Вадим Пересветов. «Московский комсомолец», 1991 г.
Сканы предоставил: Satkliff. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
С чувством большого внутреннего воодушевления приступаю к обзору poк-прессы. Правда, до конца объективным быть довольно сложно, хотя бы потому что полностью переварить все выходящие в нашей стране рок-издания попросту невозможно. Несмотря на нехватку бумаги, высокие на нее цены и трудности с полиграфической базой, газеты и журналы продолжают нарождаться на свет и отчаянно борются за свое существование. Думается, что серьезным изданиям за свое будущее сильно волноваться не стоит. Волнения схорее всего могут возникнуть у тех, кто пользуется в описании событий в музыкальной жизни нехитрым набором хорошо всем известных и уже зажеванных слов и выражений типа: тусовка, оттянуться во весь рост, выпасть в осадок и т. д. и т. п. От многократного упоминания слова даже сленг теряет свою привлекательность.
Вот этим-то и немного грешит первая, о которой я хочу рассказать, газета «КАЙФ» (№ 1, объем 1 п. л., тираж 12500, редактор Н. Харитонов), издаваемая на теплой улице Южной холодного города Северодвинска. Но это, пожалуй, ее один-единственный недостаток. В основном газета неплохая. В ней можно прочесть и новости из Питера, с Рубинштейна, 13, и стихи Большого Дитя — Олега Гаркуши, увидеть воплощенную в фотографиях очень забавную идею РОК-ЦК (А. Градский, А. Макаревич, Б. Гребенщиков («А»), В. Бутусов («Н. П.»), С. Курехин(«П. М.»), уже ушедший от нас самый интеллектуальный рокер М. Науменко («Зоо»), Ю. Шевчук («ДДТ»), М. Борзыкин («ТВ»). Сейчас, глядя на фото Майка, кажется, что этого не должно было случиться. Он не просто ушел, он перегорел. Его смерть — очередное доказательство закона жизни падающей звезды — короткая, но яркая, где всего лишь один шаг отделяет человека между бытием и небытием. Не могу хоть что-нибудь не сказать о Майке... Будет ли ему теперь в ЦК достойная замена? Вот вопрос. А вот и поразившая меня информация: «КАЙФ» — единственная из всех толстых и тощих газет, которая не сдирает три шкуры, принимает все обьявтения бесплатно и публикует их безвозмездно, будь то адрес для знакомства, делового контакта или фан-общения, информация о купле-продаже или публикация собственной физиономии. В наш век, когда нужно платить даже за каждое лишнее телодвижение, — это действительно здорово. Правда, в «КАЙФе» есть оговорка, что такое отсутствие корысти существует только на сегодняшний день. Что будет дальше — время покажет. А пока редакция открывает корпункты в других городах и при посредничестве Бориса Гребенщикова ведет переговоры с Севой Новгородцевым.
Газета под наполовину калькированным и наполовину аббревиатурным названием «ТУЕСОК» (№ 2, 2 п. л,, тираж 5000 экз., город Смоленск, редактор А. Иванов). Почти половина номера посвящена панку. Перепечатка из «УР-ЛАЙТа» интервью с Егором. Летовым, материал «Панк: как это было» и переводная статья о «Секс Пистолз». Давно не читал ничего подобного. Реплики Летова с его оригинальными представлениями о рок-н-ролле и о жизни вообще лишний раз подтвердили (хотя в заголовок и вынесено, что «Панка в России нет») то, о чем я писал примерно год назад в статье «Русский Вудсток — где он?»: «Панк — это огрызок от сочной дули, это обглоданные кости, это скорлупа от яйца, чье содержимое предназначалось для полета, но его грубо «схавали». Невозможно ненавидеть, не настрадавшись, поэтому панк — это последний истошный крик отчаяния глубоко сентиментального человека». Вот скажите, кто сегодня о Достоевском вообще-то вспоминает, кроме литературных критиков ну и начитанных людей более старшего поколения. Забыли Федора Михайловича — вроде как пока и не нужен. А вот Летов вспоминает. Более чем уверен, что подавляющее большинство тех, кто слушает «Гражданскую оборону», не то что там не читали что-либо из Достоевского, но и фамилии такой не знают. Панк — это еще и характерный пример того, как в некоторых случаях музыка, прошедшая путь от сложного к простому и даже к банальному, как банальная и воспринимается".
Очень серьезная газета, как, впрочем, и следующая, набирающая крутые обороты и известность. «ДИКАЯ ДИВИЗИЯ» (г. Москва, тираж 20000 экз., составители К. Преображенский и А. Семенов). На сегоднгшний день вышло два номера «ДД», готовится к своему рождению третий-и четвертый. Номер, собранный до переворота (он же первый), содержит интервью с К. Кинчёвым, материалы о А. Чернецком, А. Романове, большой «отчет» об «ИНДЮКАХ» и размышления об «остывающем чае в котельных субкультуры» А. Серьги. Подробнее о материалах говорить не имеет смысла, так как все они написаны людьми, хорошо известными далеко за пределами Москвы и области. Перья их отточены, как английские лезвия, и в дополнительных комментариях не нуждаются. К тому же, газета я отличие от вышеупомянутых продается в нашем родном городе, и ее можно запросто почитать. Второй номер (собранный после переворота) «ДД» более разношерстный. Но здесь внесла свою лепту сумятица с положением вокруг «фестиваля свободы». Ожидали проведения одного и присутствия заявленных на нем музыкантов, а совершенно неожиданно получили другой фестиваль в подарок, с более тяжелым составом исполнителей.
Теперь настала очередь еще одной газеты — «РОК-ХРОНИКА» (№ 1 14/, 1991 г., г. Екатеринбург, редактор Михаил Орлов). Здесь, как это и положено, львиная доля принадлежит событиям в самом Екатеринбурге, но есть материалы и о Б. Г., хорошие интервью питерского фрилэнса М. Шишкова с членами «Холодного дождя» Павлом «Польханом» Кондратенко (экс-«Алиса») и Андреем «Маленьким Дюшей» Михайловым (экс-«Обьект насмешек»). Вопросы и ответы — пример разговора по существу и тактичных оценок, без излишнего крика и помпы о непризнанных талантах, противоречий в группах, в которых ранее играли музыканты. Если тебе мешают работать, ты сам кому-то мешаешь — работай один или с теми, с кем это может получиться без конфликтов (хотя бы до поры до времени), а не обливай грязью других. Так это и получилось, судя по интервью у дуэта «Холодный дождь», который вот-вот может закапать нам на головы. Как и во всяком уважающем себя музыкальном издании, есть в «РХ» и раздел новостей «из-за бугра». Здесь и «мелочевка» — экспресс-новости, и что почем для музыкантов, желающих работать за рубежом, и факты и фактоиды из жизни величайшего гитариста нашего века Джими Хенд-рикса, и об Оззи немного с его заскоками. А еще Барни Хоскинс взял да и поставил диагноз. Всем по очереди градусник вставил. В корректных, но хлестких выражениях и в лаконичной форме разбомбил Фила Коллинза, Эрика Клэптона, Марка Нопфлера, камня на камне не оставил qt «Статус Кво», Элтона Джона и «Пинк Флойд». Пожалел лишь Маккартни и слегка похвалил Планта с Пейд-жем. В общем, можете себе представить... Если бы что-нибудь подобное было опубликовано применительно к нашей действительности, что было бы, страшно подумать. Одним словом, отчаянный парень этот Барни.
По сравнению с теми изданиями, что были только что описаны, пара попавшихся под руку номеров «ГУМАНИТАРНОГО ФОНДА» выглядит более чем скромно. Но и в них есть что почитать. В очередной раз не обойдены вниманием «ИНДЮКИ» и представлен сочный фрагмент дайджест-интервью «Откровения от Джона» (Аеннона, разумеется). Личность Дж. Леннона, талантливейшего музыханта, «сделавшего самого себя хорошим и плохим», его глубокие внутренние противоречия, — все это еще долго будет волновать наши умы, и поэтому крайне интересно знакомиться с материалами такого порядка.
Ну вот вроде и приближаемся к финалу. На столе остались газеты типа «МОЛОДЕЖЬ ЛИТВЫ», имеющие музыкальную рубрику. Но я отодвигаю их подальше от себя. Они уже не наши, у меня нет телефонов постпредства, а антомировать международный скандал нет ни малейшего желания. «Шутка», — говоривал в таких случаях один мой умудренный опытом коллега, после чего начинал смеяться громче всех, потому что остальные молчали. И дабы не повторяться, отсылаю читателей к горячо любимой мною «РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ» («РМГ», № 8 /32/), где Таня Арефьева, в отличие от меня, с чувством легкой удрученности анализирует другие рок-издания: «Рок-фуз», «Студия», «Этаж N», «Драйв» и «Рокаду». Но и вместе с ними это далеко не полный список того, что выходит в свет.
ПОЛЬЗУЯСЬ случаем, передаю привет Саше Белявцеву, чей журнал «МЕЖ'МЕДИА «РОК» (за всю историю его существования вышло пять номеров) был одним из первых на нашем пресс-рак-рынке и до сих пор остается тем изданием, с которым я мысленно сравниваю все остальные. Сейчас Саша записывает на лазерные диски различных исполнителей, талантливых и не очень, на своеей фирме «Орфей» и к журналу возвращаться не желает. А жаль. Может быть, передумаешь, старик?