Илья Новгородцев. Сайт «Ю*Питер — планета, попавшая в сети», 2003 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Орфография и пунктуация оригинала не сохранены — naunaunau.
Очень прошу дочитать эту статью до конца — И.Н.
www.u-piter.info, 2003 г. Когда-то всё было очень просто. В любом ларьке за небольшие деньги можно было купить любую кассету, компакт-диски казались вещью недосягаемой как в плане цены, так и в плане необходимого оборудования в виде CD-проигрывателя или такого монстра как музыкальный центр. Это было пределом мечтаний школьника (меня) и казалось чем-то далёким и непостижимым. Поэтому получив первую стипендию (в далёком уже 1996 году) я первым делом кинулся к заветному ларьку с аудиокассетами, ибо был обладателем классного оборудования в виде фирменной магнитолы "PANASONIC". Уже после третьей зарплаты на моей полке лежал ряд из 90-минутных "SONY". Старый затёртые записи я подарил своему другу — "алисоману" в надежде на то, что он хоть на час оторвётся от музыки любимого им Кости.
Затем в мою жизнь вошёл компьютер и вместе с ним mp3-хи. Удобство их переоценить было сложно. Шутка ли, за 60 рублей весь "Наутилус"! И кассеты переехали куда-то вглубь полки. Последней купленной мной кассетой стал альбом "Незаконнорожденный" — первая совместная работа Бутусова и Каспаряна — предвестник "Ю-Питера".
Всё перевернулось два года назад, а именно 9 мая 2001 года. В тот светлый солнечный день я, в то время круто увлёкшийся музыкой "Rammstein", отправился покупать себе мобильник. И надо было такому случиться, но предварительные расчёты оказались больше на 600 рублей, и из магазина я вышел с мобильником и "лишней" достаточно солидной суммой. Путь мой лежал мимо магазина "Союз" и, естественно, я не смог туда не завернуть. Ещё через несколько минут я вышел оттуда с пакетиком, в котором лежал альбом "Mutter" в фирменном оформлении. Распаковав его дома, мы с братом были в шоке. Какая полиграфия! Какое оформление! И тексты песен! Надпись "Made in Germany" окончательно добила нас. Мы сравнили этот диск с уже имевшимся у нас пиратским mp3-шником, и с тех пор mp-3-шник лежит где-то в дальнем углу. Там же лежат и сборники "Нау", "ДДТ", "Кино", и чего там только ещё нет!
Вот тогда-то и родилась у меня идея собрать всю дискографию Бутусова. Реализовывать сей проект я начал осенью 2001 года тем, что подарил себе на день рожденья (кстати, 11 октября — так что с Ю-Питером нас разделяют только 22 года) двойной "Яблокитай". И началось! Сейчас я считаю себя уже достаточно продвинутым человеком в смысле знания рынка компакт-дисков. Но тогда...
Первое, что я для себя выяснил, это то, что все диски делятся на три группы: пиратские, лицензионные и "фирменные". Будем их дальше так называть.
Начнём с последних. "Фирменные" диски выпускаются ограниченным тиражом. Их отличают: специальное оформление, а именно красочный многостраничный буклет с фотографиями или картинками, текстами песен, информацией об исполнителе, в последнее время стало модно включать туда и мультимедийный трек; а также качество самой болванки. Болванка сделана на фирменном оборудовании. Она толще на ощупь, край у неё не острый, говоря языком инженера-конструктора (меня) у неё как бы снята "фаска". Как утверждают продавцы, такие диски лучше звучат и они долговечней. Но об этом позже. Диски такие стоят не меньше 300 рублей. Верхней планки, наверное, не существует.
Далее следуют "лицензионные" диски. Такие диски выпускаются региональными отделениями звукозаписывающих компаний и, как правило, продаются с пометкой "Не для продажи в Москве и Московской области". По оформлению с фирменными дисками их роднит только титульная страница. И всё. Буклет в них превращён в разворотик, на котором можно прочитать список песен и, в лучшем случае, узнать полное имя исполнителя и музыкантов. Болванки в них выпущены на дешёвом оборудовании. Цена этих дисков колеблется от 100 до 160 рублей в зависимости от магазина.
О "пиратских" дисках говорить даже не хочется. Проще mp3 купить, если есть компьютер. Содержание их, скорее всего, — это раскодированные демо-mp3, скачанные из Инета (так было с "Mutter", которая появилась за полгода до официального релиза) или просто украденные промежуточные версии песен. На таких дисках часто присутствуют различные бонус-треки из предыдущих альбомов того или иного исполнителя. Оформление, как вы сами понимаете, там чисто символическое. Кстати, "Раммштайновкий" "Spieluhr" на подобном диске назывался "Spiluha". Комментарии излишни... Наш российский исполнитель в отличие от забугорного защищён нашим доблестным законодательством, правда пользы ему (исполнителю) от этого... правильно, я знал, что Вы, уважаемый читатель этой нудной статьи, тоже в курсе дела. Как бы там ни было, но пираты всё-таки продают левак, и жертвами его стали "лицензионные" диски. Как ни крути, а их относительно низкая цена сделала их наиболее покупаемыми.
И здесь я позволю себе вернуться к моей идее о сборе дискографии БВГ. Кто только не выпускал "Нау" за его долгую историю! "Мороз Рекордз", "Sintez Records", "Jeff Records", "Апекс Рекордз", "АО Триада", похоронила "Нау" ирландская "Dana music", диски которой заполонили весь Питер. В первом же магазине я мог купить сразу ВСЁ. Но мы не настолько богатые, чтобы покупать дешёвые вещи, и я решил собрать всё в фирменном, то есть дорогом оформлении. Но в первых же магазинах мне сообщили, что таких дисков "Нау" нет, не было и что их никто не видел. Но я-то видел! В конце 90-х в магазине "Сайгон" лежали диски с наклеечкой "Архив", выпущенные совместно Даной и Морозом, которые по цене своей превышали две мои стипендии! В результате долгих скитаний (моих и брата, который параллельно со мной собирал "фирменный" "Раммштайн") определился ряд магазинов, в которых мы стали появляться регулярно (их список с адресами в конце статьи). И не зря. Так в моей коллекции появились "фирменные" "Невидимка", "Разлука", "Титаник Live", "Титаник", "Лучшие песни", "Атлантида", "Яблокитай", "Овалы", "Элизобарра-Торр" и "Звёздный падл". Остальные диски у меня в "лицензионном" варианте. Но, как выяснилось, такие диски надо покупать аккуратно, ибо на диске купленной мной "Невидимки" "Наутилус" превратился в... "Hautilus". Моему разочарованию не было предела, но в магазине "Титаник" мне посоветовали не расстраиваться, но диск не заменили: "...он что — у Вас не читается что ли?" Вскоре, на мою радость, нашёлся фирменный диск.
Но и с ними всё оказалось "не слава богу". Дановская коллекция — типичный архив. Его оформление подогнано под одну гребёнку художником Владимиром Пасичником. Сделано хорошо, красиво, но "настоящее" оформление всё равно интереснее, к тому же это — история. Помимо этого, в буклете нет текстов песен. Зато там присутствуют отрывки из книги "Наутилусоведение". Каждому альбому соответствует свой отрывок. (ищу эту книгу, понимаю, что выпущена она давно, но если кто-то видел её в продаже — помогите, буду очень признателен — Илья Н.). А вот оформление "Разлуки" и "Титаника" (выпущены "Апекс Рекордз") порадовало. В их буклетах присутствуют все тексты песен, многочисленные иллюстрации и т.д. И выпущены они в "правильном" "наутилусовском" оформлении с "лицами под простынёй" и "длинноволосым БВГ на фоне спасательного круга" соответственно. Оформление "Титаник Live" — 22-ух(!!!) страничный буклет с фотографиями с концерта. Прекрасно оформлены "Овалы". Живые, интересные детские рисунки на тему песен (ведь может же "Дана"!). Фантастически постарался Александр Коротич над "Элизобаррой". Стильное оформление, коробочка, красивая болванка — наверное, самый красивый диск из "наутилусовской/бутусовской" коллекции.
Все "дановские" и "апексовские" диски сделаны в Австрии на оборудовании DADC (Digital Audio Disk Copying). На зеркальной стороне диска около отверстия стоит соответствующая марка и серийный номер диска.
"Лицензионные" версии "дановских" дисков разочаровали. Титульная сторона вкладыша с пометкой "Не пиратский диск" такая же, как и на "фирменном" диске, зато на его развороте — пустота. Диски выполнены на оборудовании "ROFF Technologies". Странно, но они довольно легко гнутся. Зато порадовало оформление дисков, выпущенных региональным отделением "Мороз Рекордз". Все они имеют "оригинальное" оформление, такое же как когда-то виниловые пластинки ("Наугад" — а ля "Ю-Ту", Бутусов на белом фоне на "Князе тишины", студенты на "Переезде" и.т.д.).
И только один диск из всех у меня особенный. Это альбом "Отбой", вышедший на CD в середине 90-х и с тех пор в отличие от остальных дисков не переиздававшийся. Его я заказал по Инету на сайте www.discoland.ru. В результате мне за 300 рублей прислали записанную болванку, правда, в оригинальном оформлении, распечатанном на лазерном принтере! И это не шутка. Это правда. Горькая...
Такая вот коллекция. Всё что не нашёл "дорогого" — купил в упрощённом варианте. Кроме "Чужой земли" и "Крыльев". Мне в одном из магазинов обещали привезти (из Москвы), но уже три месяца тишина... В "простом" виде их хоть завтра купить можно, но... "мы ведь не настолько богатые...".
Всё равно эти песни я наизусть знаю... Одного понять не могу: являются ли "лицензионные" диски легальными? В магазинах говорят, что "да". Но ещё бы они сказали по-другому...
И последнее... О них, о магазинах. Все магазины я условно поделил на две группы: "местные" и "московские", т.е. филиалы московских магазинов. Тех, кого удовлетворяют лицензионные копии дисков, удовлетворит и ассортимент "местных" магазинов: от игр и mp3 до DVD. Но ни одного "фирменного" диска вы там не найдёте (исключение по Питеру — сеть магазинов "Титаник", но представленный там выбор оставляет желать лучшего). В филиалах Московских магазинов есть всё, кроме пиратских дисков. И это радует. Поэтому с удовольствием пишу здесь адреса этих магазинов:
В Питере:
в Москве:
в Екатеринбурге:
"Титаник Видео-рекордз": ул. Луначарского, 49;
в Новосибирске:
"Титаник Видео-рекордз": ул. Челюскицев, 15.