О кумирах 80-х

Энн Эр (Марина Леско). 1995 г.
Сканы предоставил: Satkliff. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Об имиджах

Постепенно уходит в прошлое рок-культура 80-х — самое яркое явление в музыкальной жизни, которое в равной мере можно отнести к разряду явлении идеологических. Для своих поклонников рок-лидеры были не просто любимыми певцами, композиторами или поэтами, а скорее вождями. Так как, безусловно, являлись носителями определенной жизненной программы. Как правило, рок-исполнители сами писали тексты, музыку, что принципиально отличало ихотэстрадных певцов и лидеров поп-культуры. В соответствии со своим отношением к жизни рок-лидеры строили свою биографию. С самого начала род-движения 80-x фаны ждали от своих кумиров полного соответствия тону характеру, который собственно проступал в песнях того или иного рок-певца.

В стране.советов Так же плохо с имиджами, как и вообще со стилем и вкусом. Здесь дажеу кинозвезд нет имиджей, хотя, возможно, многие наши деятели культуры, газетные или тележурналисты и тешат себя иллюзией. Тем ценнее для нас рок-лидеры, каждый из которых имел свой стиль.

Самыми яркими представителями рок-культуры 80-х были Гребенщиков ("Аквариум"), Кинчев ("Алиса"), триумвират Бутусова, Кормильцева и Умецкого ("Наутилус"), Шевчук ("ДЦТ") и, конечно, Цой ("Кино").

О бобах

Гребенщиков, хронологически первый, создал свое абстрактно-ассоциативное пространство, в котором многие его поклонники узнали собственное мироощущение. Именно хаос мыслей, ассоциаций и представлений создает вкупе некоторый особый мир. Центром этого мира является сам БГ, немного не от мира сего или производящий такое впечатление, свободный и независимый, отказавшийся от традиционной биографии, не состоявшийся (в результате собственного выбора) математик, вылетевший из университета за увлечение роком.

Свойственное рок-лидерам вообще (и Гребенщикову, в частности) ощущение правильно избранного жизненного пути изначально гипнотизировало фанов. Так стадо всегда бежит за кожа ком, не задумываясь куда. Потомучто вожак, как им кажется, знает зачем и куда бежать. Повторюсь, единственным требованием, которое^редъявлялось к рок-лидерам было полное соответствие выбранном^имиджу. Т.е. если уж ты претендует] >на то, что ты свободен и независим, то живи так, как ты поешь.

Именно поэтому Гребенщиков оказался первым, кто сошел с дистанции! После выхода в Америке пластинки Джоанны Стингрей "Красная волна", всех музыкантов, которые дали ей свои записи, попросили подписать письмо, в котором они должны были отречься от ; рея кого сотрудничества с американкой. Подписал его один... Гребенщиков. Этот поступок резко опустил его в тусовке.

Позже ему предложили уехать ¦в Америку для записи пластинки. И ,он дал согласие. В кулуарах говорили, что это предложение не ему сделали первым, но он был единствен-иым, кто согласился петь на английском. Отъезд в Америку, где "не был никогда", пользуясь цитатой "Наутилуса", был воспринят его фанами как некоторое предательство по отношению к своей аудитории. Его заподозрили в том, что он променял любовь народа на западный комфорт, шанс заработать настоящие деньги, возможно, глобальную славу. И, конечно, победителей не судят. Если бы он стал звездой мирового масштаба, возможно, его бы простили, но этого не произошло. А здесь тем временем он потерял все. Имидж его, как доказала жизнь, не соответствовал на самом деле его личности.

Теперь — о "Нау"

Вторым сошел с дистанции "Наутилус Помпилиус", основой которого был союз Бутусова (композитора), Кормильцева (текстовика) и Умецкого (носителя рок-идеи).

Доходчивость ресторанных ритмов и личное обаяние Бутусова прекрасно сочетались с атмосферой подворотни в текстах Кормильцева и философией жизни Умецкого.

В результате межличностных нестыковок коллектив распался, исчезла неповторимая атмосфера "Hay". Вышедшие недавно (почти одновременно) пластинки Бутусова и Умецкого наглядно доказали, что за Бутусовым нет философии жизни, а Умецкий не умеет петь. Совершенно очевидно, что каждому в отдельности им не достичь того, чем они были вместе. Имидж оказался разрушенным.

О нём

Верным себе и своей судьбе остался Цой ("Кино"). Он жил, как пел и умер, как жил. Ему в какой-то момент его жизни "надолю секунды показалась звезда", он к ней пошел и к ней ушел. Он умер в "солнечный день в ослепительных снах", закончив накануне свой последний альбом, в котором голос его, кажется, уже звучит из другого мира. Он станет легендой вовсе не потому, что рано ушел из жизни. А потому что умер, как предчувствовал. И прожил свою жизнь, как хотел, сам по себе, не зная компромисса.

Песни "Кино" это изложенная телеграфным стилем философия, где среди немногочисленных символов типа "звезда", "город", "ночь", "дождь", "стук" спрятана жизненная программа, согласно которой человеческая жизнь ничтожно коротка по сравнению с вечностью. И важно прожить её верным себе.

Цой всегда будет поддержкой и опорой тем, кто узнал себя к песнях "Время есть, а денег нету", "Мама-анархия", "Пачка сигарет", "Печаль". Он будет идолом тех, кто не хочет быть как все, кто не хочет быть лучше или хуже других, а хочет быть самим собой и сам по себе. Таких может быть много и они могут быть вместе.

О нынешнем

Из всей многочисленной плеяды 80-х остались только два реально действующих вулкана: "ДДТ" и, конечно же, "Алиса".

Шевчук — чумовой патриот с легким налетом славянофильского фанатизма, который утверждает, что любит свою родину, не отрицая, что она уродина и призывает всех остальных тоже ее любить.

И Кинчев. Красивый, излучающий энергию и веру в свой завтрашний день. Быть может и "картонный герой", ноон принял бой. Костя Кинчев не потерял своей аудитории, его по-прежнему любят за энергию, за бесшабашность, свободу и независимость: Он не оброс бытом и не стал взрослым, в чем огромная его заслуга. Пока есть он и есть его фаны, можно считать, что рок-идея 80-х еще жива. Есть еще независимые нигилисты-анархисты, которые хотят быть свободными и готовы рискнуть жить. По принципу "быть", а не по ппинмипу "иметь".


1995 год. Вячеслав Помпилович... Все статьи 1995 года 1995 год. Вячеславу Бутусову 33...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей