А. Горбатов, фото А. Астафьева. «Вечерняя Москва», 29 августа 1988 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Подводя итоги «Музыкального марафона» за июль («ВМ» от 12 августа), мы обещали читателям знакомить с победителями марафона на том или ином этапе. Сегодня наш рассказ о рок-группе из Свердловска «Наутилус Помпилиус». Об артистах с Урала в последнее время довольно часто писала пресса. Мы не станем повторять рассказ о биографии коллектива, а предлагаем вашему вниманию рецензию на выступление группы в Государственном Центральном концертном зале, состоявшееся в начале августа.
...Вячеслав Бутусов посмотрел в зал, закрыл глаза, и над сотнями голов завороженных поклонников зазвучал знакомый сегодня, наверное, каждому голос:
«Посмотри, как блестят бриллиантовые дороги... ...Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги... ...Как безумно блестят, помрачая рассудок, Бриллиантовые дороги в темное время суток!».
Еще года два назад известный лишь сравнительно узкому кругу слушателей по магнитофонным записям, а ныне получивший беспримерную известность свердловский «Наутилус Помпилиус» вышел на эти самые «бриллиантовые дороги». Сегодня эту группу неизменно сопровождают все атрибуты, присущие рок-звездам: на их концерты билеты раскупаются за месяц до выступления или перепродаются с рук по баснословной цене, поклонники, а точнее, поклонницы, сутками стоят у служебных входов в концертные залы и буквально оккупируют центральные в надежде прикоснуться к своим кумирам. А телепередача «Взгляд» не упускает возможности еженедельно представлять песни «Наутилуса».
Так было и в Центральном концертном зале на всех четырех концертах группы. Впрочем, стоит ли удивляться этому ажиотажу, хотя он не вполне оправдан?! Ведь музыка и поэзия «Наутилуса» вошли в моду, но не в сознание слушателей, стали наркотиком для поклонников. И уже в зале сидят и внимают не вдумчивые слушатели, а «гороховые зерна» из одноименной песни группы, зерна, которые можно превратить во что угодно.
«...Зерна отольются в пули, пули отольются в гири, Таким ударным инструментом мы пробьем все стены в мире».
Впрочем, участники группы сами, видимо, встревожены наркотически бездумным поведением зала. И это отразилось в их последней песне:
«Я увидел глаза, я прикоснулся к лицу, Я ищу те ворота, откуда я вышел... Я пришел открыть те ворота, откуда я вышел...».
Некоторые слушатели, знающие творчество группы уже не один год, в смятении: «Наутилус» начал работать «под крышей» Росконцерта, как скажется на группе зависимость от Росконцерта, не обернется ли потерей индивидуальности, обезличиванием?
Однако другие видят, что Росконцерт открыл окно группе в «большую жизнь» — в сентябре предстоят двадцатидневные гастроли в Финляндии, в планах — поездка в США. Вот только останется ли свердловской рок-группа «Наутилус Помпилиус»? Несомненно, «наутилусы» понимают, осознают тот неизбежный этап, который возникает между «звездами» и поклонниками. Здесь можно было бы процитировать их последние песни, кричащие об одиночестве и равнодушии, отчуждении в мире людей: «Город братской любви», «Доктор твоего тела», «Синоптики длинных стыдливых ночей», «Я хочу быть с тобой». Можно было бы разложить по полочкам, проанализировать песню «Стриптиз», вызывающую в памяти недобрые воспоминания о недавнем всесилии всевозможных торговых (и не только торговых) мафий. Можно процитировать, дать оценку, поразмышлять. Можно. Но задача этой заметки поставить вопрос: что же будет с кумиром завтра? Единственная в Союзе группа, никогда не выходившая на бис в Центральном концертном зале, вышла, да не один раз! Что это — измена принципам или разумный компромисс? Но ведь где начинается компромисс, потакание публике, там кончается творчество...
Настораживает и то, что «Наутилус Помпилиус» показал в Центральном концертном зале не новую программу: большинство песен написано и исполнено группой (в магнитофонных альбомах) 3-4 года назад.
История (не только рок-музыки) знает множество взлетов, основанных на слепом поклонении, фетишизации, бездумности. Это тревожит, уверен, не только меня, но и всех истинных любителей группы, да и саму группу «Наутилус Помпилиус».
А. ГОРБАТОВ, научный сотрудник Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
НА СНИМКЕ: художественный руководитель группы В. БУТУСОВ. По мнению читателей «ВМ», он стал лучшим композитором июля. Фото А. АСТАФЬЕВА. (Снимок не сохранился - прим. naunaunau)