Юлия Санкович, фото Олега Беликова. «Новая газета» №69, 18 сентября 2003 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
Вячеслав Бутусов Моя коллега по работе повесила над столом портреты мужчин. Вэна Дизеля, Киану Ривза и Дункана Макклауда. В ближайшем будущем красавица Надя планирует повесить и Бутусова. «Интересный, — говорит, — мужчина. Я бы за него замуж пошла».
Временами мы с Надей встречаемся со старыми друзьями и едем за город. Там режем оливье в железный тазик, пьем «мочаковое» пиво и поем песни под акустическую гитару. В десятке самых-самых — «Крылья», «Апостол Андрей» и «Одинокая птица». Про птицу мы с Надей особенно любим, потому что очень романтично. Лес, голубое небо, чавкающая почва с запахом весны и бутусовская «нетленка». Неподалеку с вертела капают на талый снег «ножки Буша».
Поколение, которое предпочитает сноуборд, нам с Надей жалко: они не знают, что такое настоящее студенческое счастье, Бутусов для них мимо прошел. Для нас «Наутилус Помпилиус» что-то святое и неотъемлемое. Как «Белый снег, серый лед» и песня «Ой-е».
К Надиному большому сожалению, у красавца Бутусова трое дочерей, а группа «Наутилус Помпилиус» давно распалась.
Музыкант самостоятельно занялся разнообразными вещами. Сначала записывал симпатичные примодненные песенки вроде «Настасьи», а потом собрал новую группу и, патриотично назвав ее «Ю-питер», выпустил новый альбом «Имя рек».
Альбом интересен для тех, кто соскучился по старому Бутусову. Похожий на «Нау» звук, похожая на «Нау» манера эротично-ностальгично шептать стилизованный под «Нау» текст. Тексты, полностью написанные самим Бутусовым, — это не Кормильцев. Музыканты, собранные на конкурсной основе, — не легендарная группа нашего детства. Барабанщика с его зверской манерой игры лучше бы вообще в «Ю-питер» не пускать.
Пластинка новой группы белого цвета. На обложке — солнце и луна с лицом Бутусова, а слово «Бутусов» гораздо больше бросается в глаза, чем название «Ю-питер».
Данный продукт можно смело приводить как программный на курсах по пиару — «Эксплуатация бренда». Вячеслав, впрочем, по этому поводу не сильно переживает. Музыкант спокоен, уверен в силах и всячески готовится к предстоящему гастрольному туру. Накануне московского концерта (19 сентября, СДК МАИ) мы позвонили экс-наутилусу домой в Питер:
— Новая пластинка сильно напоминает «Наутилус» той поры, когда вы были властителем дум.
— Я себя никогда таким не чувствовал. По-моему, альбом «Ю-питера» похож не только на «Наутилус», но и на весь сегодняшний мейнстрим, на всю новую гитарную волну.
— Насколько мне известно, эта волна называется рокапопсом. А рок — это в первую очередь социальный протест. Вы же не будете утверждать, что сейчас в государстве нет проблем, почему вы их в своем творчестве не отражаете?
— Именно потому, что проблемы есть, я держу их при себе. Я понял, что нужно петь о вечных и глобальных вещах так, чтобы в песнях не ощущалось эпохи. На самом деле рок-музыка может легко существовать и без социального протеста. Я это понял недавно.
— Хотите «нетленки»?
— Ну я не знаю:
— Мне кажется, в рок-музыке, особенно русской, всегда очень важную роль играли слова.
— Это было только в определенный период. Времена меняются, и меняется публика.
— Вы считаете, нужно делать то, что нравится публике?
— Ну конечно. У меня самого помимо музыки есть много интересных дел, которые я делаю для себя.
— Почему некоторые группы долго существуют, а «Наутилус» распался?
— Я считаю, надо уметь вовремя разойтись. У «Наутилуса» истек срок хранения, исчез тот первоначальный запал, с которого все это начиналось. А начиналось это просто от балды, как студенческая рок-группа, которая стала популярной, потому что попала на ту «новую волну» гитарной музыки, которая тогда началась.
— Может быть, всем остальным рокерам тоже пора расходиться?
— Не могу судить. Это как они сами чувствуют.
— Кто приходит на концерты группы «Ю-питер»?
— В основном молодежь.
— А вам не обидно, что она приходит не потому, что фанатеет от вашего нового проекта, а потому, что хочет услышать старые хиты «Нау»?
— А так всегда было.
— И вам не надоело их петь?
— Что значит «надоело» — я же не для себя пою, а для них. Я должен петь то, что людям нравится.
— Почему вы «завязали» с «приэлектроненными» песнями вроде «Настасьи»?
— Это был одноразовый проект. Время от времени я буду делать проекты в разных стилях.
— Вы неоднократно делали акцент на том, что группа «Ю-питер» — это вы плюс молодые музыканты. Как вам работается с молодыми?
— На самом деле молодой только барабанщик. Он еще не удовлетворил свои амбиции, поэтому в игре присутствуют такая здоровая злость, запал своеобразный. Но для проекта это очень хорошо. (Барабанщик бьет по барабанам так, как будто наказывает. — Ю.С.)
— Ваш бывший коллега по работе Илья Кормильцев сейчас делает рекламные ролики, переводит книги скандальных западных авторов, выпускает книги Лимонова и антиглобалистов. Получается, что Кормильцев пошел в модный андеграунд, а вы — в «немодный».
— Я просто остался там, где был. Что касается Кормильцева, мы общаемся время от времени. Столько лет проработали вместе — чего нам ссориться. Правда, он живет в Москве, я — в Питере, поэтому получается не очень часто. Что касается его рода деятельности, Илья никогда не переставал заниматься подобными вещами. Мы не обсуждаем наши политические взгляды, это личное дело каждого. Лично я к антиглобалистам отношусь отрицательно — не вижу никакой пользы в их деятельности.
— Вам не жаль, что ваш творческий тандем с Кормильцевым распался?
— Да нет, я получаю удовольствие от того, что сам пишу тексты и музыку.
— Как-то саксофонист Алексей Козлов сказал, что начиная с конца восьмидесятых ничего нового в нашей музыке не появилось. Согласны вы с этим?
— Я не мастер разбирать музыку по направлениям. Вот если вы спросите меня об архитектуре, я вам расскажу. Я же шесть лет в архитектурном учился!
— Хорошо, давайте об архитектуре. Как относитесь к тому, что Москву ломают и на месте исторических памятников строят разноцветные домики?
— Ну, наверное, время пришло, потому что все эти советские строения — и «Интурист», и «Москва» — уже сами скоро начали бы рушиться. А вот Военторг, я считаю, — памятник не столько архитектурный, сколько идеологический. В общем, по-моему, от разрушения этих зданий московский стиль не пострадает, потому что — чему страдать, когда нет единого архитектурного стиля? Вот Питер — другое дело. Там в центре вообще ничего трогать не надо.