и воспитали вкус, привили любовь к дизайну. Особенно я проникся работами английской дизайнерской группы Hypnosis, оформлявшей альбомы рок-коллективов в своеобразном стиле, основанном на фотографии. И еще одним кардинально важным открытием для меня стало творчество Сальвадора Дали. Сейчас, наверное, это сложно понять, но на фоне реалистической живописи тех лет это было откровением и совершенно необыкновенной новой реальностью.
— Получается, что рок-клуб тоже пытался создавать некую альтернативную современному миру среду?
— Несомненно, и очень ценную. Прежде всего своей искренностью и внутренним драйвом. Мы дышали каким-то своим супервоздухом. Мне казалось, что это ощущение и останется с нами в 83-89-х годах, и меня искренне удивляет и радует близкое западному рок-долголетие многих наших команд.
— И еще какое! «Чайф», «Агата Кристи», Nautilus сейчас кумиры российской сцены. В ротации радиостанций появляется все больше песен именно того времени. Как вы думаете, почему? Всеобщая ностальгия? Но ведь сейчас свободы хоть отбавляй.
— Я думаю, что и людей моего поколения, и молодежь привлекает крепкий внутренний стержень каждой из этих личностей. Очень важна уверенность в человеке, в том, что завтра он не окажется в противоположном лагере. Таким для меня был и остается Слава Бутусов. «Чайфы» сумели сохранить молодой задор — тоже путь остаться в кумирах.
— Многие лица сегодня знамениты не только благодаря сцене. Некоторые сделали грандиозную карьеру в шоу-бизнесе.
— Вполне логичный вариант развития творческой личности, но я не считаю это закономерностью. А то сложится впечатление, что все выходцы из уральского рок-клуба сегодня стали магнатами и звездами эстрады. Как и везде, заметна лишь верхушка айсберга. Но, несомненно, особую пикантность это выставке придает: Так вот каким был Михаил Симаков! или Кто этот раздолбай? Боже, Николай Грахов! Давно известно, что хроники — вещь крайне любопытная.
— Вы сами не пробовали сделать карьеру в бизнесе? Дорогие коммерческие проекты?
— Я четко разделяю профессиональные коммерческие заказы и жизнь в творчестве. Если я делаю коммерческий проект, то сразу себе в этом признаюсь. Но если у меня будет альтернатива, возможность заняться тем, что действительно интересно и трогает, естественно, предпочту второе.
— Работаете ли сегодня с музыкантами, и с какими?
— Сегодня мало групп, с которыми хотелось бы работать. Главное в фотографии — подойти к делу с душой. То, с чем ты работаешь, должно удивить, поразить, увлечь. А современная русская музыка у меня таких эмоций не вызывает. Приятным открытием были группы «Фавориты Екатерины», «Инсаров», «Вова Синий».
— Есть будущее у уральского рок-клуба?
— Очень неоднозначно отношусь к попыткам реанимировать старый рок-клуб. Для меня это понятие навсегда связано с временами 80-х, если хотите, с его нежным возрастом. Одновременно и самым мощным.