Игорь Шушарин. Еженедельник «Ваш тайный советник» №15 (144), 18 апреля 2005 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, апрель 2013 г.
Девятого апреля во Дворце спорта «Юбилейный» состоялась IX церемония награждения отечественных рок-музыкантов самой престижной в Санкт-Петербурге премией Fuzz. На этот раз одним из лауреатов премии стал человек, без которого сегодня уже немыслимо представить историю русского рока. Это — Вячеслав Бутусов, основатель легендарной группы «Наутилус Помпилиус», а ныне лидер группы «Ю-Питер». Наша беседа с Вячеславом состоялась ровно за полчаса до того момента, когда он вышел на сцену «Юбилейного», чтобы получить статуэтку «Forte» за победу в номинации «Лучшая песня года».
— Вячеслав, уж не знаю, что там говорят критики, но, на мой взгляд, последний альбом «Ю-Питера» (речь идет о пластинке «Биографика», вышедшей в конце прошлого года — И.Ш.) — это полный блеск.
— А я тоже не знаю, что там говорят критики.
— Скорее всего, что-нибудь не слишком лестное, потому как...
— Да, наверное. Потому как — критики.
— Да и бог-то с ними, работа у них такая. А пластинка на удивление классная получилась. В данном случае, «на удивление» — это в том смысле, что поначалу для многих «Ю-Питер» производил впечатление некоего искусственного, лишь на время созданного проекта. Что-то типа канувшего в лету «БГ-бэнда».
— Если честно, я не задумываюсь о таких вещах. Что же касается альбома, то лично я им доволен. Я был к нему морально готов, в отличие от всего остального, происходившего в моей жизни до того.
— Группа «Ю-Питер» недавно вернулась из гастрольного тура по Германии. Скажите, что за публика приходит на ваши концерты там? Наверное, всё на четверть бывший наш народ?
— Конечно, подавляющее большинство слушателей за границей — это наши соотечественники, которые уже дифференцируются по поколениям. То есть, если учитывать, что первая большая волна эмиграции прошла в восьмидесятые годы, а следующая — в начале девяностых, то сейчас там уже появилась волна молодежи — детей той самой первой волны.
— Вы ходите сказать, что в силу ностальгии, либо каких-то иных причин родители воспитывают своих отпрысков на отечественной рок-музыке?
— Ну, сейчас у них там нет такой замкнутой эмигрантской системы. Такой, которая была раньше, во времена железного занавеса. Сейчас все эти вещи более доступны. Но с другой стороны этим людям и не нужно ничего навязывать, так как им все равно вольно или невольно приходится питаться теми плодами массовой культуры, которые поставляются отсюда. Просто Германия для них в этом аспекте ничего не производит.
— Вячеслав, а лично у вас нет такого комплекса, который испытывают многие наши соотечественники, приезжающие в Германию: мол, вот-де, собаки, — мы их победили, а теперь они лучше нас, победителей, живут и процветают?
— У меня такого комплекса нет. Хотя бы потому, что я не имею права заявлять, что я кого-то победил. И уж тем более не имею права кого-то в чем-то обвинять. Зато в свою очередь имею право заявить, что понятие «лучшести», на мой взгляд, слишком уж обывательское. У немцев — те же самые человеческие проблемы. (А то еще и покруче!) Хотя бы потому, что мы сегодня, в принципе, живем в обществе с легким оттенком анархии. Той анархии, которую представляли себе греки (правда в несколько адаптированном, эдаком «русско-разбойничьем» варианте). А у них... у них даже этого нет.
— Про судьбоносный визит рокеров к господину Суркову вы, наверное, ничего говорить не будете? Если верить газетным публикациям — сие есть, тайна скрытая за семью печатями. (Владислав Сурков — заместитель руководителя администрации Президента РФ — И.Ш.).
— Да нет там никакой тайны. Тем более что изначально никто и не собирался делать из этого тайну. Насколько я понимаю, это была такая предварительная встреча, которая может быть, и имела перспективу стать событийным явлением, однако его, этого события, в конечном итоге так и не произошло. Вполне возможно, что господин Сурков посмотрев на... на представителей нашего профсоюза (смеется — И.Ш.), просто решил, что ему пожалуй не стоит делать серьезных заявлений.
— То есть, вписаться в разработку новой российской идеологии вам не предлагали?
— Если говорить конкретно о Владиславе Суркове, с которым лично я познакомился впервые, то думаю, что человек с такими взглядами и такими нормами не будет всерьез рассчитывать на людей подобного плана.
— А вы верите, что «люди подобного плана» могут серьезно влиять на ситуацию?
— Конечно. Только они и влияют. Больше никто.
— Хорошо, давайте не будет трогать политическую и идеологическую составляющие. Возьмем что-нибудь более прозаическое. Например: Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» выступают на фестивале типа «Рок против наркотиков». Вы уверены, что после такого концерта хотя бы на одного зрителя-наркомана станет меньше?
— Об этом я даже и не думаю. Потому что это абсурд и детский лепет.
— Тем не менее, вы участвуете в подобных акциях?
— Нет. Я участвую в акциях, которые называются «концертным сборищем».
— То есть, не «за что-то», а вопреки и просто так?
— Примерно так.
— В последнее время ходит куча сплетен-слухов вокруг ваших якобы натянутых (назовем это так) отношений с Юрием Шевчуком. Мол, на одном из недавних концертов вы чуть ли не лица друг другу били?
— Серьезно?.. Нет, мы даже морды друг другу побить не можем. Во-первых, редко видимся, а во-вторых, лично у меня нет повода бить морду Юрию. Совершенно никакого. Я его уважаю, отношусь к нему с пиететом и считаю, что это такое мое заслуженное к нему отношение.
— После песни «Девушка по городу» вас, наверное, уже достали с вопросами-обвинениями, мол, песня эта есть чистой воды попса и всякое такое прочее?
— Да это всегда было. Это меня преследует еще со времен раннего «Наутилуса», так что на подобные вещи я уже давно выработал иммунитет.
— Ну, и черт-то с ними! Тем более, что и песня отличная, и клип хороший. Кстати, эта фишка в клипе с маленьким «пит-стопом» и рассыпавшимися цветами — это режиссер придумал или ваша личная задумка?
— Это стопроцентно киношный прием.
— А вы сами, в принципе, кино любите?
— Да. В общем и целом я воспринимаю кинематограф как позитивное явление (смеется — И.Ш.).
— При просмотре «Брата-1» невольно складывается ощущение словно бы Бутусов целенаправленно работал и писал свои песни исключительно к этому фильму. В смысле, ваши песни легли так, будто процесс их прежнего появления — всего лишь длительная подготовка к будущему мощному саундтреку.
— В данном случае это целиком заслуга Алексея Балабанова, я же сразу открестился от всех этих вещей. Понимаете, сейчас сложилась такая ситуация, когда писать оригинальный саундтрек почему-то никто не хочет. Я столько раз испытывал желание подойти к этому делу по-человечески, написать оригинальную музыку к оригинальному сценарию. Однако режиссерам проще взять и настричь материал, чем год тратить на то, чтобы записывать и производить музыку, которая специально выстраивается под картинку.
— Но именно такое направление, на ваш взгляд, верное?
— Я считаю, что это вообще единственно правильное направление. Все остальное — даже не эклектика, а простое нарезание купюр. Эта работа изначально была заведомо скучным занятием. Своего рода аппликация, которая, как эстетический прием, безусловно, работает. Но ведь это комиксный прием.
— Раз уж мы заговорили о «Брате», скажите, вам самому Даня Багров как герой симпатичен?
— Такой, каким он представлен в фильме, да. Если не заниматься морализаторством и всем прочим, то, конечно, на фоне большинства кинематографических героев нашего времени он мне симпатичен. Скажем так, лично я такое обаяние принимаю.
— И обаяние «Брата-2» то же?
— Я ни первого, ни второго «Брата» не могу воспринимать объективно. Более того, если бы у меня в этом случае не было определенной доли предвзятости, то, скорее всего, он понравился бы еще больше. Но все-таки здесь следует сделать поправку на предмет того, что нынче понятие «культовости» у нас очень сильно измельчало. То есть, когда говорят, что «Брат» — это культовый, знаковый фильм, то я протестую обеими руками. Потому что это — не культовость.
— Может, здесь имеет место классическая ситуация безрыбья?
— Если нет рыбы, то это отнюдь не означает, что ее обязательно следует чем-то заменить (смеется — И.Ш.). Это уже профанация. Если нет героя, нет романтика — значит и не надо лезть туда. Следует называть вещи своими именами. Но с другой стороны, в «Брате» есть определенная попытка продемонстрировать какое-то другое измерение. Я это чувствую. Такая, знаете, возвышенная попытка режиссера Алексея Балабанова пробиться сквозь свои земные преграды.
— Кстати, Вячеслав, все песни из вашего последнего альбом записаны на ваши же стихи. Это произошло по причине временной «безнадеги» (в смысле, нет сейчас рядом достойного автора)? Или все-таки с годами вы осознали, что созрели до поэзии?
— Могу сразу сказать — я не специалист в области поэзии и не владею языком поэзии. Я пишу тексты и просто конструирую их. Это не более, чем конструирование эмоций. Честное слово, у меня очень редко бывает так, что я могу взять какой-то сюжет и от начала до конца написать текст по определенной схеме и по определенному сценарию. Понимаете, музыка — это более абстрактный язык, и она может выражать эмоции на более тонком уровне. А слова и буквы — грубая субстанция, среди них варьировать очень тяжело. Так что мои стихи всего лишь прием, прием композиции. Не более того...