«РИО (Рекламно-информационное обозрение)» №(10) 38, октябрь 1989 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, март 2016 г.
Как бы интервью с Алексеем Хоменко о Студии НП и т.п.
...Больше всего этот подвал напоминал застенок средневековых инквизиторов на капремонте: мрачные своды, заставляющие боязливо прятать голову в плечи, внезапные провалы в полу, чернеющие неизвестностью коридоры, уходящие вдаль из-под грозящих обвалами арок, и тут же — банки, бочки, канистры с краской, олифой, белилами и я не представляю, чем еще, потребным для того, чтобы превратить этот, не знавший ремонта со времен пугачевского бунта, подпол старого купеческого особняка в современный офис со студией звукозаписи впридачу. Алексей Палыч Хоменко ловко сновал по лабиринтам старинного подвала, на ходу выясняя какие-то технические подробности находившегося в самом разгаре ремонта, заглядывал в бочки и канистры, временами исчезал за грудами кирпича и строительного мусора, и при этом ухитрялся рассказывать мне о своем рок-энд-ролльном прошлом, недавней наутилусовской эпопее, о планах Студии и ее экономическом положении, об отношениях с Рок-клубом и звездами уральского рока...
Алексей Палыч — человек занятой, однако, встретиться и поговорить "обо всем" не отказался. Я поймал его в вестибюле постфестивально-сонного ДК Свердлова и несколько часов носился вслед за ним по свердловским улицам, засунув в сумку бесполезный плэйер и пытаясь запомнить хотя бы основные моменты нашей беседы.
"Наша задача, задача Студии НП — дать группам, с которыми мы работаем, юридическое лицо, а как следствие, и возможность работать. Мы не ставим своей целью зарабатывание денег любой ценой, главное для нас — все-таки творчество."
"Мы уже давно в рок-н-ролле, можно сказать, со студенческих лет. Мы многое пережили, прошли через все. Теперь у нас есть аппарат, хорошие инструменты — что еще нужно для полного счастья? А то, что нет денег — это не очень важно."
Леша Хоменко, действительно, может требовать у Коли Грахова удостоверение "рок-ветерана", ибо связан с этой музыкой уже лет двадцать. В начале и середине 70-х он играл в забытых за давностью студенческих командах Свердловска, потом — вместе с другими уральскими музыкантами — организовал крепкую джаз-роковую группу СЛАЙДЫ, и блеснул с ней на уже вошедшем в историю Тбилисском Рок-фестивале "Весенние Ритмы-80". Тремя годами позже обломки развалившихся под ударами филармонического пресса СЛАЙДОВ вернулись в родной город, где стали ПОЛИГОНОМ и аккомпанировали знаменитому Александру Новикову (о его "деле" см. различные материалы РИО и Ур лайта) на его единственном рок-альбоме. Весной 1987 г. Слава Бутусов пригласил Хоменко в круто выруливавший на старт НАУТИЛУС.
"Летом 88-го Сафонов (Михаил Вячеславович Сафонов — начальник Свердловского областного управления культуры — ред.РИО) предложил группе открыть при своей фирме кооператив. Собственно говоря, это давало нам возможность стать полностью самостоятельной организацией. Мы согласились и получили этот подвал — кстати, над нами как раз и находится Управление культуры! Планов было много, но в этот период как раз обострились отношения между тогдашним менеджером НАУ и большинством музыкантов. В итоге все кончилось тем, что Слава по совету менеджера уволил группу, но и менеджер не удержался и исчез вслед за нами..."
На момент распада "старого" НАУТИЛУСА в его рядах помимо Леши Хоменко были и два его коллеги по слайдо-полигоновским временам: гитарист-звукооператор Володя Елизаров и бассист Виктор Алавацкий. Они решили продолжать работу вместе.
"Организующее звено Студии — это экс-члены НП плюс Виктор Зайцев (в прошлом он чем только не занимался, а сейчас стал нашим коммерческим директором). Задача нашего директора — с моей точки зрения — найти деньги для финансирования того или иного проекта, или хотя бы указать их возможный источник."
"Мы все остаемся членами РК — то же самое касается и входящих в Студию групп. Мы помогаем клубу всем, чем можем, а он платит нам столько, сколько может. Естественно, случаются и пролеты: к примеру, на последнем фестивале мы потеряли порядка трех тысяч, но это не страшно — организуем потом гастроли какого-нибудь МИРАЖА и все окупим!"
Однако, главное направление деятельности Студии НП — отнюдь не концерты, а прежде всего звукозапись. "В этом году мы уже выпустили альбомы ЧАЙФА ("Лучший город Европы") и АГАТЫ КРИСТИ ("Коварство и любовь"). Сейчас я записываю Сашу Холкина (в электричестве, а не просто под гитару) и Ольгу Лебедеву с группой САМА ПО СЕБЕ. Елизаров продюсирует группы ЕВА и НАСТЯ. Работали у нас на студии и ВОДОПАДЫ — сейчас запись приостановилась, но основная ее часть уже сделана — осталось работы на пару недель. Заканчивает свой третий альбом и Леша Могилевский."
"Кроме того, мы и сами продолжаем играть и сочинять музыку. С Елизаровым и Алавацким мы делаем старый добрый джаз-рок. Тексты — на английском — обещал написать Саня Калужский."
"Мы ничего не требуем от групп, не ставим никаких ограничений — пусть молодежь работает сама; правда тут от нас потребовали деньги на содержание аппарата — мы даже подумывали закрыться, но музыканты решили давать по одному-два концерта в месяц, чтобы решить эту проблему."
Как оказалось, проблема рентабельности — не единственное, что беспокоит обитателей Студии НП. "Недавно я с удивлением узнал, что некий Андрей Горбатов направо и налево раздает какие-то интервью как "пресс-агент" Студии! Чушь какая-то! Он, кажется, приходил к нам раз или два, но нашим сотрудником не является и уж тем более никто не уполномачивал его выступать от нашего имени. Это просто самозванец." (О том, кто же такой на самом деле "пресс-агент и рекламатор" Горбатов — читайте под рубрикой ФЭЙСОМ ОБ МУЗЫКУ в следующем номере нашего журнала.)
...
По-прежнему остается неясной судьба фильма, который планируют снять на Ленфильме участники натурализовавшегося в Ленинграде НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. Рабочее название ленты — "Человек без имени". Режиссер Юрий Титов, автор сценария Алена Аникина. Директор картины Дмитрий Гербачевский по совместительству выполняет функции менеджера НП.
...
...
"Это музыка на любой вкус", — прокомментировал свои впечатления от новых песен НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА гитарист ТЕЛЕВИЗОРА Саша Беляев, который — вместе с барабанщиком ДДТ Игорем Доценко и звукорежиссером Володей Кузнецовым — помог иммигрировавшему в Ленинград полгода назад свердловскому дуэту Бутусов-Умецкий записать демо-ленту нового альбома. По слухам, Беляев, который на записи отвел душу, записывая по пять гитарных партий в каждой вещи, получил официальное приглашение вступить в НП. Впрочем, эти слухи — материал для другой рубрики.
...