Звукосниматели

Булат Столяров. «Новая газета» №6, 27 января 2000 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


На рынке аудио– видеопродукции все — ПИРАТЫ

Мы предлагаем вашему вниманию расшифровку разговора с человеком, «очень близким к пиратскому бизнесу», — как он сам себя просил представить. Пиратство — старый российский феномен, который власть почему-то никак не может побороть. А дело исключительно в том, что пиратство является способом жизни целой страны. Напомним, что емкость российского рынка аудио— видеопродукции близка к $ 1 000 000 000

— В последнее время много говорят о достигнутом паритете интересов между пиратами и легальными компаниями. Это правда?

— Еще какая правда. Рынок функционирует на том, что пиратируют все. Абсолютно все. Я могу ответственно заявить: на рынке аудио— видеопродукции нет ни одного чистого игрока.

— Почему и каким образом договариваются легальные лейблы и пираты?

— Это некое безвыходное положение для легальных компаний. Их шантажируют. Выпускает, допустим, компания пластинку среднестатистической группы «Иванушки». Компания четко знает, что сможет выручить за нее, если будет заниматься ее легальной продажей, не больше 10 тысяч долларов. И то эти деньги поступят исключительно в первые дни, а уже через три дня никаких денег поступать с легальных продаж не будет. Пластинку отпиратируют.

— Пираты выпускают подделки на третий день? Как успевают?

— Ты не поверишь, но сказки о том, что у них везде есть свои купленые люди, — это чистая правда. Со студий, где записывается раскрученный артист, за взятки воруется звук прямо в процессе записи. Из типографий воруется фантик в процессе производства. Они могут выпустить даже в один день с легальной компанией почти любую пластинку. Ну а если у них что-то не получилось, то рынок через три дня все равно будет полон пиратскими копиями. Поэтому легальные компании ничего не могут заработать.

— И как легальные компании договариваются с пиратами?

— Ну как, если он все равно ничего не сможет заработать, если все козыри в руках у пирата... Пират приходит в любую компанию, просто ставит на стол чемодан с баксами. Он за любой рейтинговый альбом может даже заплатить заведомо больше. То есть легально этот альбом можно продать на 20 тысяч, допустим. А он сразу платит за него 40. Конечно, все компании отдают им свои проекты. И пираты выпускают альбом уже как обладатели авторских прав, как почти легальные компании. Вот это и есть точная схема функционирования рынка.

То есть идет беспрецедентное «кидалово» всех: и артистов, которые ничего почти с альбомов не получают, и компаний, которые без пиратов ничего никогда не продадут, и государства, мимо которого проходят налоги с бизнеса, емкость которого 1 миллиард долларов.

— Если вы говорите, что пиратские компании выкупают у легальных права на альбомы, то, видимо, можно проартикулировать названия пиратских фирм.

— Ну, главный враг и партнер легальных компаний — это Л... Евгений Ильич и его компания Р... (его московская контора называется О...). Это человек, который приходит и нагибает абсолютно всех. И у него есть широчайшее поле для шантажа: они действительно захлестнули пиратской продукцией весь рынок. Я думаю, 90 процентов всех кассет в Москве — это он. Они выпускают 10 млн кассет в месяц, диски выпускают. У него записывающий завод в Ростове. У него завод в Славиче, контрольный пакет. Он покупает полистирол в Салавате, он сам выливает пластмассу. У него полный цикл производства, что позволяет ему снижать издержки и демпинговать на рынке, нагибать всех по цене. Потому что если легальная компания сама станет выпускать продукцию, у нее себестоимость выйдет в разы дороже, чем у Р... Причем история приватизации его заводов за две копейки штука — это отдельная уголовная песня.

Л... Евгений Ильич — это конкретный полууголовный тип, с пальцами, с угрозами и т.д. Была у них Московская налоговая инспекция, нашли кучу пиратской продукции, арестовали все коробки. И чем все закончилось? Их отпустили за штуку баксов. У него там столько несчастных случаев, когда повесились люди, просто зверь человек. Они и Алене Михайловой из Реал-Рекордс звонили, угрожали.

— С кем конкретно из легальных компаний этот Л... и его компания Р... сотрудничают, какие альбомы покупают, сколько зарабатывают?

— Он работал и с «Союзом», и с ОРТ-Рекордс, а теперь с г-ном Т... и его компанией М...-С... Со всеми, кто выпускает рейтинговые альбомы. А начала торговаться с пиратами на нашем рынке известная компания А... и возглавляющий ее крутой, в смысле очень крутой. Ну вы меня поняли. Фирма крутого — это до сих пор структура, крепче остальных спаянная с пиратами.

А умершая недавно компания ОРТ-Рекордс вообще разработала ноу-хау по зарабатыванию денег из ничего. Они покупали альбомы у артистов не за деньги, а за столько-то минут эфира, то есть за раскрутку. А потом продавали их пиратам за деньги. То есть это та же продажа эфиров, только не в прямую, не за взятки, а в кривую. Теперь все так и делают, на всех каналах. Точно так же М...-С... г-на Т... (они сейчас управляют МУЗ-ТВ) работает с Р... и главным пиратом Евгением Ильичом Л...

Сейчас, например, Т... выпускает «Белый орел». Л.., как я слышал, заплатил за него г-ну Т... 70 тысяч долларов в чемодане. За «Отпетых мошенников» отдал 90 тысяч, забирает себе проект. И Л... уже как бы легальный. А по договору проводится 1000 рублей, налоги платятся с 1000 рублей.

— То есть российские артисты могли бы быть супербогатыми, если бы получали законный процент с реальных тиражей?

— Конечно, идет наглый «кидняк» артистов прежде всего. Им вешают лапшу, что продается полтора экземпляра. Все на самом деле продаются. Они бы хорошо себя чувствовали, если бы получали свой законный процент с реальных тиражей. Я знаю, что Милу Романиди продали легальным тиражом более 50 тысяч.

— Кто это такая?

— Я тоже не очень знаю, кто это, это вообще не звезда. Так вот, ее дисков одних 5 тысяч купили. Я уж не говорю о рейтинговых артистах. Последний «Мумий Тролль» продается официально объемом 120 тысяч экз. Официальным. И пираты еще 400 тысяч напечатали минимум. Во время подъема рынка пираты на одном «Мумий Тролле» заработали ровно 600 тысяч долларов. Это только на дисках! Одних «Старых песен о главном» было продано 2 млн кассет легально, а отпиратировали их — будь здоров. Поэтому это вранье, что ничего не продается.

— Говорят, наши легальные компании со страшной силой обманывают и импортных коллег, когда здесь продают купленную у них продукцию.

— Ну конечно. А иначе невозможно. Западники ведь не лезут в наши местные дела. Их интересует только ставка роялти: они берут по доллару с проданной копии. Но если ты им платишь только за авторские права доллар, то выгоды тебе здесь не выходит из-за того же пиратства. Потому что плюс к этому доллару надо приблизительно доллар отдать на производство диска. Мы продаем их себе в убыток. Поэтому мы западникам говорим, что продали 100 тысяч экземпляров «Титаника», а сами продаем 300 тысяч. То есть наши компании легально пиратируют. А сами пираты тот же «Титаник» продали 5-миллионным тиражом.

— Есть в России какие-то реальные, а не игрушечные антипиратские лоббисты?

— Лоббист тут может быть один — ВТО. Когда Запад выставит наведение порядка на аудио— видео— рынке условием вхождения России в ВТО, тогда что-то начнет шевелиться. А так беспредел практически всем выгоден.

Когда Пригожин (бывший гендиректор ОРТ-Рекордс. — Ред.) пытался поначалу вести какие-то антипиратские действия, они поехали на «Горбушку», конкретно поймали торговцев, их хозяев и т.д. Пригожинская служба безопасности их ловила. Так чем история закончилась? К ним подошли местные менты, которые «крышуют» рынок на «Горбушке», и говорят: мы вас сами тут сейчас закопаем, потом скажем, что вы преступники и оказали сопротивление. В нынешней ситуации нет никакого шанса перебороть эту машину. Просто потому, что самые высшие ментовские чиновники имеют с этого дела колоссальные взятки.

— Кто именно?

— Мы с тобой подольше поживем, если я не стану называть фамилий. Но это генералитет. Самые известные генералы милиции.

О чем вообще можно говорить, когда Крутой — друг Рушайло. (Правда, последний об этом, может, и не знает.) Реал-Рекордс Березовский «крышует», а губернатор Чуб в Ростове — друг этого Л... Евгения Ильича.

— И что, теперь нет в России пиратства иного, кроме как в схеме сотрудничества легальных лейблов с уголовниками?

— Ну что ты! Способов пиратирования — море. Допустим, ты как легальная компания приносишь на завод заказ: записать 30 тысяч экземпляров пластинок. Они печатают тебе 30 тысяч и сто тысяч еще себе и пиратируют. В Москве 50 мини-заводов плюс легальных больших заводов штук 5-6: на Варшавке, в Жуковке, «Мелодия». Это приватизировали за две копейки в свое время. Эти заводы и пиратируют. Приносишь им образец и все...

Или вот еще схема. Сейчас ведь в связи с тем, что легальным компаниям ввиду отсутствия собственной производственной базы производить продукцию невыгодно, они продают не кассеты и не диски, а лицензии на их производство. То есть даже мы с тобой можем пойти и купить у Реал-Рекордс, допустим, лицензию на производство какого угодно количества дисков, например, проекта «Нашествие». Так вот, приходит в Реал-Рекордс чувак, покупает тысячу лицензий на это самое «Нашествие». А потом просто сканирует эту лицензию и продает не тысячу, а 100 тысяч экземпляров. Поэтому у легальных лейблов нет никаких шансов получать с продаж нормальные прибыли. Пиратирование стало национальной традицией.

— Московская мэрия гордится тем, что победила пиратство в отдельно взятой Москве, выпустив акцизы на аудиопродукцию.

— Московская мэрия сделала самую большую лажу. Она легализовала всю эту ситуацию, выпустив московские акцизы. Эти акцизы легально клеются на кассеты, их любой может купить. Пират может прийти, купить, сколько хочет этих акцизов, и продавать свои кассеты абсолютно легально. И теперь вся пиратская продукция легально продается с наклейками. Я офигеваю от этих идиотов в мэрии. Московская мэрия просто наживает на этих марках по центу со штуки. И больше ничего.

P.S.
Мы готовы предоставить возможность высказаться тем, кто не согласен с выводами нашего автора.


1999 год. Бутусов многодетный отец... Все статьи 2000 года 2000 год. Отцы и эти. Яблоко от яблони.....

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителейHTML-pedia Все о ВЕБ-строительстве с самых азов. Как создать страничку...